ДОКЛАД
Использование инновационных технологий на уротих русского языка
(из опыта работы)
Учитель
Трисвятскослободского ЗОСО ст.
Телегина И.В.
Все чаще и чаще современный учитель сталкивается с откровекшым нежеланием учиться у подростков. Учащиеся стали заметно пассивнее, невнимательными на уроках. Школьники не хотят прислушиваться, вникать, запоминать. На это имеется ряд причин. Основной причиной возникновения этой ситуации являются методологические проблемы. Жизнь существенно изменилась и стала за пределами школы гораздо интереснее и привлекательнее, чем в школе. Поэтому детям и хочется больше времени проводить вне школы, за ее пределами. А процесс обучения терпеть как что-то необходимое. Но все же эти причины устранить можно. Для этого уроки должны быть интересными. Необходимо использовать инновационные технологии.
Иван Подласый в своей монографии («Практическая педагогика» отмечает, что обучение должно быть направлено на конечный результат, быть личностно-ориентированным, носить характер сотрудничества: ученик хочет — я научу. Но использовать их необходимо разумно, в меру. Большие возможности для развития интереса к языку имеют вводные уроки. Эти уроки должны быть необычными, познавательными, развивающими. Такими, чтобы они остались в памяти на всю жвнь. Уроки — открытия. На этих уроках закладываются основы понимания языка как средства общения, понимают значимости языка для жизни общества. Задача учителя — сделать так, чтобы первый урок стал особешшм, чтобы он увлек ребенка, зажег желакше вникнуть в мир слова. На современном этапе преподавание русского языка носит коммуникативную направленность, что создает благоприятные условия в овладении языком как средством общения. Поэтому ввод:-ше уроки можно провести на тему: «Язык — важ«ейшее средство общения и познания» или «Много разкых слов волшебных знаю я . . . » и другие.
Каждому учителю необходюло помнить, что его задача не давать готовые знания, а научить учиться. Необходимо больше использовать самостоятельную работу на уроках, задавать творческие домашние задания, рефераты, доклады.
В моей практике на уроках русского языка наиболее эффективны такие технологии:
2
1. На каждом уроке проводится фонетическая зарядка. Например: взяла, поняла, жалюзи, кухонный, силос, приговор, договор. Вначале учащиеся повторяют эти слова вслед за учителем, затем вводят их в словосочетания и предложения. В заключение можно придумать рассказ.
2. Минутка обсуждения смысла пословиц и поговорок, цитат.
3. Этимологическая страничка. Например: земляника — русское слово
(ягода, растущая на земле).
4. Ведение личного словарика.
5. Игры. Например: записываем в столбик лобое слово. Даем задание подобрать фразеологизмы, пословицы, поговорки, загадки, начинающиеся с данной буквы.
Ж жить чужим умом, Е — ерунду молоть, М — мастер на все руки,
Ч — черным по белому,
У ум за разум заходит, умывать руки, уйти в себя,
Г — голыми руками взять, гонять лодыря, говорить сквозь зубы.
Всегда интересна и эффективна на уроках русского языка работа в парах или группах. Для составления диалогов учитель должен предложить школьшжам интересные жизнештые ситуации. Напррпиер: а) у вашего товарища температура, дайте ему несколько советов; б) пртласите вашу подругу к себе на день рождения; в) посоветуйте товартцу не делать то, что он запланировал, убедите его, что он ошибается.
Увлекательна работа в грушах «Мастера слова», когда дается задаште каждой группе написать сказку, буриме, сочинение на заданную тему. Напрртиер:
ученики 7 класса писали мини-сочинение «Я посадщл... которое состояло бы только из глаголов.
Моя яблоня
Увидел. Обрадовался. Купил. Принес. Выкопал. Посадил. Полил.
Ухаживаю. Жду. Защела. Любуюсь. Созрели. Угощаю.
Работа в грушах «Юные фольклористы» предполагает выполнение опережающего домашнего задания группой.
I группа. Подберите пословицы о матери. II группа. Подберите пословицы о мире.
III груши. Подберите пословицы о знаниях.
Группы также могут проводить поисковую работу. Например:
1 группа. Выписать из текста три слова с двумя приставками, двумя суффиксами, двумя корнями.
II группа Выписать из текста слова с приставками раз- , без- , Разобрать их по составу.
Группа может работать над выполнением и ситуативных упражнений.
I группа. Вы были на концерте, поделитесь впечатлениями от увиденного и услышанного с родителями.
II группа. Вы возвратились из лагеря, поделитесь впечатлениями с родителями.
Ингенсивному развитшо речи учащихся, развитто умения аргументировать свои мысли помогает использование метода «ПРЕСС» на уроках русского языка. Например, можно использовать такие задаши:
Вежливо опровергните утверждекше, проедя аргументы.
Он хороший футболист.
Приятно, когда лето жаркое.
Хорошо, когда у тебя есть телефон.
Везет тем, кому родители купили компьютер.
4
Или вежливо откажитесь, развернуто мотивировав свой отказ.
Одолжите мне 50 грн. до понедельника.
Я приглашаю вас потанцевать.
Купите мне, пожалуйста, по дороге хлеб.
Закончите фразы, построив их на основе следующих утверждений:
С одной стороны... , с другой стороны ...
Хорошо, когда лего жаркое.
Хорошо, когда у родителей есть машина.
Хорошо, когда мама не работает,
Хорошо, когда ты единственный ребенок в семье.
Образец: с одной стороны, хорошо, когда ты единственный ребенок в семье, все внимание родители уделяюг тебе и все свои деньги тратят на тебя, с другой стороны, плохо, когда ты единственный ребенок в семье, потому что дома часто бывает скучно, тебе ю,жто не помогает, никто не защищаег тебя.
Закончите предложения:
Учителя не всегда справедливы к ученикам, потому что
Я умею права приходить домой поздно, потому что я
Хорошо, когда ты одет в джршсы...
Такта образом, для того, чтобы поддерживать интерес к изученшо русского языка, необходимо внедрять в практику работы инновационные технологии, постоянно повышать свой профессиональный уровень, стремиться к самосовершенствованию. Ведь еще в 19 веке Иван Франко утверждал, что
«учителем школа держится».
5