Урок развития речи. Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу

Про матеріал
Цель: повторить, систематизировать и расширить грамматический материал по данной теме Задачи: • актуализировать правила написания слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу; • развивать письменные навыки, внимание, долговременную память, устную речь; воспитывать уважительное отношение к русскому языку и любовь к животным , а также культуру речи учащихся.
Перегляд файлу

Тема: «Урок развития речи. Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу»

Цель: повторить, систематизировать и расширить грамматический материал по данной теме

Задачи:

  • актуализировать правила написания слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу;
  • развивать письменные навыки, внимание, долговременную память, устную речь;

воспитывать уважительное отношение к русскому языку и любовь к животным , а также культуру речи учащихся.

Оборудование: карточки и картинки со словарными словами , карточки с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, с отгадками.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Ход урока

І. Организация начала урока.

  1. Приветствие

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ну—ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

ІІ. Сообщение темы и цели урока

1. Таблица слов:

 Чай , чашка, чайник, щавель, пища.

— Что объединяют все эти слова? 

Как пишется — ча, ща?

Вывод: — ча, — ща пиши с буквой а.

Слова: Тащу, ищу, чудо, чушь.

— Как пишутся эти слова?

Что вы заметили?

Вывод: чу, — щу пиши с буквой у.

2. Составление предложений 1 слова из столбиков.

Я видел однажды чудо своими глазами - это оказалось моя исполненная мечта.

В мультиках я часто вижу чудо, но почему-то в жизни такого нет и я часто разочаровываюсь по этому поводу. 

ІІІ. Работа по теме урока

3. Открываем тетради, записываем число,классная работа.

4. Давайте запишем каллиграфически Ча Ща Чу Щу

5. Развитие речи

— Какие есть слова в книге на с.62, упр. 194 ?

(Щавель, чугун, удача, щука, печатки, площадка, чайник, роща, площадь, ищу, часто, часть, чудеса).

— Для чего нужен чайник? От какого слова он образован?

— Кто изображен на картинке?

Изображен мальчишка с настольными часами.

— Давайте с вами запишем эти слова в тетрадь, и поставим на них ударения.

6. Разыгрывание ситуации.

1 ситуация.

 Давайте сейчас разыграем ситуацию. ( карточки с рисунком чайника и чашки)

Похожее изображение           Картинки по запросу чашка  рисунок

 

— Вы в гостях. Как вежливо попросить, чтобы налили вам чай? Придумайте имя детям.

Оля, пожалуйста, долей мне чаю.

7. Работа в паре

  А сейчас поработайте в паре.

2 ситуация

   Например, вы хотите взять булку или пирожок. Как себя вести в данном случае?

  Обязательно необходимо подать тарелку, руками не брать, через весь стол не тянуться за булкой.

8. Дополнение диалога

— Давайте посмотрим ниже. Это диалог. Он обозначается черточками в начале предложения.

— Привет, Маша!

— Привет, Саша!

— Я сегодня забыла деньги дома, купи мне пожалуйста пирожок.

— С удовольствием куплю тебе пирожок!

— Саш, а с чем ты любишь пирожки?

— С вишневым вареньем.

— А ты Маша, с чем любишь?

— А я люблю с малиновым вареньем.

— Держи, твой пирожок с малиновым вареньем.

— Спасибо Саша за пирожок.

— А что такое диалог?

    Диалогэто прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц. Диалог состоит из реплик, слова каждого лица, участвующих в разговоре, называются репликой.

  Помогите дополнить предложения опираясь на картинку.

Картинки по запросу пирожок рисунок    Картинки по запросу пирожок рисунок

 

  С чем еще бывает пирожок?

— Пирожок еще бывает с апельсиновым, абрикосовым, яблучным вареньем.

— Какие вы молодцы! Мы с вами немного поработали, теперь пора нам немножко отдохнуть.

IV. Физкультминутка

1. Словарная работа

 Посмотрите, у нас есть слово в рамочке. Прочитайте это слово. (начала)

Карточка со словами : чёрный, сколько, аккуратно.

— Дети, в этих словах нужно ставить правильное ударение. Даже взрослые иногда ошибаются.

Правильное ударение – это культура человека.

— Давайте сейчас составим предложение с 1 словом из этих слов. И запишем в тетрадь.

Сколько раз аккуратно их ни развинчивал, ничего, кроме колёсиков и винтиков, там нет.

V. Закрепление нового материала

— Вы отлично справляетесь с заданиями! Я очень довольна вашей работой.

2. Загадки

— А теперь давайте немного поиграем.

— Я вам загадаю загадки, а отгадки вы запишете в тетрадь.

Загадка №1

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Носит обувь из резины,
А зовут её : (машина)

Загадка №2

Очень мирные мы змеи.
Любим жить в лесах у рек
Яда вовсе не имеем
И не знались с ним во век (ужи)

 

— Как вы догадались, что это ужи? Что вы знаете о них?

Вывод: Ужи - это не ядовитые змеи, они занесены в Красную Книгу Природы.

— Отлично двигаемся дальше, следующая загадка. Будьте внимательны!

Загадка № 3

На огне ворчу бурчу,

А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник)

— Запишите слово, поставьте ударение.

Вывод: Если чайник электрический, необходимо соблюдать правила обращения с электроприборами. Будьте осторожны с кипятком и паром.

Следующая загадка.

Загадка № 4

Он хорошо для кислых щей
Помимо прочих овощей (щавель)

— Запишите слово, поставьте ударение. Давайте обратимся к орфографическому словарю и найдём лексическое значение.

   Щавель - это травянистое растение с кислыми съедобными листьями.

Вывод: Щавель — это однозначное слово. Перед едой листья необходимо тщательно промыть в воде. Листья щавеля богаты витамином С.

— Следующая загадка.

Загадка № 5

Он стоит на палке

С бородой из мочалки (чучело)

Вывод: Слово чучело имеет 3 лексических значения. Значит слово многозначное.

Например:

1. Набитая чем-либо шкура животного, кожа птицы, воспроизводящие облик этого животного, птицы. 

2. Подобие человека, сделанное из соломы, глины и т. п.

3. Еще так говорится о неряшливом, нелепо одетом или грязном человеке. 

— Хорошо, и последняя загадка.

Загадка № 6

Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку
Не проглотит лишь ерша (щука)

  Так же записываем отгадку в тетрадь и поставьте ударение.

Вывод: С уроков природоведения мы узнали, что щука - это пресноводная рыба, хищница, мясо очень вкусное, желчь щуки берут на лекарство. Щука питается не только мелкой рыбёшкой, она хватает уток, утят, поэтому в народе её прозвали утятницей.

VI. Подведение итогов урока

— Давайте подведём итог урока.

1. Проводится в виде игры "Подскажи словечко" (дети передают солнышко и называют слова, которые запомнили на уроке с орфограммами жи — ши, ча — ща, чу — щу).

VІІ. Рефлексия:

— Какова была тема нашего урока?

— Что больше всего понравилось?

— Что нового узнали?

— Всем спасибо за урок. Все молодцы!

2. Оценивание.

VІІІ. Дамашнеє задание.

Откройте дневнички свои, и запишите дамашнєє задание.

Книжка ст..63, упр. 200

( Вам нужно списать, вставляя пропущенные буквы. Не забываем что когда вставляем буквы, подчеркиваем карандашом.)

 

docx
Додано
26 березня 2020
Переглядів
1639
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку