Презентация "История Мастера и Маргариты. Тема любви. Проблема творчества и судьбы художника"

Про матеріал
Данный информационный проект может быть использован на уроках литературы при изучении творчества М.А.Булгакова как иллюстративный материал или дополнительный источник информации при подготовке к уроку.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Харьковская общеобразовательная школа І -ІІІ степеней №22 Харьковского городского совета Харьковской области   Трагическая любовь. Проблема творчества и судьбы художника Бужор Е.М., учитель русского языка и литературы

Номер слайду 2

Номер слайду 3

Всё, что пережил М.А.Булгаков на своём веку – и счастливого, и тяжёлого, - все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение удивительное…

Номер слайду 4

В литературоведении «Мастер и Маргарита» определяется как «роман в романе», то есть в романе М.А.Булгакова о судьбе Мастера есть ещё одно сочинение, написанное главным героем, роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри…

Номер слайду 5

Номер слайду 6

На страницах романа Мастер впервые появляется только в 13 главе, которая так и называется «Явление героя». Мы знакомимся с ним в клинике доктора Стравинского. Мастер сам рассказывает поэту Ивану Бездомному свою историю… Он был «…бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми», «таинственный посетитель», «одет в больничное. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат». «Видите ли, какая странная история, я здесь сижу из-за того же, что и вы, именно из-за Понтия Пилата, – тут гость пугливо оглянулся и сказал: – Дело в том, что год тому назад я написал о Пилате роман… – Я – мастер, – он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М»…. – Она своими руками сшила ее мне, – таинственно добавил он. – А как ваша фамилия? – У меня нет больше фамилии, – с мрачным презрением ответил странный гость, – я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни. Забудем о ней…»

Номер слайду 7

«Я – Мастер…» «Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев, а кроме того, занимался переводами…. – Я знаю пять языков, кроме родного, – ответил гость, – английский, французский, немецкий, латинский и греческий...»

Номер слайду 8

«Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве. И, представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей…и поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой...и нанял у застройщика в переулке близ Арбата... Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате….. Ах, это был золотой век..». «….прошлою весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч рублей...»

Номер слайду 9

«– Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. …По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!»

Номер слайду 10

«Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу...»

Номер слайду 11

«И, вообразите, внезапно заговорила она: – Нравятся ли вам мои цветы? ….Я быстро перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил: – Нет. Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!» «– Я розы люблю. Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках. Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом.»

Номер слайду 12

«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Номер слайду 13

«Возлюбленную его звали Маргаритой Николаевной»

Номер слайду 14

«Они полюбили друг друга так крепко, что стали совершенно неразлучны»

Номер слайду 15

«…мастер и незнакомка полюбили друг друга так крепко, что стали совершенно неразлучны…» «…гость его и тайная жена уже в первые дни своей связи пришли к заключению, что столкнула их на углу Тверской и переулка сама судьба и что созданы они друг для друга навек…» «Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. …и говорила, что в этом романе ее жизнь.»

Номер слайду 16

Номер слайду 17

Роман Мастером «был дописан в августе месяце…» «– И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась... – Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда уже все кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом! – торжественно прошептал мастер и поднял руку. – Да, он чрезвычайно поразил меня, ах, как поразил!» «– Настали совершенно безрадостные дни. Роман был написан, больше делать было нечего, и мы оба жили тем, что сидели на коврике на полу у печки и смотрели на огонь… Впрочем, теперь мы больше расставались, чем раньше. Она стала уходить гулять. А со мной случилась оригинальность, как нередко бывало в моей жизни... У меня неожиданно завелся друг…» «Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся. Но чем больше их появлялось, тем более менялось мое отношение к ним. Второй стадией была стадия удивления. Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих….А затем, представьте себе, наступила третья стадия – страха. Нет, не страха этих статей, поймите, а страха перед другими, совершенно не относящимися к ним или к роману вещами… Словом, наступила стадия психического заболевания.»

Номер слайду 18

«Я лег заболевающим, а проснулся больным. Мне вдруг показалось, что осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату и я захлебнусь в ней, как в чернилах. Я стал человеком, который уже не владеет собой… Я боролся с собой как безумный…» «Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать…» «Перед нею… легло бы письмо из сумасшедшего дома. Разве можно посылать письма, имея такой адрес? Душевнобольной? Вы шутите, мой друг! Нет, сделать ее несчастной? На это я не способен…» «– Бедная женщина. Впрочем, у меня есть надежда, что она забыла меня!»

Номер слайду 19

«Она его, конечно, не забыла…» Глава 19 в романе называется «Маргарита». «Возлюбленную его звали Маргаритою Николаевной…Она была красива и умна…многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста...» «Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится... Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... Она была счастлива? Ни одной минуты! …. ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги.»

Номер слайду 20

«Я там могу узнать о нём?» «Она сделала все, чтобы разузнать что-нибудь о нем, и, конечно, не разузнала ровно ничего… Тогда она вернулась в особняк и зажила на прежнем месте…. В таких мучениях прожила Маргарита Николаевна всю зиму и дожила до весны…» «Его не было рядом в этот день, но разговаривала мысленно Маргарита Николаевна все же с ним: «Если ты сослан, то почему же не даешь знать о себе? Ведь дают же люди знать. Ты разлюбил меня? Нет, я почему-то этому не верю. Значит, ты был сослан и умер... Тогда, прошу тебя, отпусти меня, дай мне наконец свободу жить, дышать воздухом»

Номер слайду 21

«Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви! …согласна на все, согласна проделать эту комедию с натиранием мазью, согласна идти к черту на куличики…

Номер слайду 22

«Маргарита Николаевна сидела перед трюмо в одном купальном халате, наброшенном на голое тело, и в замшевых черных туфлях. Золотой браслет с часиками лежал перед Маргаритой Николаевной рядом с коробочкой, полученной от Азазелло, и Маргарита не сводила глаз с циферблата.» «Втирания изменили её не только внешне. Маргарита ощутила себя свободной… от всего»

Номер слайду 23

«Невидима и свободна!»

Номер слайду 24

«Невидима и свободна!»

Номер слайду 25

«…Латунский! Да ведь это же был он! Это он погубил Мастера!»

Номер слайду 26

«Приём ей был оказан самый торжественный!»

Номер слайду 27

«Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей…Но нужна хозяйка… …..надежда на счастье кружила ее голову… Установилась традиция… хозяйка бала должна непременно носить имя Маргариты, во-первых, а во-вторых, она должна быть местной уроженкой. ….Сто двадцать одну Маргариту обнаружили мы в Москве, и, верите ли, ни одна не подходит. И, наконец, счастливая судьба...»

Номер слайду 28

«Какая-то сила вздернула Маргариту и поставила перед зеркалом, и в волосах у нее блеснул королевский алмазный венец. Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи. Это украшение чрезвычайно обременило королеву.»

Номер слайду 29

«-Верно! Вы совершенно правы! – гулко и страшно прокричал Воланд, – так и надо!.... – Мы вас испытывали, – продолжал Воланд, – никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!»

Номер слайду 30

«Дух перехватило у Маргариты, и она уж хотела выговорить заветные и приготовленные в душе слова, как вдруг побледнела, раскрыла рот и вытаращила глаза. – Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка. …. знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло.» «…не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь, – он повернулся к Маргарите, – итак, это не в счет, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя?»

Номер слайду 31

«Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера…» «Он мастер, мессир, я вас предупреждаю об этом. Вылечите его, он стоит этого… Рукописи не горят…» «Прошу вас опять вернуть нас в подвал в переулке на Арбате, и чтобы лампа загорелась, и чтобы все стало, как было.»

Номер слайду 32

Номер слайду 33

«Слушай беззвучие,…слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни – тишиной…»

Номер слайду 34

«…тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит…»

Номер слайду 35

* Мастер но «заболев», заслужил только покой вера в свой труд внутренняя свобода любовь и верность Маргарите

Номер слайду 36

* Советская действительность страх Маргарита покой, счастье дом, любовь роман Мастера о Понтии Пилате Мастер Алоизий Мастер и Маргарита критик Латунский но

Номер слайду 37

* Мастер терпимость открытость безграничная доброта строг зол («…глаза его вспыхнули злобой»); бывает гневен («…прорычал гость») замкнут («…схожусь с людьми туго») недоверчив, подозрителен независим (внутренне, интеллектуально и духовно) но нет общего языка с окружающей действительностью вера в свой труд внутренняя свобода любовь и верность Маргарите но «заболев», заслужил только покой М А СТЕР   человек, превосходно знающий своё ремесло «Мастером» в древности называли учителя, преподававшего грамоту по церковным книгам (а следовательно, знатока евангельских сюжетов) (Словарь В. И. Даля) человек, достигший высокого искусства в своем деле

Номер слайду 38

Мастер терпимость открытость безграничная доброта строг зол («…глаза его вспыхнули злобой» бывает гневен («…прорычал гость») замкнут («…схожусь с людьми туго») недоверчив подозрителен независим (внутренне, интеллектуально и духовно) но нет общего языка с окружающей действительностью

Номер слайду 39

Тема любви Мастер Маргарита творчество любовь сломлен духовно отказывается писать, творить добровольно-принудительный выбор свобода слова и мысли разлука, безвестность свобода чувства сделка с дьяволом, отказ от веры в справедливость на земле добровольно-принудительный выбор между ними общество, государство, которое не может запретить Мастеру думать и творить так, как ему хочется, а Маргарите чувствовать Н О Не всегда тоталитарное общество способно вызвать страх и несвободу мыслей. Вседозволенность новой морали имеет власть над людьми, но не над мыслью и словом Мастера не над мыслями и настоящей любовью Маргариты

Номер слайду 40

сделка с дьяволом, отказ от веры в справедливость на земле (добровольно- принудительный выбор) Тема любви, судьбы художника и его творчества Маргарита (любовь) Мастер (творчество) и сломлен статьи, духовно аресты отказывается писать, творить (добровольно-принудительный выбор) свобода слова и мысли Между ними общество, государство, которое не может запретить Мастеру думать и творить так, как ему хочется, а Маргарите чувствовать свобода чувства разлука, безвестность не всегда тотолитарное общество способно вызвать страх, паралич ума, несвободу мыслей; вседозволенность новой морали имеет власть над людьми, но не над мыслями и настоящей любовью Маргариты не над мыслью и словом Мастера

ppt
Додано
22 квітня 2021
Переглядів
1511
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку