Статья "Направленность современного урока словесности"

Про матеріал

Продуктивность урока во многом зависит от правильно выбранного хронометража. В данной статье изложены приемы и методы, отражающие направленность современного урока словесности.

Перегляд файлу

Направленность современного урока словесности

 

 

                                                               Знание – самое превосходное из владений.

                                                               Все стремятся к нему,

                                                               Само же оно не приходит

                                                                                                      Бируни

 

 

Современное общество предъявляет высокие требования к личности, получающей образование в общеобразовательной школе. Существует   специальная система норм, которая предъявляется к учащемуся на уровне государства, т. е. стандарт.

     Высокие требования стоят перед учителями, преподающими словесность. Методика проведения современного урока словесности включает в себя три основных направления:

                                    КОММУНИКАТИВНЫЙ  подход

                                    ДЕЯТЕЛЬНЫЙ  подход

                                    ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ  подход

По проблеме эффективности современного урока написано много научных трудов. Опираясь на исследования Быстровой Е. А., Никитиной Е. И., Ипполитовой Н. А., можно прийти к выводу, что основополагающей направленностью современного урока русского языка является коммуникативно – речевая деятельность школьника.

     Учитывая, что цели и задачи урока не изменились ( развивающая, образовательная, воспитательная), особое внимание уделяется РАЗВИВАЮЩЕЙ  цели урока. В основе этой цели лежит развитие определенной компетентности школьника.

     Современная методика выделяет 10 компетентностей школьника:

          СОЦИАЛЬНАЯ (умение активно жить)

          ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ (знания о культуре и отношение к другим культурам и верам)

          КОММУНИКАТИВНАЯ (развитие устной и письменной речи)

          ИНФОРМАЦИОННАЯ

          САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ(умение добывать знания в информационных источниках, развивать их, анализировать)

           КРЕАТИВНАЯ(продуктивная и творческая работа)

           ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ и др.

Коммуникативная компетентность требует от ученика:

      1.Активно выражать свои мысли.

      2.Подтверждать сказанное.

      3.Дополнять собеседника.

      4.Прокомментировать сказанное.

     КАКИМ  ДОЛЖЕН  БЫТЬ  СОВРЕМЕННЫЙ  УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА?

 

                     Хронометраж  современного  урока

    Проверка дом. зад. – 3 мин.

    Чтение текста и вопросы к нему – 4 мин.

     Работа над содержанием текста – 20 мин.

     Словарная работа -3 мин.

     Объяснение домашнего задания -5 мин.

     Новый материал -10 мин.

 

Опираясь на работу Н.А. Ипполитовой   «Текст в системе изучения русского языка в школе», предлагается следующая работа на уроке. Учащимся предлагается проанализировать текст, придумать творческое продолжение, провести работу по чтению молча, тренинг-подготовка к аудированию. Уместно устное изложение, диалог, поиск ключевых слов в тексте.

     Для закрепления языковых навыков рекомендуются всевозможные задания по фонетике, морфологии, синтаксису. Огромную роль в развитии речевой деятельности играют коммуникативно-ситуативные упражнения (КСУ).

     Привожу примеры наиболее удачных, интересных для учащихся ситуативных упражнений.

 

                            ИМИТАЦИОННЫЕ  ИГРЫ  НА  УРОКЕ

Данный вид упражнений дает возможность продолжить работу над составлением диалога в парах, организовать повторение морфологических признаков частей речи.

 

                             НЕИМИТАЦИОННЫЕ  ИГРЫ  НА  УРОКЕ

Данный вид упражнений развивает у учащихся ассоциации (хорошо или плохо) и дает возможность обосновать свой ответ, высказать свою позицию.

 

                             ЗРИТЕЛЬНО – СЛУХОВОЙ  ДИКТАНТ

Развивает мышление учащихся, способствует выработке внимания, целостного и выборочного анализа. Такой вид работы предполагает запомнить и записать определенное количество предметов, их цветовую гамму, форму, материал, составить словосочетания, предложения, текст.

 

                          ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  ОБЪЕМЫ  ТЕКСТОВ

 

5 класс – 30 слов

6 класс – 60 слов

7 – 8 классы – 80 слов

9 – 11 классы – 100 слов

 

                     ТРЕНИНГИ,  РАЗВИВАЮЩИЕ  АССОЦИАТИВНОЕ      МЫШЛЕНИЕ  И  ВОССОЗДАЮЩЕЕ  ВООБРА ЖЕНИЕ

 

Учащимся предлагается устно создать ассоциативную картину, например,

    Осень – желтый цвет, лист, дождь. Затем составляется устный и письменный текст.

Сложнее задания по воссоздающему воображению. Ученик должен попытаться описать предмет, чтобы увидеть, услышать, ощутить его. Подобный тренинг дает возможность ученикам составить текст  с эвфоническим пейзажем.

     Современный урок русского языка предполагает дифференцированный подход в обучении учащихся и разные уровни сложности заданий.

 

  1 уровень – просто провести доказательные ассоциации.

  2 – 3 уровни – составить текст по опорным словам.

  4 – уровень – написать этюд, эссе.

 

Полезной и интересной частью урока является та часть урока, на которой ученик заполняет заготовленную карточку  самоконтроля(самооценки).

 

1. Что я узнал на уроке.

2. Что я не понял.

3. Какие навыки приобрел.

4. Какой уровень домашнего задания я буду выполнять.

Домашнее задание должно быть разноуровневым  ( низкий, средний, достаточный, высокий).Ученик самостоятельно выбирает уровень домашнего задания.

 

1 уровень – репродуктивное задание ограничивается выполнением упражнения и изучением параграфа.

2 уровень – репродуктивно-конструктивное задание, предполагающее не только работу с учебником, но и самостоятельное составление словаря по тексту, над которым работали в классе.

3 уровень – конструктивно-творческое задание. По опорным словам написать сочинение.

4 уровень – творческое задание. Продолжение текста или составление текста на заданную тему.

                 Современный урок русского языка является главным звеном системы обучения в условиях формирования образования. Дидактика Савченко А. Я. Выделяет следующие элементы в обучении:

 

--самостоятельная работа учеников как метод обучения;

--подготовительная самостоятельная работа(передача знаний, полученных от учителя);

--дистанционное образование;

--учебная познавательная деятельность на долгосрочной основе;

--линейный принцип подачи материала в среднем звене (5-9 классов);

--систематизация и повторение на более высоком уровне.          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецкий  лицей 71  имени  П.Ф.Батулы

(методическое объединение учителей русского языка и литературы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ  СОВРЕМЕННОГО  УРОКА  РУССКОГО  ЯЗЫКА

 

( ДОКЛАД  ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Подготовила

                                                           учитель русского языка и

                                                         литературы

                                                            Стоциенко Алла  Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

ДОНЕЦК- 2008 г

 

 

docx
Додано
30 грудня 2018
Переглядів
633
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку