Презентація до уроку "Умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных вещах"
(«Чтобы знали… чтобы знали»)
Какую истину хотел донести Булгаков своим читателям?Презентація виконує роль візуалізації.
Факты биографии Булгакова. У Булгакова было церковное детство. Оба его деда были священниками, а отец, Афанасий Иванович Булгаков (1857-1907), — профессором Киевской Духовной Академии, оставившим ряд монографий по сравнительному богословию. Крестный отец Михаила - профессор Н. И. Петров, несмотря на большую разницу в их возрасте, был позже другом своего крестника. Он не носил нательного крестика. Были и увлечения наркотиками. Его первой жене пришлось делать аборт еще до венчания... Не стоит удивляться, что он давал довольно едкие зарисовки из церковно-приходской жизни. Не нравилась советская жизнь Булгакову. Он вообще не мог описывать ее не фельетонно. Но одно дело высмеивать очереди, коммунальные склоки, бюрократию и прочую бытовуху. И совсем другое дело – бросать вызов официальной идеологии
Булгаков писал свой последний роман в годы жесточайшей цензуры, имея огромный опыт пародирования. Он хотел видеть свой роман опубликованным. Разные редакции, отражающие разные этапы работы Булгакова над текстом «Мастера и Маргариты», принято обозначать так: Черный маг (1928-1929)Копыто инженера (1929-1930)Великий канцлер (1932-1936) Князь тьмы (1937)Вторая полная рукописная редакция романа (1938).«Мастер и Маргарита» становится названием этого произведения только в 1938 году. За несколько дней до смерти в дневнике его жены Е. С. Булгаковой появляется запись: «6 марта 1940 г. Когда засыпал: «Составь список... список, что я сделал… пусть знают…». Был очень ласков, целовал много раз и крестил меня и себя – но уже неправильно, руки не слушаются.. Одно время у меня было впечатление, что он мучится тем, что я не понимаю его, когда он мучительно кричит. И я сказала ему наугад (мне казалось, что он об этом думает): «Я даю тебе честное слово, что перепишу роман, что я подам его, тебя будут печатать!» – А он слушал, довольно осмысленно и внимательно, и потом сказал: «Чтобы знали… чтобы знали»
Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита» - многожанровое и многоликое произведение, как само искусство: это романтика и реализм, живопись и ясновидение. Его можно назвать и бытовым, и фантастическим, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Можно сказать, что это роман тайн. Композиция романа многоплановая: это «роман в романе». В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и роман о Понтии Пилате. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.
Время действия в романе Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных повествовательных уровнях текста. Давнеепрошлое не ушло без-возвратно, а существуетпараллельнос современностью.
Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В широком смысле зло включает негативные состояния человека и силы, вызывающие эти состояния. В этом смысле термин «зло» относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны. В более тесном смысле зло обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка
Добро — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Изначально было противоположно понятию худа (т. е. означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей. В религиозном смысле Добро абсолютизируется, — например, в христианской морали Добро является характеристикой явлений с точки зрения их соответствия Божьему промыслу, общему для всех.
Разруха. Это - мираж, дым, фикция. Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Когда эти баритоны кричат "бей разруху!" - Я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается и тем более - людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны! (профессор Ф. Ф. Преображенский)
Симпатизирует ли Булгаков своему герою Га – Ноцри?«… человек лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта- ссадина с запекшейся кровью»«Иешуа заискивающе улыбнулся..»; «Иешуа испугался и сказал умильно: только ты не бей меня сильно, а то меня уже два раза били сегодня»; «Иешуа шмыгнул высыхающим носом и вдруг такое проговорил по -гречески, заикаясь»«… всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой – либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна власть»
Восшествие на Голгофу Мастер создаёт 5-й вариант истории деяний, осуждения и казни Иисуса Христа , вариант более стройный, чем все новозаветные. Но главное – в его изложении эта история становится до того по земному живой, что в её реальности невозможно усомниться. И Иешуа, и Мастер восходят на свою Голгофу. Иешуа Га-Ноцри в изображении Мастера нисколько не похож на сына божьего. Это странствующий философ, несущий в себе, как и Мастер, ИСТИНУ, СВОБОДУ и СИЛУ. Секрет этой силы даже не в смысле слов бродячего философа, не в глубочайшей его убежденности, а в том качестве, которого нет ни у Пилата, ни у Каифа, ни у любого из московских персонажей романа, исключая Мастера, - в абсолютной независимости его разума и духа. «Злых людей нет на свете», - утверждает герой Мастера.
Симпатизирует ли Булгаков своему герою, Мастеру?Как зовут мастера?Как Мастер реагирует на рассказ Ивана о гибели Берлиоза?Кто узнает сатану? Есть ли в жизни Мастера минутырешения, выбора?Что же рознит Мастера и Фауста? «…бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми».«Вы – писатель? – спросил с великим интересом Иван. - Я – мастер, - ответил гость и стал горделив, и вынул из кармана засаленную шелковую черную шапочку, надел ее, а также надел и очки, и показался Ивану и в профиль, и в фас, чтобы доказать, что он действительно мастер».«…Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев, а кроме того, занимался переводами». «Я знаю пять языков, кроме родного ,- ответил гость,- английский, французский, немецкий, латинский и греческий».«…однажды выиграл сто тысяч рублей».
Маргарита «Бездетная тридцатилетняя женщина…»«…она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья»« в глазах… всегда горел какой – то непонятный огонек, что нужно было чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами?» «…ей нужен был он, мастер…»
« Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы…Она несла желтые цветы! Нехороший цвет»«Я тебя вылечу, вылечу,» - бормотала она, впиваясь мне в плечи,- ты восстановишь его. Зачем, зачем я не оставила у себя один экземпляр! Она оскалилась от ярости…» «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!»«Я знаю, на что иду. Я погибаю из-за любви!»«…согласна идти к черту на кулички»«У нее была страсть ко всем людям, которые делают что – либо первоклассное»«Я из-за тебя всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой, несколько месяцев я сидела в темной каморке и думала только про одно – про грозу над Ершалаимом…»
Воланд и его свита Воланд – оппонент автора или резонер, которому доверено озвучивать авторскую позицию?«…они люди как люди. Любят деньги»« …и милосердие иногда стучится в их сердца»«… квартирный вопрос испортил»«Я люблю сидеть низко, - с низкого не так опасно падать»« Совсем худо,- заключил хозяин,- что-то …недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих…удивительные подлецы »
Силы ада в романе Силы ада в романе «Мастер и Маргарита» играют необычную сатирическую роль. Они не столько сбивают с праведного пути добрых и порядочных людей, сколько выводят на чистую воду и наказывают уже состоявшихся грешников. Недаром Булгаков вводит в роман буйную свиту Воланда. Нечистая сила учиняет в Москве немало безобразия. Однако союз нечисти с Воландом необходим писателю для более серьёзных и важных целей. Воланд олицетворяет нормы христианской морали. Это дьявол , наказывающий за несоблюдение заповедей Христа.
Словарная работа ПОКО́Й м. состоянье бездействия, в веществен. и духовн. знач.; косность, недвижность; отдых, роздых; мир и тишина, безмятежное состоянье; отсутствие возмущенья, тревоги. Покой тела, вещи, предмета, недвижность, равновесие всех на него действующих сил. Покой живого тела, полное ослабленье своих движущих сил, с подчиненьем его одному тяготенью. Покой духа, души, может быть двоякий: покой ума, где мышленью дан роздых, оно не напрягается, а носится по воле, и покой сердца, воли, совести, затишье нравственное, невозмущенный страстями быт. (Словарь Даля)Покой (Словарь русских синонимов ) Бездействие, косность, лень, неподвижность, инерция, ничегонеделание, отдых, мир, тишина; спокойствие, шум, незвучание; оцепенение, безмолвие, отсутствие движения, безмятежность, успокоение, умиротворенность, умиротворение, успокоенность, недвижимость.
Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то, как может быть зло?Если есть зло, то, как может быть Бог?М. Ю. Лермонтов Н. А. Бердяев. По его мысли именно из неизмеримого могущества зла в мире следует бытие Бога. Ведь если зла так много, и тем не менее встречаются редкие островки света – значит, есть что-то, не позволяющее тайфуну зла переломить тростники добра. Есть какая-то более могущественная сила, которая не позволяет океанскому прибою размыть прибрежные пески. У сил добра, столь редких в мире сем, есть тайный стратегический резерв – в мире Ином. Небесконечность могущества зла есть доказательство бытия Бога…