Обобщающий урок по теме «Междометие» Форма проведения: учебная встреча. Сказала тетя– Фи, футбол!Сказала мама:– Фу, футбол!Сестра сказала:– Ну, футбол!А я ответил:– Во, футбол! Г. Сапгир «Футбол»Определите, каково отношение к футболу разных персонажей? Какие слова помогли вам в этом? Назовите их.
проверить, как ученики усвоили материал по теме «Междометие», привести в систему знания, полученные на уроках; повторить морфологические признаки междометий; выяснить, почему междометия являются особой частью речи, выявить роль междометий в речи, правила правописания междометий и правила пунктуации при них; познакомить со звукоподражательными словами, с их свойствами; организовать исследовательскую работу учеников; развивать языковедческие и коммуникативные компетенции учащихся, умение использовать междометия в речи, развивать внимание, мышление, память, творческие способности, познавательные навыки; прививать интерес к русскому языку, стремление обогащать свой словарный запас, совершенствовать свою речь; воспитывать культуру речевого этикета. Цель:
Ты – мне, я – тебе. Участники задают команде-сопернику вопросы, подготовленные дома. Междометия – это самостоятельная часть речи? Служат ли междометия для связи слов или предложений? Вносят ли междометия какие-то оттенки в предложения? Что выражают междометия? Междометия – это служебная часть речи? Какие чувства выражают междометия? Являются ли междометия членами предложения?
Возглас, которым перекликаются в лесу. Назовите междометие, выражающее сожаление. Назовите 3 междометия, которые пишутся через дефис. Междометие, выражающее согласие. Возглас, означающий радость победы. Междометие, выражающее досаду. Междометие, выражающее удивление. Междометие, побуждающее к действию. Междометие, выражающее чувство испуга Разминка. Представители команд отвечают по очереди(ау)(увы)(о-го-го, ей-же-ей, эх-эх)(ага)(ура)(увы, у) (ну и ну!)(ну!)(ой!)
Вставьте подходящие по смыслу междометия и выделите их знаками препинания. Сравните записи и сделайте вывод: с какой целью употребляются междометия в речи? Кто быстрее и правильнее{5940675 A-B579-460 E-94 D1-54222 C63 F5 DA}І командаІІ команда. Как красиво весной в лесу!Мы победили!Какой неряшливый мальчик!Каникулы кончились. Возвращайся скорее, мама. Коля, принеси мою книгу. Как больно!Спи, моя крошка. Слова для справок: ну, ай-ай-ай, ой, о, увы, ура, баюшки-баю, пожалуйста
Разговор о вежливости. В классе было шумно. До урока оставалось еще минут десять, но дискуссия уже разгорелась.– Вот, например, если я сижу в автобусе, – говорила Лида Петрова, – и входит старушка, я ей сразу место уступаю.– Ой это каждый дурак знает! – закричал Романов Саша. – А еще надо сказать: «Садитесь пожалуйста!» Поняла, ворона?Выразительное чтение и анализ текста. Сделайте пунктуационный анализ текста: расставьте пропущенные знаки препинания, объясните знаки препинания при диалоге Объясните орфограммы. Синтаксическая пятиминутка. Орфографическая пятиминутка
Выразительное чтение и анализ текста. Сделайте пунктуационный анализ текста: расставьте пропущенные знаки препинания, объясните знаки препинания при диалоге Объясните орфограммы. Синтаксическая пятиминутка. Орфографическая пятиминутка– Фи ты что, с приветом! – воскликнул Дима Ковалев. – Надо сказать этой старушке: «Будьте любезны садитесь пожалуйста». Понятно? А так она и не захочет садиться на твое дурацкое место.– Тьфу да пока ты будешь говорить свои длинные речи, старушка, может, вообще вылезет из автобуса! – вмешался Миша Маслов. Вдруг прозвенел звонок…
Работа по карточкам. Карточка № 1 Ах яблочко, цвета милого! (С. Есенин.) Увы на разные забавы я много жизни погубил. (А. Пушкин) Эх песня, песня! Есть ли что на свете чудесней! (С. Есенин.) Карточка № 21. О это была райская жизнь! (Н. Гоголь) 2. Ах как красиво кругом! (И. Тургенев.) 3. Ура Мы победили! Сделайте пунктуационный анализ текста: расставьте пропущенные знаки препинания.
Работа по карточкам. Сделайте пунктуационный анализ текста: расставьте пропущенные знаки препинания. Карточка № 4 Увы каникулы кончились. Ай Как больно! Ушица ей-же-ей на славу сварена. (И. Крылов) Карточка № 3 Жизнь увы не вечный дар. (А. Пушкин.) Тсс Егор Ильич спит… (А. Чехов.)Ах как трудно жить на свете, не усвоив междометий!
Звукоподражательные слова. Это неизменяемые слова.2. Они не выражают эмоций, чувств и побуждений.3. Состоят из одного слога (бе) или повторяющихся, которые пишутся через дефис (ква-ква).4. Служат для образования новых слов: мяуканье, мяукать, кваканье, квакать.5. Чаще всего употребляются в речи маленьких детей.6. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения.
{5940675 A-B579-460 E-94 D1-54222 C63 F5 DA}І командаІІ команда1. Тьфу!2. Ква-ква.3. Брысь!4. Динь-динь.5. Курлы-курлы.6. Всего хорошего.7. Тс…8. Чух-чух.9. Кар-кар.10. Кря-кря.11. Ай-ай!12. Батюшки!Звукоподражательные слова и междометия. Найдите звукоподражательные слова. Ключ: (2, 4, 5, 8 ,9,10)
Занимательная грамматика. Найдите междометия в шуточном стихотворении болгарского поэта Цветана Ангелова Ах, как трудно жить на свете, Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх. Ах! Эх, ведь, как назло! Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех. Эх! Ох, беда уже близка! Так и ждет меня доска. Если б кто-нибудь помог. Ох! Ух, захватывает дух! Притворюсь-ка, что я глух! Хоть бы в классе свет потух! Ух! Ах, Эх, Ох, Ух… не вызвали!
Кроссворд 1 М2 Е3 Ж 4 Д 5 О 6 М7 Е8 Т 9 И 10 Е 1. Междометие, обозначающее «съем», «укушу». 2. Выражение удивления при обнаружении чего-либо неожиданного, любопытного. 3. Подражание звуку одного рывка ручной пилы. 4. Выражение отказа. 5. Подражание звуку резкого удара, падения чего-либо. 6. Удар колокола, выстрел из оружия. 7. Подражание блеянию овцы. 8. Приказание «Остановись! Довольно! Хватит!». 9. Возглас, требующий повторить только что исполненный артистом номер.10. Подражание бренчанию струнного инструмента.
Автор презентации: Говорунец З. В.учитель русского языка изарубежной литературы. Черкасской общеобразовательной школы І-ІІІ ст. №5 Использованная литература:1. Труднев В. П. Считай, смекай, отгадывай. – М., 1980.2. Мережинская Е. К. Занимательная грамматика. – К.: Радянська школа., 1979.3. Cоколова Г. П. Правописание НЕ и НИ. – М.: Просвещение, 1987.4. Ушаков Н. Н. Кружковая работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1989.5. Кривин Ф. Калейдоскоп. – Ужгород: Карпаты, 1989.6. Газмаи О. С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1993.7. Баландина Н. Ф. Русский язык, 7 кл. – К.: Издательство «Мастер-класс», 2012.