Продуктивность урока во многом зависит от правильно выбранного хронометража. В данной статье изложены приемы и методы, отражающие направленность современного урока словесности.
Направленность современного урока словесности
Знание – самое превосходное из владений.
Все стремятся к нему,
Само же оно не приходит
Бируни
Современное общество предъявляет высокие требования к личности, получающей образование в общеобразовательной школе. Существует специальная система норм, которая предъявляется к учащемуся на уровне государства, т. е. стандарт.
Высокие требования стоят перед учителями, преподающими словесность. Методика проведения современного урока словесности включает в себя три основных направления:
КОММУНИКАТИВНЫЙ подход
ДЕЯТЕЛЬНЫЙ подход
ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ подход
По проблеме эффективности современного урока написано много научных трудов. Опираясь на исследования Быстровой Е. А., Никитиной Е. И., Ипполитовой Н. А., можно прийти к выводу, что основополагающей направленностью современного урока русского языка является коммуникативно – речевая деятельность школьника.
Учитывая, что цели и задачи урока не изменились ( развивающая, образовательная, воспитательная), особое внимание уделяется РАЗВИВАЮЩЕЙ цели урока. В основе этой цели лежит развитие определенной компетентности школьника.
Современная методика выделяет 10 компетентностей школьника:
СОЦИАЛЬНАЯ (умение активно жить)
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ (знания о культуре и отношение к другим культурам и верам)
КОММУНИКАТИВНАЯ (развитие устной и письменной речи)
ИНФОРМАЦИОННАЯ
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ(умение добывать знания в информационных источниках, развивать их, анализировать)
КРЕАТИВНАЯ(продуктивная и творческая работа)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ и др.
Коммуникативная компетентность требует от ученика:
1.Активно выражать свои мысли.
2.Подтверждать сказанное.
3.Дополнять собеседника.
4.Прокомментировать сказанное.
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА?
Хронометраж современного урока
Проверка дом. зад. – 3 мин.
Чтение текста и вопросы к нему – 4 мин.
Работа над содержанием текста – 20 мин.
Словарная работа -3 мин.
Объяснение домашнего задания -5 мин.
Новый материал -10 мин.
Опираясь на работу Н.А. Ипполитовой «Текст в системе изучения русского языка в школе», предлагается следующая работа на уроке. Учащимся предлагается проанализировать текст, придумать творческое продолжение, провести работу по чтению молча, тренинг-подготовка к аудированию. Уместно устное изложение, диалог, поиск ключевых слов в тексте.
Для закрепления языковых навыков рекомендуются всевозможные задания по фонетике, морфологии, синтаксису. Огромную роль в развитии речевой деятельности играют коммуникативно-ситуативные упражнения (КСУ).
Привожу примеры наиболее удачных, интересных для учащихся ситуативных упражнений.
ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА УРОКЕ
Данный вид упражнений дает возможность продолжить работу над составлением диалога в парах, организовать повторение морфологических признаков частей речи.
НЕИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА УРОКЕ
Данный вид упражнений развивает у учащихся ассоциации (хорошо или плохо) и дает возможность обосновать свой ответ, высказать свою позицию.
ЗРИТЕЛЬНО – СЛУХОВОЙ ДИКТАНТ
Развивает мышление учащихся, способствует выработке внимания, целостного и выборочного анализа. Такой вид работы предполагает запомнить и записать определенное количество предметов, их цветовую гамму, форму, материал, составить словосочетания, предложения, текст.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОБЪЕМЫ ТЕКСТОВ
5 класс – 30 слов
6 класс – 60 слов
7 – 8 классы – 80 слов
9 – 11 классы – 100 слов
ТРЕНИНГИ, РАЗВИВАЮЩИЕ АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ВОССОЗДАЮЩЕЕ ВООБРА ЖЕНИЕ
Учащимся предлагается устно создать ассоциативную картину, например,
Осень – желтый цвет, лист, дождь. Затем составляется устный и письменный текст.
Сложнее задания по воссоздающему воображению. Ученик должен попытаться описать предмет, чтобы увидеть, услышать, ощутить его. Подобный тренинг дает возможность ученикам составить текст с эвфоническим пейзажем.
Современный урок русского языка предполагает дифференцированный подход в обучении учащихся и разные уровни сложности заданий.
1 уровень – просто провести доказательные ассоциации.
2 – 3 уровни – составить текст по опорным словам.
4 – уровень – написать этюд, эссе.
Полезной и интересной частью урока является та часть урока, на которой ученик заполняет заготовленную карточку самоконтроля(самооценки).
1. Что я узнал на уроке.
2. Что я не понял.
3. Какие навыки приобрел.
4. Какой уровень домашнего задания я буду выполнять.
Домашнее задание должно быть разноуровневым ( низкий, средний, достаточный, высокий).Ученик самостоятельно выбирает уровень домашнего задания.
1 уровень – репродуктивное задание ограничивается выполнением упражнения и изучением параграфа.
2 уровень – репродуктивно-конструктивное задание, предполагающее не только работу с учебником, но и самостоятельное составление словаря по тексту, над которым работали в классе.
3 уровень – конструктивно-творческое задание. По опорным словам написать сочинение.
4 уровень – творческое задание. Продолжение текста или составление текста на заданную тему.
Современный урок русского языка является главным звеном системы обучения в условиях формирования образования. Дидактика Савченко А. Я. Выделяет следующие элементы в обучении:
--самостоятельная работа учеников как метод обучения;
--подготовительная самостоятельная работа(передача знаний, полученных от учителя);
--дистанционное образование;
--учебная познавательная деятельность на долгосрочной основе;
--линейный принцип подачи материала в среднем звене (5-9 классов);
--систематизация и повторение на более высоком уровне.
Донецкий лицей 71 имени П.Ф.Батулы
(методическое объединение учителей русского языка и литературы)
НАПРАВЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
( ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ )
Подготовила
учитель русского языка и
литературы
Стоциенко Алла Ивановна
ДОНЕЦК- 2008 г