Текств широком филологическом понимании - это произведение словесности (речь идет не только о произведении художественной словесности, но и любом произведении речетворческого процесса, высказывании, сообщении, обладающем определенными признаками);выраженное в письменной или устной форме упорядоченное и завершенное словесное целое, заключающее в себе определенное содержание, соотносимое с одним из жанров художественной или нехудожественной словесности, отграниченное от других подобных целых и в случае необходимости воспроизводимое в том же виде.
Признаки текстатематическая и композиционная цельность – наличие единой темы, т.е. того, что описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой идеи, т.е. основного вывода, передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту.структурная упорядоченность и членимость – возможность делиться на предложения, абзацы, главы, разделы, идущие в определенной последовательности, а также на темы, подтемы и микротемы.смысловая и грамматическая связность между частями текста (последовательность и логичность изложения, наличие специальных средств связи между отдельными частями текста.стилистическое единство текста – отнесенность текста к тому или иному стилю.
Что такое «лингвистический анализ текста» ?• Лингвистический анализ текста - это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно – тематическое и эстетическое содержание литературно – художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия» ( М. Р. Львов) . • Цель такого анализа - учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей вообще и русских в частности» (Л. Щерба).
К синтаксическим средствам связи предложений относятся:{2 FF03 A51-D545-4 BFD-9 E7 F-9 DBC006 F7 B07}1. Синтаксический параллелизм, предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений. Юность — время надежд. Зрелость — пора свершений.2. Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения. Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. 3. Использование неполных предложений.— Знаете, о чем мы спорили? — О литературе, музыке, живописи.
{2 FF03 A51-D545-4 BFD-9 E7 F-9 DBC006 F7 B07}4. Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов. Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать. Можно ли забыть землю, на которой ты вырос?5. Использование прямого и обратного порядка слов. Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя. В тексте также могут использоваться семантические и ассоциативные связи частей: Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась. Ефрем изнемогал и едва слушал Кузьму. (А. П. Чехов)
Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившийся текст. Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.
Спишите. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу средства связи предложений в тексте, выбрав из справочного материала. В Университете Константинополя Кирилл преподавал недолго. (...) этот философ, который был знатоком греческого, еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен в Болгарию с просветительской миссией. (...) оказалось, что просвещать славян невозможно без книг на их родном языке. (...) Кирилл начал составлять славянскую азбуку. Справочный материал: вскоре, потом, затем; однако, но, а; поэтому, потому, следовательно.
Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль. Что привлекло вас в тексте? Найдите синтаксические средства связи предложений. Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями. (М. М. Пришвин)
Домашнее задание. Выучить правило. Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль. Что привлекло вас в тексте? Найдите синтаксические средства связи предложений. Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро изорвало солнце все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями. (М. М. Пришвин)