привести в систему знания, полученные на уроках; выяснить, почему междометия являются особой частью речи, продолжить знакомство со звукоподражательными словами, с их свойствами; организовать исследовательскую работу учеников; развивать языковедческие и коммуникативные компетенции учащихся, умение использовать междометия в речи, развивать творческие способности, познавательные навыки; прививать интерес к русскому языку, стремление обогащать свой словарный запас, совершенствовать свою речь; воспитывать культуру речи. Цель:
– Здравствуйте! – Поклонившись, мы друг другу сказали,Хоть были совсем незнакомы.– Здравствуйте! –Что особого тем мы друг другу сказали?Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? Владимир Солоухин Как бы вы ответили на этот вопрос?«Здравствуйте» –какая это часть речи?
Знаете ли вы, что означает выражение «баюшки-баю»? Из истории междометий Выражение баюшки-баю произошло от древнерусского глагола баять, то есть рассказывать. В украинском слове байка также сохранился корень старинного слова «баять». Таким образом, выражение баюшки-баю значит: « Я рассказываю сказочки».
Знаете ли вы историю междометия «ура» ?Из истории междометий. Откуда пошло русское «УРА»Тюркские народности, поселившиеся некогда на юге России, шли в бой с оглушительным криком «Ур!» – «бей», от глагола «урман» – «бить». Русское «ура» обычно производят от тюрского «ур». Но следует иметь в виду, что этот боевой клич был известен на Руси ещё в домонгольский период её истории. Упоминание об этом мы находим в «Слове о полку Игореве». В XVIII веке, в период войн с Пруссией, русское «ура» проникает в немецкую армию, вытеснив здесь боевой клич «вперед». В эпоху же наполеоновских войн познакомились с нашим «ура» и французы, а также и англичане. Таким образом, русское лихое, могучее «ура» стало международным боевым кличем и призывом к подвигу и беззаветной храбрости у самых различных народов.
Пли! – это сократившееся в речи пали. Палить – говорится издавна об огнестрельном оружии. Само слово огнестрельный включает слово огонь. «Огонь»! – встарь приказывали пушкарям, ибо для выстрела действительно нужен был огонь, иначе пороха было не поджечь. Знаете ли вы, каково происхождение междометия «пли»? Из истории междометий
«Междометие. Я – самое важное слово, в разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и всякие настроения человеческие выражаю. Автор. Если больно кому – человек кричит: Междометие. «Ай-ай-ай!», «Ой-ой-ой!» Автор. Весело человеку – он смеется: Междометие. «Ха-ха-ха, хи-хи-хи, хе-хе-хе». Автор. Встретились двое, сразу к междометию за помощью: Междометие. «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!»Автор. Чуть дело плохо, говорят: «Дело – табак! Крышка! Капут!» Междометие. А все эти ну..., эге, ага, ого, ох, ах, гм-гм, э... и им подобные, которые вы часто на уроках употребляете – это ведь тоже мои братцы! Сценка «Без чего в речи не обойдёшься?»Что можно выразить с помощью междометий?
Автор. Человек неожиданно коснулся накалённого предмета. Отдёрнув руку, он непроизвольно вскрикнул: Человек. «Ой!» Автор. Вскрикнет русский, вскрикнет негр, таджик, чукча, англичанин. Закричит обязательно, помимо воли. При этом вряд ли кто-нибудь из них разразится хохотом или произнесёт нечто вроде «тюрлю-тютю!»Человек. Все одинаково выкрикнут: «Ой!», «Ах!», «Ох!», «Уф!». Именно эти восклицания естественны, они свойственны всем людям, в какой бы стране они не жили. Автор. Правду говорят, что без междометий в речи не обойдёшься! Это, в самом деле – особая часть речи! Её без перевода понимают все нации и народности. Сценка «Особая часть речи!»Почему междометия считают особой частью речи?
Найдите междометия в шуточном стихотворении. На дворе у нас Барбос Вдруг лизнул Наташу в нос. Охватил Наташу страх –Громко закричала: «Ах!»От испуга вся в слезах. Повторяет: «Ах-ах-ах!»А в лесу в восторг пришла:«Ах! Я белый гриб нашла!»Оказался он гнилой:« Фу! Какой же он плохой!»Отшвырнула и с досадой Закричала: «Эх, не надо!»
Использованная литература:1. Труднев В. П. Считай, смекай, отгадывай. – М., 1980.2. Мережинская Е. К. Занимательная грамматика. – К.: Радянська школа., 1979.3. Cоколова Г. П. Правописание НЕ и НИ. – М.: Просвещение, 1987.4. Ушаков Н. Н. Кружковая работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1989.5. Кривин Ф. Калейдоскоп. – Ужгород: Карпаты, 1989.6. Газмаи О. С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1993.7. Баландина Н. Ф. Русский язык, 7 кл. – К.: Издательство «Мастер-класс», 2012.