Презентація "Д.Дефо "Жизнь и приключения Робинзона Крузо"

Про матеріал
Матеріали до уроку "Д.Дефо. Жизнь и приключения Робинзона Крузо" будуть корисними на заключному уроці по роману Д. Дефо "Робінзон Крузо", сприятимуть формуванню гуманістичного світогляду.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Заключительный урок Тема: Д. Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо (1660-1731)

Номер слайду 2

Номер слайду 3

I этап Осмысление понятия «приключенческая литература».

Номер слайду 4

Номер слайду 5

Книги, в которых действие совершается в далёких, неизведанных краях; с героями происходят всевозможные приключения, полные тайн и загадок. Такие книги писали Майн Рид, Роберт Стивенсон, Жюль Верн и др. В этих книгах интересный сюжет, невероятные приключения, сильные, волевые герои, изображена борьба с дикарями или пиратами.

Номер слайду 6

Номер слайду 7

Номер слайду 8

Номер слайду 9

Приключенчес- кая литература Литература о путешествиях Детективная литература Научно-фантастическая литература

Номер слайду 10

Приключенческая литература называется авантюрной. - Что такое авантюра?

Номер слайду 11

Смётка (разг.) – способность быстро соображать. Оптимизм – жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всём видит светлые стороны, верит в будущее, в успех. Прототип – действительное лицо как и источник для создания литературного образа, героя. Авантюра – рискованное начинание, похождение; сомнительное предприятие, рассчитанное на случайный успех. Буржуа – принадлежащий к классу буржуазии. Буржуазия – класс, существующий за счёт эксплуатации наёмного труда. Эксплуатация – присвоение продуктов чужого труда. Каннибализм – людоедство.

Номер слайду 12

Роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» - вершина мировой приключен- ческой литературы.

Номер слайду 13

II этап Работа с заглавием книги.

Номер слайду 14

- Посмотрите, какие слова в заглавии выделены?

Номер слайду 15

«Жизнь», «приключения», «морехода Робинзона Крузо».

Номер слайду 16

История Робинзона Крузо содержит рассказ не только о приключениях, но и о становлениях его личности. По ходу сюжета раскрывается характер героя.

Номер слайду 17

III этап Работа над структурой произведения.

Номер слайду 18

три главных момента при создании произведения: сюжет жанр произведения герой

Номер слайду 19

По своему жанру – это роман «географический», так как приключения героя связаны с описанием определённого острова. Остров этот отделён от хорошо известного нам мира; совсем не изучен и даже неизвестен.

Номер слайду 20

- Можете ли вы привести примеры «географических романов»?

Номер слайду 21

«Дети капитана Гранта» Ж. Верна, «Остров сокровищ» Р.-Л. Стивенсона, «Земля Санникова» В. Обручева и др.

Номер слайду 22

Номер слайду 23

IV этап Чтение шестой главы «Робинзон на необитаемом острове. – Он добывает вещи с корабля и строит себе жильё».

Номер слайду 24

V этап Дифференцированное домашнее задание.

Номер слайду 25

Цель подобного задания: овладение такими понятиями, как пространство и время в романе события и последовательность событий (сюжет), персонаж и его роль в развитии действия.

Номер слайду 26

1 группа – «географы» и «биологи» Исследовательская проблема – «Необитаемый остров как место действия». - Где происходят основные события в романе? - Что являлось целью путешествия героя? - Как герой попал на остров? - Как Робинзон назвал свой остров? Задание. Найдите в книге координаты и описание острова, а также описание его климата, флоры, фауны. Задание. Покажите на карте местонахождение острова. Задание. Составьте карту острова, отметьте на ней места действия важнейших событий, происходящих в романе.

Номер слайду 27

Номер слайду 28

Номер слайду 29

Номер слайду 30

Номер слайду 31

Номер слайду 32

Номер слайду 33

Номер слайду 34

Номер слайду 35

Номер слайду 36

Номер слайду 37

Номер слайду 38

Номер слайду 39

Номер слайду 40

Номер слайду 41

Номер слайду 42

Номер слайду 43

Номер слайду 44

Номер слайду 45

Номер слайду 46

Номер слайду 47

Номер слайду 48

Номер слайду 49

Номер слайду 50

Номер слайду 51

Номер слайду 52

Номер слайду 53

Номер слайду 54

Номер слайду 55

Номер слайду 56

Тропический лес. Первые европейцы, попавшие в непроходимые дебри тропических лесов Южной Америки, окрестили их «зелёным адом». Здесь всегда жарко и влажно, несколько раз в день идут проливные дожди.

Номер слайду 57

Номер слайду 58

Номер слайду 59

Номер слайду 60

Номер слайду 61

Номер слайду 62

Номер слайду 63

Номер слайду 64

Номер слайду 65

Номер слайду 66

Номер слайду 67

Номер слайду 68

Номер слайду 69

Номер слайду 70

Номер слайду 71

Номер слайду 72

Родина культурного винограда – южная Европа, но и в Америке из дикого винограда выведены сорта, пригодные для изготовления вина и изюма.

Номер слайду 73

На острова Карибского моря цитрусовые были завезены испанцами и с тех пор культивируются во всей тропической Америке. Но Робинзон уверен, что он – первый европеец, оказавшийся на этом острове! Следовательно, здесь имеет место ошибка Дефо

Номер слайду 74

Дыня происходит из Азии. Могла ли она оказаться здесь? Возможно, Робинзон перепутал это стелющееся растение с дынным деревом – папайей? Вряд ли. Остаётся предположить, что и в этом случае произошла ошибка автора. В Америке произрастает настоящее дынное дерево! Папайя! Мякоть его плодов действительно напоминает дыню.

Номер слайду 75

Табак – растение, отвар которого помог Робинзону вылечиться от лихорадки. Родина табака – острова Карибского моря. Даже название этого растения происходит от названия острова Тобаго. Маис – туземное название кукурузы, которая была завезена в Европу из Южной Америки в 1520 году. Европейцы впервые познакомились с кукурузой именно на Антильских островах, где её выращивали местные племена. У Робинзона кукурузы не было.

Номер слайду 76

Номер слайду 77

Робинзону встретилось также растение, напоминающее алоэ. Родина алоэ – Африка, а в Америке произрастает похожая на него агава. Сердцевину её ствола и толстые листья индейцы употребляли в пищу.

Номер слайду 78

Агути. Робинзон обнаружил на своём острове зверьков, похожих на зайцев, которые вредили его посевам. Вероятно, речь идёт об агути, который обитает на Антильских островах. Его ещё называют золотым зайцем.

Номер слайду 79

Онцилла или тигровая кошка размерами не больше домашней мурки. Эти обита- тельницы тропических лесов Южной Америки больше других походят на тех «диких кошек», которых видел на острове Робинзон. По современным данным, кошачьи на острове Тобаго не водятся.

Номер слайду 80

Козы. Приручив поначалу одного козлёнка, Робинзон постепенно обзавёлся целым стадом коз, которые давали ему молоко, мясо и шкуры.

Номер слайду 81

Робинзон рассказывает о том, как обнаружил множество морских черепах и как их яйца и мясо разнообразили его меню. Однако зная, что собой представляет зелёная морская черепаха, о которой идёт речь, трудно представить, как человек мог в одиночку справиться с ней. Масса этого животного достигает 250 килограммов. По-видимому, Робинзон довольствовался молодыми, только что вылупившимися черепахами, которые ещё не успели добраться до воды.

Номер слайду 82

Морские львы. Крупные млекопитающие семейства ушастых тюленей. Ещё сто лет назад в огромных количествах они водились вдоль всего западного побережья Южной Америки.

Номер слайду 83

Номер слайду 84

Номер слайду 85

Номер слайду 86

Номер слайду 87

Номер слайду 88

Номер слайду 89

Номер слайду 90

Номер слайду 91

Номер слайду 92

«На долгие годы этим существам предстояло быть единственными моими товарищами…»

Номер слайду 93

Робинзон на острове Живет в гармонии с природой Покоряет природу Приспосабливается к природе

Номер слайду 94

Вывод: Жизнь в гармонии с природой возможна; такая жизнь способствует моральному усовершенствованию человека. Природа даёт возможность существования каждому человеку, но только от людей зависит, каким будет мир вокруг.

Номер слайду 95

2 группа – «биографы» Исследовательская проблема – «Время в романе». - Как ведёт отсчёт времени герой? Задание. Составьте хронологию жизни героя

Номер слайду 96

Номер слайду 97

Номер слайду 98

Номер слайду 99

Номер слайду 100

Номер слайду 101

Номер слайду 102

Номер слайду 103

Робинзон на острове Построил дом → Начал охотиться → Посеял зерно → Приручил животных → Научился шить одежду →Изготовил посуду → Сделал лодку

Номер слайду 104

Чтобы не сбиться со счёта С тех пор как люди осознали себя людьми, они вели счёт времени. Календарь стал постоянным спутником человека. Он позволял согласовывать действия, определять время начала полевых работ, делить год на равные части.

Номер слайду 105

3 группа – «художники» Исследовательская проблема – «Жизнь героя на острове». - Каким вы представляете себе Робинзона? Задание. Защита коллажа «Робинзон Крузо на своей «даче»». Предложите темы коллажей, основываясь на знании текста. Рекомендации: разбейтесь на группы, выберите руководителя, продумайте композицию, распределите: кто и что будет делать. Защита коллажа: от группы один человек.

Номер слайду 106

VI этап Подведение итогов урока.

Номер слайду 107

Сохранить дар речи Сделать это при отсутствии собеседников очень непросто. История знает немало примеров, когда люди, находясь в изоляции, забывали человечес- кую речь. Но Робинзон был человеком иного склада. Он сохранил не только устную речь, но и письменную – с первых дней, даже при жестокой нехватке бумаги, перьев и чернил, он аккуратно записывал всё, что с ним случалось, то есть вёл дневник. Кроме того, по утрам и вечерам Робинзон читал Библию – великую книгу христиан, которая сохранила весь духовный мир человечества. Разум героя Дефо постоянно работал, как без устали трудились и его руки.

Номер слайду 108

Только таким путём и можно было Робинзону в течение многих лет сохранять человеческий облик.

Номер слайду 109

Номер слайду 110

Ясный разум Практическая смётка Вера в Бога Находчивость, изобретательность, сообразительность Огромное трудолюбие Стремление жить в гармонии с природой Человеколюбие Жизнелюбие, оптимизм Бесстрашие

Номер слайду 111

Смётка (разг.) – способность быстро соображать. Оптимизм – жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всём видит светлые стороны, верит в будущее, в успех. Прототип – действительное лицо как и источник для создания литературного образа, героя. Авантюра – рискованное начинание, похождение; сомнительное предприятие, рассчитанное на случайный успех. Буржуа – принадлежащий к классу буржуазии. Буржуазия – класс, существующий за счёт эксплуатации наёмного труда. Эксплуатация – присвоение продуктов чужого труда. Каннибализм – людоедство.

Номер слайду 112

Номер слайду 113

Номер слайду 114

Не обижайте меня!

Номер слайду 115

Берегите природу!

Номер слайду 116

VII этап Домашнее задание.

Номер слайду 117

Подготовить сообщение о французском писателе А. де Сент-Экзюпери; перечитать его произведение «Маленький принц».

Номер слайду 118

Дополнительные задания: 1)Словарная работа в виде игры (индивидуальные занятия – два человека). Даны слова, встречающиеся в изученных произведениях. Учащиеся должны систематизировать их (романы «Приключения Робинзона Крузо» и «Пятнадцатилетний капитан»).

Номер слайду 119

Морские львы, пингвины, о. Тобаго, пираты, козы, маис, Карибское море, Антильские острова, о. Мас– а–Тьерра , агути, дублон, кокос, пиастр, фрегат, ямайский ром, шотландец Александр Селькирк, каннибализм, устье реки Ориноко, ара, кит-полосатик, ворвань, муха цеце, шхуна – бриг «Пилигрим», жираф, страус, корабль «Вальдек», о.Тристан– да–Кунья, термиты, Экваториальная Африка ,масличная пальма, кофе, банан, вождь Муани–Лунга, мантикора, сачок и жестянка, энтомолог, мганнги, работорговля.

Номер слайду 120

«Приключения Робинзона Крузо» «Пятнадцатилетий капитан»

Номер слайду 121

2)Представьте, что вы оказались на тонущем корабле. Рядом – необитаемый остров. Спасаясь, вы можете вы можете взять с собой только 10 предметов. Выберите из предложенного списка самое необходимое. Свой выбор обоснуйте.

Номер слайду 122

Ножницы, нитки, тетрадь, магнитофон, книга, гречка, столярные инструменты, спички, фасоль, сахар, рис, пшеница, лопата, подушка, пальто, шапка, аптечка, часы, чернила, верёвки, кастрюля, тарелка, нож, вилка, ложка.

Номер слайду 123

3)

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Кайдалова Жанна Борисівна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
ppt
Додав(-ла)
Ушкалова Алла
Додано
25 лютого 2021
Переглядів
1157
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку