Презентация "Чередующиеся и безударные гласные в корне слова" 5 класс

Про матеріал
Сложнейшая тема 5 класса – это сопоставление корней с чередованием и корней с безударной гласной. Ее отрабатываем, описывая зимнюю природу. Красота зимнего пейзажа всегда вызывает эмоциональный отклик у детей, что делает работу привлекательной.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Чередующиеся и безударные гласные в корне слова» 5 класс

Номер слайду 2

Цели: закрепить правописание корней с чередованием и сопоставить с ними написание корней с безударной гласной,отрабатывать умение создавать развернутое высказывание по предложенной ситуации.воспитание чувства прекрасного. Оборудование: Эпиграф. Изображения зимней природы. Пьесы: П. И. Чайковский «Святки» из цикла «Времена года»А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года»

Номер слайду 3

Ход урока. На доске: пир мир жиг блист стил перо, примерять, зажечь, блестит, постель - Какая орфограмма представлена в первой строке?Приведите примеры слов с такими корнями. Запись: запирать, умирать. От чего зависит написание таких корней?Какие гласные чередуются в этих корнях? и\е- Назовите корни в словах второй строки. Встретились ли вам корни с чередованием? (блест, стел,жиг)- Как называется гласная в остальных словах? (безударная)- Назови проверку: перо – перья , примерять - мерка- Какие же орфограммы будут сегодня предметом нашего внимания? (Чтение темы )

Номер слайду 4

- Можно ли проверить ударением чередующуюся гласную?Задача сегодняшнего урока – научиться различать корни с чередованием от корней с безударной гласной. Итогом же этой работы будет словесное рисование, где вы можете использовать слова с такими корнями.

Номер слайду 5

Послушайте такую историю, рассказанную К. Паустовским: Однажды зимним вечером в маленьком деревянном доме умирал слепой старик. Вместе с ним жила его дочь Мария, девушка, лет 18. Только и добра было в избушке, что кровать, лавка на кривых ногах, грубый стол и, наконец, клавесин – единственное богатство Марии. Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ на все окружающие звуки. Старик, шутя, называл клавесин «сторожем своего дома»…- Выйди на улицу, - сказал старик, - и попроси первого встречного зайти в наш дом. Тебе никто не откажет… Мария долго ждала и прислушивалась. И вот ей показалось, что вдоль стены идет, напевая, человек. Она остановила его и дрожащим голосом передала отцовскую просьбу.- Хорошо, - сказал человек тихо. – Хоть я и не священник, идем. Они вошли в дом. Мария зажгла свечу и увидела худощавого, человека невысокого роста. Он был еще молод, этот незнакомец. По-мальчишески тряхнув головой, он подвинул к постели умирающего стул.- Говорите! – сказал он. – Может, властью, данной мне не от Бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты.- Я хочу, чтоб кто-то позаботился о Марии.- Я сделаю это. А еще чего вы хотите?

Номер слайду 6

Тогда старик неожиданно улыбнулся и громко сказал:- Я хотел бы еще раз увидеть свою Марту такой, какой встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он расцветает весной. Но это невозможно… Не сердитесь на меня за неразумные слова…- Хорошо, - сказал незнакомец и подошел к клавесину… И вдруг переливчатый звон рассыпался по комнате, будто раскатились по полу сотни хрустальных шариков.- Слушайте, - сказал незнакомец. – Слушайте и смотрите. Он заиграл… Его лицо поражало бледностью, а в потемневших глазах играл луч от свечи. Клавесин пел в полный голос впервые за много лет. Он заполнил своими звуками не только дом, но и сад…- Я вижу! – сказал старик и поднялся на постели. Я вижу день, когда встретился с Мартой. Это было зимой, в горах. Небо было прозрачно, словно синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, - повторил он, прислушиваясь к отзвуку струн.- Незнакомец играл и смотрел в темноту за окном.- А теперь, - спросил он, - вы что-нибудь видите? Старик молчал, прислушиваясь.

Номер слайду 7

- Неужели вы не видите, как черная ночь становится синею, потом голубой и теплый свет падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев расцветают белые цветы. А небо поднимается все выше, становится все синее и прекраснее.- Я вижу это, - отозвался старик. Тихо скрипнула педаль, и клавесин заиграл торжественно, будто сотни радостных голосов.- Это яблони расцвели за одну ночь, - сказала Мария.- Да, - ответил незнакомец, - это яблони. …Студеный воздух дохнул в комнату… Незнакомец перестал играть. Он сидел около клавесина неподвижно, будто зачарованный своей собственной музыкой. Старик, задыхаясь, сказал:- Я видел все так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть, не узнав вашего имени. Как Вас зовут?- Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, - ответил незнакомец. Мария отошла от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.… Заря занималась за окном, и в ее свете пламенел сад, блистая цветами мокрого снега.

Номер слайду 8

Работа с текстом- Вы запомнили имя человека, который играл для умирающего?- Какую роль взял на себя Моцарт? ( Роль священника, призванного проводить уходящего из жизни, выполнить последнюю волю умирающего)- Какие желания старика выполнил музыкант?- Какова главная мысль этого рассказа? ( Музыка обладает огромной силой. Может взволновать, воодушевить, может успокоить и утешить, если уметь ее слушать. Она очень тонко передает чувства, которые волнуют людские сердца) 

Номер слайду 9

Перед вами последние предложения этого текста, Назовите:1-в.: 4 слова с чередованием 2-в.: 4 слова с безударной гласной. (Запись) - Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, - ответил незнакомец. Мария отошла от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.… Заря занималась за окном, и в ее свете пламенел сад, блистая цветами мокрого снега.(касаясь, склонилась, заря, блистая – объясни выбор гласной; зовут, незнакомец, пламенел, цветами – назови проверку)

Номер слайду 10

Выбор темы для творческой работы.- В какое время года происходили события в рассказе? Давайте поговорим сегодня о красоте зимнего пейзажа. Нам редко удается увидеть настоящую зиму. Но может быть ваши мечты о ней станут от этого еще ярче. Поможет нам в работе музыка композиторов, которые музыкальными средствами описывали красоты зимней природы: это Чайковский и Вивальди. - Какова главная краска зимы?

Номер слайду 11

- Прочтите слова В. Рыбчинского: Белый снег, белою птицей, Опускаясь, парит и кружится. И ложится легко и бесшумно, укрывая всю землю ковром. Елям-бабушкам дарит он шубы, на ресницах блестит серебром. Первый снег я тихонько печатаю, и снежинки ловлю перчаткою, И смотрю, как в ладонях тают, а вверху – голубиная стая. 

Номер слайду 12

- Кто герой этих строк? (снег)- Как относится поэт к своему герою? (любуется, восхищается)- В каких словах это видно? Найди тропы:«белой птицей» - метафора«укрывая ковром» - олицетворение«елям-бабушкам дарит он шубы» - олицетворение, метафора«блестит серебром» - эпитет (как?)- Встретились ли вам слова с чередованием в корне? Выпиши словосочетания с этими словами. (ложится бесшумно, блестит серебром)

Номер слайду 13

Сбор лексического материала по теме- Назовите корни, написание которых тоже зависит от суффикса «а», но в них чередуются гласные о\а- - В каком столбике вы видите корни с чередованием? Запиши нужные словосочетания?К..снувшись земли к..залось мне. Сл..гают ковер сложно сказать  - Назови орфограмму в слове «казалось» - проверь.- Можно ли слово «сложно» считать проверочным для «слагают»?- Какое подлежащее могло соответствовать этим глаголам? (снежинки)

Номер слайду 14

Мы видим зимние пейзажи здесь в городе. Проснувшись однажды утром, мы радуемся первому снежному покрову. Это всегда волнующее событие. Красота не может не волновать. Помните у Паустовского: «Земля была как застенчивая невеста». Такой увидел ее писатель. Давайте представим, как это происходит. Метель начинается вечером, бушует всю ночь. А утром мы видим незапятнанный свадебный наряд зимы.

Номер слайду 15

Так будет утром. Но творцом этой картины была метель. Проследим, как она начала свою работу:- Подбери сказуемое подлежащему: Заж..гались лавина Прибл..жался снежинки В..хрились метель Ст…кала огни Пл…сала вечер- Каких корней больше с чередованием или с безударной гласной?- Вставь нужную букву, докажи, что прав.

Номер слайду 16

Послушайте музыку Вивальди и нарисуйте словами картину метели, используя данные примеры. Запись под заголовком «Вечер»

Номер слайду 17

«Лови ошибку» А теперь надо описать утреннее пробуждение природы, торжественную красоту свадебного убора земли.- Подойдут ли нам такие словосочетания: (предположи подлежащее в возможном предложении) Собиралась под венец Озорило снега Диковинные растения Растилается по земле Накланились под тяжестью Колючие лапки Кто сотворил

Номер слайду 18

Чайковский «Времена года». Декабрь. Святки. Запись под заголовком «Утро»

Номер слайду 19

Приблизительный текст Вечер. Приближался вечер. В окнах домов зажигались огни. Небо стало темным, начиналась метель. Вдоль дороги уже горели фонари. В лучах света вихрились снежинки. Белая лавина снега стекала на дороги и дома. Снежинки плясали в лучах света и бесшумно ложились деревьям в ноги. Коснувшись земли, они умирали, слагаясь в свадебный наряд земли. Утро. Всю ночь земля собиралась под венец. А утром, лишь только солнце озарило снега, ударил мороз. Тонким серебром заблестели окна домов. Диковинные растения расцвели на стекле. Белая скатерть застелила землю перед свадебным пиром. Колючие лапки елей наклонились под тяжестью подарков. А вокруг тишина. Кто сотворил эту снежную сказку?

Номер слайду 20

Чтение работ. Один человек у доски фиксирует использованные корни с чередованием.- Можно ли искать проверочное слово для корней с чередованием?-Чьи работы понравились? Домашнее задание.

pptx
Додав(-ла)
Бусигіна Ольга
Додано
23 серпня 2019
Переглядів
1340
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку