БЛИЦ-ОПРОС Правда ли, что имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам? что имя прилагательное в предложении является главным членом предложения и отвечает на вопросы кто? и что? что род имен прилагательных зависит от глагола? что имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются? что по падежу существительного можно определить падеж прилагательного? что окончание –ого имеют прилагательные в мужском и среднем роде в родительном падеже? что прилагательные женского рода в род., дат., твор., предл. падежах отвечают на вопрос какой? что прилагательные имеют два лексико-грамматических разряда?
МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕКСТА В комнату вошла ____________ толпа цветов. Впереди шли две _________ розы с ________ __________ коронами на головках. За ними шли __________ левкои и гвоздики. Музыканты – ______________ маки и пионы – дули в шелуху от горошка, а __________ ____________ колокольчики и _______________ подснежники звенели, точно на них были надеты бубенчики. Вот была ____________ музыка! Затем шла ______________ толпа других цветов, и все они танцевали – и ______________ фиалки, и ____________ ноготки, и маргаритки, и ландыши. (По Г.К. Андерсену)
АВТОРСКИЙ ТЕКСТ В комнату вошла целая толпа цветов. Впереди шли две прелестные розы с маленькими золотистыми коронами на головках. За ними шли чудесные левкои и гвоздики. Музыканты – крупные маки и пионы – дули в шелуху от горошка, а маленькие голубые колокольчики и беленькие подснежники звенели, точно на них были надеты бубенчики. Вот была забавная музыка! Затем шла целая толпа других цветов, и все они танцевали – и голубые фиалки, и оранжевые ноготки, и маргаритки, и ландыши. (По Г. Андерсену)
КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕДМЕТА: по величине (большой, маленький), по возрасту (молодой, старый), по цвету (красный, зеленый), по весу (легкий, тяжелый), по внешнему виду (красивый, высокий), по внутренним качествам, свойствам (умный, добрый, злой, ленивый)
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ: имеют полную и краткую форму; образуют степени сравнения; могут иметь антоним; образуют новые слова с суффиксами –оват- (-еват-) и –оньк- (-еньк-) могут сочетаться с наречиями очень, слишком, чрезвычайно; могут иметь префикс не; образуют сложные слова путем их повтора.
РАБОТА В ГРУППАХ Задания для всех групп: прочитайте текст; сформулируйте одним предложением его тему; объясните написание слов с пропущенными буквами; выпишите 3 качественных прилагательных; определите их морфологические признаки. Задания: 1 группа: Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения. 2 группа: Просклоняйте выделенное словосочетание. 3 группа: Определите, какой частью речи являются слова в выделенном предложении.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: На 10-12 баллов: описать свой любимый цветок по аналогии с описанием ромашки из сказки Г.К. Андерсена «Ромашка», используя качественные прилагательные. На 7-9 баллов: написать сочинение-миниатюру на тему: «Путешествие пчелки» На 4-6 баллов: выписать 6 пословиц с качественными прилагательными.