Михаил Афанасьевич Булгаков 1891 - 1940 «Использование интерактивных методов обучения на уроках литературы» Мастер - класс
Номер слайду 2
М. А. Булгаков Новый мир и рождение «нового» человека - Шарикова. Научный прогресс и сомнительность прогресса человека и человечества
Номер слайду 3
Методологические цели: - показать отдельные методы получения знаний (интерактивы); - представить элементы технологии проведения коммуникативного практикума, работа в группах с КСУ, модели представления КСУ; - методической компетенции путем расстановки акцентов в работе с разными видами информации: фактуальной, концептуальной и имплицитной; - тренинг построения «Свободных текстов» «Стихотворение Я +…», «11 словие», «Сочинение по метафоре»
Номер слайду 4
Проблемный вопрос В чем же смысл человеческой жизни и тайна (если такая имеется?!) смерти человека?
Номер слайду 5
Виды информации при работе с произведением Фактуальный – передаёт факты действительности Концептуальный – вскрывает основное содержание художественного произведения, его смысл Имплицитный – скрытый, не выраженный словом
Номер слайду 6
Двухчастный дневник (+ и - ; можно – нельзя; да - нет) ОТРЫВОК РЕАКЦИЯ
Номер слайду 7
«Сравнительная диаграмма» - «универсальный метод активизации учащихся в учебной деятельности, позволяющий провести анализ предлагаемой проблемы, темы (нескольких тем) и помогающий выявить различия и общие черты сюжетов, событий, героев, их внешних характеристик, мнений и взглядов или сравнить содержание темы со своим личным опытом»
Номер слайду 8
Экскурсия по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» Из истории создания: Повесть написана в январе - марте 1925 года. Предполагавшая публикация в альманахе «Недра» не осуществлялась. А опубликована была в 1987 году в журнале «Знамя» № 6 по неуказанному источнику, с искажениями в тексте, пропусками.
Номер слайду 9
Писатели о повести «Собачье сердце» К.М.Симонов: «… О ней надобно сказать, что Булгаков с наибольшей силой отстаивал в ней свой взгляд на интеллигенцию, на ее права, на ее обязанности, на то, что интеллигенция – это цвет общества. Для меня профессор Булгаков, несмотря на все его старорежимные привычки, фигура положительная.»
Номер слайду 10
Концептуальный смысл повести «Собачье сердце» Профессор Преображенский Ф.Ф. занимается вопросами «евгеники», т.е. улучшение человеческой породы путем омоложения. Вместо омоложения организма произошло превращение собаки в человека. Каким получился этот удивительный человек? – Полиграф Полиграфович Шариков…
Номер слайду 11
модели представления результатов работы в группах: «лидер» / «спикер» «снежинки» «снежный ком» «альтернатива»
Номер слайду 12
3 2 1* Модель “Снежный ком” * каждый участник мини-группы формирует текст (от 1 до 4 предложений по кругу)
Номер слайду 13
Форма (вид) презентации коммуникативного акта 1 5 2 4 3 Модель “Лидер”/”Спикер”
Номер слайду 14
6 3 5 4 1 2 Модель “Снежинка”
Номер слайду 15
Модель “Альтернатива" * * один участник или несколько участников имеют противоположную/другую(ие) точку(и) зрения 1-й участник мини-группы 3-й участник 2-й участник
Номер слайду 16
Работа в группах
Номер слайду 17
Конструирование «свободных текстов» конструирование текстов по образцу, конструирование новых текстов («Я…», «11-словие», «стихотворение по метафоре», «синкан», «синквейн» («словесная пирамида») )
Номер слайду 18
Стихотворение «Я …» Требования: Пишется от лица предметов окружающей среды или героя литературного произведения, художественного фильма, спектакля и т. п. Словами «Я …» начинается каждая нечётная строка
Номер слайду 19
«11-словие» Требования: Состоит из 11 слов (как знаменательных, так и служебных) Расположено на 5 строках (1, 2, 3, 4, 1) Первая строка – цвет, качество (прилагательное) 2-я – о чём пишу (прилагательное + существительное) 3-я – тема расширяется (три слова) 4-я – о себе (четыре слова) 5-я строка – результат, вывод (одно слово)
Номер слайду 20
«Стихотворение по метафоре» Требования: состоит из 6-ти характеристик, расположенных в определённой последовательности последовательность: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний первое слово каждой строки – название стихотворения
Номер слайду 21
Тренинг ассоциативного мышления АССОЦИАЦИЯ АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД «КИНОЛЕНТА ВИДЕНИЙ»
Номер слайду 22
Проблемная ситуация «Вы стоите на самой низшей ступени развития… Вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо… Вам надо молчать и слушать, что вам говорят. Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества!»
Номер слайду 23
Проблемный вопрос Чем опасен Шариков человеческому обществу? Феликс Кривин: Всем, как будто, дурак хорош?! Но держись от него подальше: Правда в устах дурака – это ложь, Его искренность – хуже фальши…
Номер слайду 24
«Человек призван в этом мире совершить то чего не знает Бог… Готовы ли вы … стать Творцом? По глазам вижу, что еще нет! Но будете хотя бы стараться, чтобы стать ЧЕЛОВЕКОМ!» Аббат Фариа из к/ф «Узник замка Иф» В ПОИСКАХ ИСТИНЫ
Номер слайду 25
Мастер-класс по теме: «Использование интерактивных методов обучения на уроках литературы» Подготовила и провела мастер-класс учитель русского языка и литературы Бахмутской общеобразовательной школы I-III ступеней №18 им. Дмитрия Чернявского Донецкой области Августович Лариса Александровна Бахмут 2019