Конспект урока по геометрии
в 9 классе
«Правильные многоугольники. Формулы радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников»
Цели урока:
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урок:
- Здравствуйте, дети! Проверьте, все ли, что нужно к уроку лежит у вас на партах? (тетрадь, ручка, дневник, линейка, карандаш)
- Садитесь!
Многоугольник называется вписанным в окружность, если (все его вершины принадлежат окружности)
- Тема нашего сегодняшнего урока «Правильные многоугольники. Формулы радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников».
- На этом уроке вы узнаете, как называется выпуклый многоугольник, у которого все углы и все стороны равны, где встречаются правильные многоугольники в повседневной жизни, ознакомитесь с формулами радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.
- Вот, посмотрите на проекты учеников вашего возраста. В них показано, где и как можно использовать правильные многоугольники.
- У вас на столах лежат шоколадки, у каждого ряда разные размеры. Возьмите линейки и измеряйте, чему равна каждая сторона шоколадки.
- что вы можете сказать о ее сторонах, какие они?(ровные)
- Сколько углов у нашей «фигуры?»?(4)
- Какие они? (прямые и ровные между собой)
- Ребята, мы с вами видим перед собой фигуры у которых все стороны и все углы раны соответственно.
- Посмотрите на доску. Какие фигуры в левой колонке таблицы? А какие справа?(слайд 2)
- Будет ли равнобедренный треугольник правильным?
- При каком условии равнобедренный треугольник будет правильным?
(слайд 3)
- С некоторыми правильными многоугольниками вы уже знакомы - равносторонний треугольник (правильный треугольник), квадрат (правильный четырехугольник).
2) В тетрадях решаем задачи:
- Ознакомимся с некоторыми свойствами, которыми обладают все правильные многоугольники.
1 ряд: Найти угол правильного пятиугольника.
2 ряд: Найти угол правильного шестиугольника.
3 ряд: Найти угол правильного п- угольника.
Три ученика за доской решают эти же задачи. Затем проверяем. Проверяя задачу третьего ряда, получаем формулу:
3) Записываем формулу в тетради и объясняем значение каждой
переменной. (слайд 4)
- Около любого правильного многоугольника можно описать окружность, и в любой правильный многоугольник можно вписать окружность, причём центр окружности, описанной около правильного многоугольника, совпадает с центром окружности, вписанной в тот же многоугольник.
Радиус вписанной окружности в правильный многоугольник (r):
Найдем радиус R описаной окружности и радиус r вписаной окружности для правильного n- угольника со стороной а.
Пусть сторона правильного n- угольника АВ=а, ОА=СВ, ОС= r. У равнобедренном треугольнике АОВ высота ОС служит и медианой и бисектрисой, поэтому
С прямоугольного треугольника АОС находим:
a - сторона многоугольника
N - количество сторон многоугольника
Радиус описанной окружности правильного многоугольника(R):
a - сторона многоугольника
N - количество сторон многоугольника.
Заполним таблицу для правильного треугольника, правильного четырехугольника, правильного шестиугольника.
Самостоятельная работа.
a (сторона правильного многоугольника) |
n (число сторон правильного многоугольника) 5 ответ: 2.0645728807068 |
Найти радиус вписанной окружности в правильный многоугольник
a (сторона правильного многоугольника) |
n (число сторон правильного многоугольника) |
Ответ:2.5519524250561 |
- Какое впечатление у Вас сложилось? (Понравилось – не понравилось)
– Какое настроение после урока? (Радостное – грустное)
– Какое самочувствие? (Устал – не устал)
– Какое отношение к пройденному материалу? (Понял – не понял)
– Какова твоя самооценка после урока? (Доволен – не доволен)
– Оцени свою активность на уроке. (Старался – не старался).
Творческое задание с помощью компьютера составить элемент орнамента из различных видов правильных многоугольников.