Цель:повторить и обобщить знания о группах сложносочинённых предложений по значению и союзам; углубить знания об особенностях постановки знаков препинания между частями сложносочинённых предложений, о построении схем ССП;развивать коммуникативные способности учащихся, умение обобщать, сравнивать, делать выводы;воспитывать любовь к красоте окружающего мира.
Блиц-опрос. Какое предложение называется сложносочиненным?Как соотносятся друг с другом части ССП?С помощью каких союзов связываются независимые части сложносочиненного предложения?Какие виды отношений могут возникать внутри ССП?Какие знаки препинания ставятся между частями ССП?В каких случаях между частями ССП знаки препинания не ставятся?
Найди ССПУкажи смысловые отношения, объясни пунктуацию Осенние воспоминания 1)Вспоминается мне ранняя погожая осень. 2)Воздух так чист, точно его совсем нет. 3)В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой. 4)Около шалаша вечером греется самовар, и по саду расстилается длинной полосой голубоватый дым. 5)Темнеет. 6)В саду горит костёр и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. 7) Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные силуэты двигаются вокруг костра. 8)На поляне немного светлее, и над головой белеет Млечный Путь. 9)Долго глядишь в темно – синюю глубину неба, переполненную созвездиями. 10)Потом встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому. (По И. Бунину)
Игра «Кто внимательнее?»Найди предложения с пунктуационной ошибкой, докажите свою точку зрения. Капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким, нарядным. На небе горели звёзды, и светила луна. Несколько сильных ударов – и стрельба прекратилась. Солнце село, и поднялся легкий ветерок. Уже совсем рассвело, и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.
Синтаксическая минутка [Погода вначале была хорошая], однако [вскоре налетел холодный ветер]. [ ], однако [ ].(повествовательное, невосклицательное, ССП, состоящее из двух частей, связанных союзом однако; между частями противительные отношения; 1-я часть – двусоставная, распространенная, полная, неосложненная; 2-я часть - двусоставная, распространенная, полная, неосложненная .)
Рефлексия. Выбери фразеологизм, наиболее точно отражающий твое настроение и твою работу на уроке. Я сегодня работал засучив рукава - и к концу урока на седьмом небе от счастья. Я был немного неуверенным в своих знаниях, но ловил каждое слово учителя – и к концу урока воспрянул духом. А я считал ворон на уроке – в итоге ничего не понял и нос повесил.