Цель :привести в систему знания, полученные на уроках; развивать языковедческие и коммуникативные компетенции учащихся, умение использовать наречия в речи, развивать внимание, мышление, память, творческие способности, познавательные навыки; прививать интерес к русскому языку и литературе, стремление обогащать свой словарный запас, воспитывать культуру речи, любовь к родной земле.
«Песня про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтов Сидит грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники, Супротив его все бояре да князья, И пирует царь во славу божию, В удовольствие своё и веселие. Улыбаясь, царь повелел тогда Вина сладкого заморского Нацедить в свой золочёный ковш И поднесть его опричникам. - И все пили, царя славили. Исследовательская работа по употреблению наречий
А. С. Пушкин «Медный всадник» На берегу пустынных волн. Стоял он, дум великих полн,И вдаль глядел. Пред ним широко. Река неслася; бедный чёлн. По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам. Чернели избы здесь и там,Приют убогого чухонца;И лес, неведомый лучам. В тумане спрятанного солнца,Кругом шумел. И думал он: Отсель грозить мы будем шведу,Здесь будет город заложен. Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено. В Европу прорубить окно,Исследовательская работа по употреблению наречий
Тургенев «Бежин луг» Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. Исследовательская работа по употреблению наречий
Найдите ошибки в употреблении наречий и сделайте выводы. Сценка «Рецепт» Исследовательская работа по употреблению наречий. Врач: В каком классе ты учишься?Ученик: В седьмом «Бы». Врач: «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?Ученик: Нормально. Жутко дружно, ужасно весело… Врач: Жутко дружно. Ужасно весело! А учитесь-то хорошо? Ученик: Нормально. Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит. Врач: Нормально…В пух и прах хвалит…Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам. Врач дает ученику учебник.
Исследовательская работа по употреблению наречийнельзя часто употреблять слово «нормально», можно сказать: хорошо, замечательно, неплохо нельзя говорить ужасно весело и жутко дружно, потому что наречия «ужасно и жутко» употребляются, когда говорят о чем-то или о ком-то отрицательнов пух и прах хвалить нельзя, в пух и прах можно ругать, громить
Автор. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король, который танцевал, пел, считал. Но ему было скучно, так как он хотел умело танцевать, великолепно петь, быстро считать. Загоревал король и позвал своих верных слуг: причастие и прилагательное. Король. Эй, слуги!Автор. Прибежали слуги, поклонились. Слуга. Чего изволите, ваше величество?Король. Я старый, одинокий Глагол. Я умею делать все на свете, но не имею признака действия. Поэтому повелеваю вам отправиться в тридевятое царство к Наречию и просить его стать моим союзником. Слуга. Будет исполнено, ваше величество!Путешествие в страну «Наречие»Посмотрите сценку и сделайте выводы
Автор. Долго они ехали, плыли, шли и попали, наконец, в царство Наречия. А Наречием оказалась прекрасная девица. Слуга. Здравствуйте, уважаемая Наречие. Наречие. Приветствую вас. Слуга. Нашему королю скучно стало выполнять просто действия, он хочет, чтобы у него были признаки, и он просил вас стать его союзником. Наречие. Скажите королю, что я согласна. Слуга. Благодарим тебя, Наречие. Автор. Долго ли, коротко ли, вот приехало Наречие в замок к королю. Как увидел король Наречие, сразу влюбился. Сыграли они свадьбу и стали жить-поживать да добра наживать. С тех пор наречие и обозначает признак действия. Путешествие в страну «Наречие»Посмотрите сценку и сделайте выводы
Проделки наречий. Автор. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были части речи. Были у них свои владения, свои законы, и жили они, не тужили. Но вдруг части речи стали замечать, что слова куда-то исчезают. Решили они по очереди в дозор ходить. Прилагательное «хороший». Я первым в дозор пойду! Автор. Не успели они оглянуться, а вместо прилагательного новое слово идет, песенки напевает. Хорошо! Существительное «верх». Я в дозор пойду! Меня не обманешь! Автор. Глядь, а вместо существительного уже целая группа новых слов идет: вверх, наверх, вверху, кверху и даже верхом на коне скачет. Посмотрите сценку и сделайте выводы
Части речи. Кто же этот злодей?Автор. Появилось в нашем царстве-государстве чудо невиданное, называет себя «Наречием» и грозится со всеми расправиться. Наречие. Я доберусь к числительным и даже к глаголам. Автор. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать – вскачь и на скаку, из догонять – вдогонку, из обнимать – в обнимку. Рады наречия. Ученики. А мы не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена с предлогами. Поди разберись, когда как писать – слитно или раздельно. А то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому – через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться. Автор. И решили части речи не воевать с наречием, а дружить. Проделки наречий. Посмотрите сценку и сделайте выводы
означает чрезмерно, перейти все границы Наречие «чересчур»Это слово – след верования славян в мифическое существо Чур, или Щур, которое охраняло домашний очаг и земельные владения человека. Перейти через границу владений, через межу, значило перейти через Чур. Почему через Чур пишется буква З, а чересчур – пишется буква С?Из истории наречий «Этимологическая минутка»
Использованная литература:1. Труднев В. П. Считай, смекай, отгадывай. – М., 1980.2. Мережинская Е. К. Занимательная грамматика. – К.: Радянська школа., 1979.3. Cоколова Г. П. Правописание НЕ и НИ. – М.: Просвещение, 1987.4. Ушаков Н. Н. Кружковая работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1989.5. Кривин Ф. Калейдоскоп. – Ужгород: Карпаты, 1989.6. Газмаи О. С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1993.7. Баландина Н. Ф. Русский язык, 7 кл. – К.: Издательство «Мастер-класс», 2012.