Презентація "Культура епохи відродження"

Про матеріал
Культура Возрождения (его ещё называют французским термином «Ренесса́нс») зародилась в Италии примерно в середине XIV в. Её сторонники стремились возродить Античность, что и дало новой культуре её название. Мыслителей эпохи Возрождения в первую очередь интересовали науки о человеке и обществе. Этот круг наук, включавший историю, филологию, педагогику, этику, по-латыни именовался «студиа гуманита́тис» (в буквальном переводе — «изучение человеческого»), а тех, кто ими занимался, стали называть гуманистами
Перегляд файлу

УРОК 15. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

imageНа пути к Высокому Возрождению

Культура Возрождения (его ещё называют французским термином «Ренесса́нс») зародилась в Италии примерно в середине XIV в. Её сторонники стремились возродить Античность, что и дало новой культуре её название. Мыслителей эпохи Возрождения в первую очередь интересовали науки о человеке и обществе. Этот круг наук, включавший историю, филологию, педагогику, этику, полатыни именовался «студиа гуманита́тис» (в буквальном переводе — «изучение человеческого»), а тех, кто ими занимался, стали называть гуманистами. Гуманизм — основа культуры Возрождения. Гуманисты призывали отказаться от аскетизма и прославляли земную жизнь. Они считали, что человек должен быть свободной и всесторонне развитой личностью, во всём стремящейся к совершенству. Гуманисты ценили в человеке творческое начало, способность достигать величайших вершин и раздвигать границы возможного. Влияние гуманистических идей ярко проявилось в творчестве многих архитекторов, скульпторов и художников, даже если они формально не   принадлежали к кругу гуманистов.

Преображение. Худ. Рафаэль

Культура Возрождения зародилась во Флоренции, а затем широко распространилась по всей Италии. Краткий период конца XV — первой трети XVI в. вошёл в историю как время её блестящего и всестороннего расцвета — Высокое Возрождение.

Конечно, даже в эпоху своего расцвета Ренессанс охватывал далеко не всё многообразие итальянской культуры, во многом ещё сохранявшей средневековые черты. Тем не менее новая культура всё более высоко ценилась в итальянском обществе. К ней приобщались, хотя бы поверхностно, не только придворно-аристократические круги и часть духовенства, но и все горожане. Светские и духовные владыки часто покровительствовали художникам, архитекторам, скульпторам. Щедрыми меценатами были правители Флоренции из рода Ме́дичи, герцоги Милана и Ферра́ры; не отставали от них и римские папы. Однако меценатство, позволяя деятелям новой культуры осуществлять их начинания, ограничивало свободу творчества: художники, архитекторы, скульпторы вынуждены были учитывать вкусы заказчиков.

 

imageimageЛоренцо

Медичи

Погребальная

Великолепный. капелла

Флорентийский герцогов

мастер XV-XVI

Медичи. в.

Микеланджело

 

imageКонец XV — первая треть XVI в. — тяжёлый период в истории Италии. Республиканские ценности переживали кризис, утверждались монархические порядки. В ходе Итальянских войн находившаяся в состоянии раздробленности страна оказалась лёгкой добычей иноземных армий. И в это трагическое время творила целая плеяда блестящих мастеров, составляющих славу мировой культуры. Потомки сравнили их с мифологическими титанами, дерзнувшими бросить вызов самим богам.

 Эпоха титанов

Величайшим гением Возрождения был Леонардо да Винчи (1452— 1519). В молодости он учился живописи, но гуманистического образования не получил и своими энциклопедическими знаниями был обязан только самому себе, своей жажде познания и огромному трудолюбию. Главным источником знаний о мире и человеке Леонардо считал опыт, понимая его очень широко: это и наблюдения за природными явлениями, и физический

эксперимент, и инженерная конструкция. Он наблюдал за

 

течением воды и полётом птиц, изучал строение человеческого глаза, интересовался физикой и анатомией, ботаникой и механикой. Конструктор и архитектор, скульптор и художник, музыкант и литератор, глубокий мыслитель — Леонардо стал воплощением гуманистического идеала всесторонне развитой личности. 

Леонардо да Винчи.

Автопортрет

imageОн создал проекты подводной лодки, летательного аппарата, парашюта. Реализовать все его замыслы было не под силу одному человеку. Предъявляя к себе высочайшие требования, он многое оставил незаконченным (например, картину «Поклонение волхвов»). А некоторые его шедевры не пощадило время. Так, наиболее ценимое современниками творение мастера — фреска «Тайная

Проект подводной лодки

ве́черя» — дошло до нас в сильно повреждённом виде.

imageТайная ве́черя.

Фреска Л. да Винчи

Один из лучших художников эпохи Возрождения, Леонардо достиг высочайшего мастерства в передаче неуловимых переходов от света к тени. Контуры предметов на его картинах смягчены лёгкой дымкой. Всему миру известен портрет Моны Лизы («Джоконда»), лицо которой на глазах как будто меняет своё выражение.

image

Джоконда. Худ. Л. да Винчи

Дама с горностаем Худ. Л. да Винчи

imageМладший современник Леонардо Микела́нджело Буонарро́ти

(1475—1564) за разностороннюю гениальность был прозван «божественным». Архитектор и художник, военный инженер и

поэт, сам себя он считал скульптором. Главное для Микеланджело — величие и драматизм жизни человека, титаническое напряжение его борьбы. Он часто изображал обнажённое тело, наделяя его красотой и силой. Свидетельством творческой зрелости мастера стала пятиметровая статуя Давида — воплощение мужественности, готовности к борьбе. Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом - Голиафом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Главный из осуществлённых Микеланджело замыслов в области скульптуры — ансамбль капеллы́        Медичи во Флоренции. Статуи, олицетворяющие поступь времени, — День, Ночь, Вечер и Утро — при всей их физической мощи отмечены печатью

          душевной усталости персонажей.                                                      Давид. Худ.

Микеланджело

Гениальное творение Микеланджело-художника — роспись потолка Сиксти́нской капеллы в Ватикане с библейскими сценами. На пространстве в 600 м2 художник, стоя на лесах и запрокинув голову, в одиночку написал сотни человеческих фигур, исполненных драматизма. (После окончания этой титанической работы он долгое время не мог смотреть прямо перед собой и, читая, должен был поднимать книгу высоко над головой.) Спустя много лет мастер вновь вернулся к росписям Сикстинской капеллы, создав грандиозную фреску «Страшный суд».

imageСтрашный суд.

Фреска Микеланджело

Не менее масштабным было творчество Микеланджело-архитектора. Именно ему принадлежит ведущая роль в сооружении главного здания католического мира — собора Св. Петра в Риме. В частности, по его проекту созданы западный фасад и купол этого самого большого в мире христианского собора.

imageРафаэ́ль Са́нти из Урби́но (1483—1520), хотя и прожил недолго, успел осуществить многие свои начинания. Он быстро нашёл собственный путь в искусстве и достиг вершин славы. Как истинный сын эпохи Возрождения, Рафаэль был многогранным мастером. Несколько лет он руководил строительством собора Св. Петра, расписал стены во многих залах Ватикана, создал великолепные портреты современников. Но более всего известны его совершенные по красоте образы Мадонны. В творчестве Рафаэля воплотилась гуманистическая мечта о прекрасном душою и телом человеке, пребывающем в полной

гармонии с миром. Его образы светлы,

                         собор Св. Петра в Риме                        радостны и лиричны, но он умел

придать своим творениям и драматическую напряжённость.

Самое знаменитое произведение Рафаэля — «Сикстинская Мадонна». Образы Богоматери и младенца Иисуса поражают внутренней глубиной. Ребёнок словно предчувствует свою судьбу. Знает о ней и мать — и всё же, нежно прижимая сына к себе, она несёт его людям, ради счастья которых готова принести в жертву самое дорогое для неё — своё дитя.

imageЗамечательная школа живописи сложилась в

Венеции. Самый знаменитый венецианский мастер Тициа́н Вече́ллио (ок. 1477—1576) был подлинным новатором в живописи. Если флорентийские художники с непревзойдённым мастерством передавали объёмность форм, то Тициан показал огромные возможности цвета как средства художественной выразительности. Ему в равной степени удавались и огромные алтарные полотна, и картины на сюжеты античной мифологии («Дана́я», «Венера Урби́нская»), и портреты — Карла V, папы Павла III и др.

Лучшие творения итальянских мастеров Высокого Возрождения навсегда остались в сокровищнице мирового искусства.

Сикстинская мадонна. Худ. Рафаэль, 1512

Северное Возрождение. Так называют культуру Ренессанса в странах, расположенных к северу от Италии: в Германии, Нидерландах, во Франции, в Англии. Конец XV — первая треть XVI в. — это эпоха расцвета культуры Северного Возрождения. За Альпами новая культура распространилась не столь широко, как в Италии, однако и здесь появились свои титаны, создавшие бессмертные шедевры.

imageСамый известный мыслитель Северного

Возрождения — уроженец Нидерландов Эра́зм

Роттерда́мский (1469—1536), который был прозван «королём гуманистов». Всю свою долгую жизнь он неустанно трудился. Эразм подготовил к печати труды многих отцов церкви и античных классиков, собрал и прокомментировал тысячи античных поговорок; он писал учебники, трактаты, послания, стихи. Сочинения Эразма привлекали читателей богатством интонаций и тонкой иронией. Его сатира «Похвала Глупости» — один из шедевров мировой литературы. 

Эразм был богословом, но совершенно непохожим на ограниченных и нетерпимых католических теологов того времени. Христианским он считал всё истинное. Это позволяло ему искать образцы мудрости и добродетели не только у христиан, но и у язычников. Тем самым Античность        Эразм Роттердамский.

рассматривалась не как нечто враждебное           Художник Г. Гольбейн Младший христианству, а как основа для развития культуры, совершенствования человека и общества.

В искусстве Северного Возрождения ведущая роль принадлежала живописи. Уже в XV в. достигает расцвета искусство Нидерландов, а в конце XV — первой половине XVI в. свой золотой век переживает немецкая живопись. Среди лучших её мастеров — Лу́кас Кра́нах Старший, тесно связавший своё творчество с идеями Реформации (ему принадлежат известные портреты Лютера), и Ганс Гольбе́йн Младший, ставший придворным живописцем английского короля и достигший удивительного совершенства в искусстве портрета.

image«Юдифь с головой Олоферна».

Худ. Лукас

Кранах Старший

Центральное место в немецком искусстве эпохи

imageВозрождения занимает А́льбрехт Дю́рер (1471—1528). Разносторонний живописец и величайший мастер гравюры, он с кропотливостью учёного изучал линейную перспективу и пропорции человеческого тела, стремясь постичь законы красоты. Дюрер бывал в Италии и в совершенстве овладел достижениями мастеров Ренессанса, но пошёл собственным путём. В своём творчестве он отразил драматизм мироощущения человека, жившего накануне и в первые годы Реформации. Ожидание страшных потрясений особенно ярко воплотилось в предназначенных для широкого зрителя гравюрах.

Среди них — «Четыре всадника» из серии «Апока́липсис», символизирующие страшные бедствия: войну и мор, неправедный суд и голод. Копыта коней топчут грешников, среди которых и король, и священник. Блистательный портретист, Дюрер оставил целую галерею образов своих современников. Замечательны его автопортреты, на которых перед нами предстаёт прекрасный и уверенный в себе человек эпохи Возрождения.

Четыре всадника. Худ. А. Дюрер

imageПознание законов государства и общества

Гуманистов XVI в. интересовала не только отдельная человеческая личность, но и законы развития государства и общества. Крупнейшим историком и политическим мыслителем был флорентиец Никколо́ Макиаве́лли (1469—1527), ставший известным благодаря своему трактату «Государь». Убеждённый республиканец и патриот Флоренции, противник папства и приверженец идеи объединения Италии, Макиавелли жил в эпоху, когда республиканские идеалы терпели крах, своекорыстная политика Рима препятствовала объединению страны, а чужеземные армии грабили его родину. В таких условиях спасти и объединить страну способен, по мнению Макиавелли, лишь сильный государь. Ради достижения этой великой цели он может прибегать к жестокости и лжи, ибо так поступают все. Часто считают, что Макиавелли восхвалял в государе эти качества и освободил политику от морали; политическую беспринципность нередко называют макиавелли́змом. На самом деле Макиавелли лишь показал в своих сочинениях, что мораль и политика трудно совместимы, Никколо Макиавелли. что рассуждениями о морали часто прикрывают      Художник Санти неприглядные цели и что едва ли возможно достичь    ди Тито политического успеха, не нарушая нравственных норм.

imageИные вопросы волновали знаменитого английского гуманиста То́маса Мо́ра (1478—1535).

Профессиональный юрист, член парламента, позже канцлер Англии, Мор хорошо знал о самых острых проблемах английского общества. Он убедился, что государство — это «заговор богачей», преследующих лишь собственные интересы и не заботящихся о бедных. 

О собственном понимании наилучшего общественного устройства Мор рассказал в книге

«Утопия» (1516). Слово «утопия», составленное Мором на основе двух древнегреческих слов, означает «место, которого нет»; в переносном смысле так называют любую неосуществимую идею. Мор описывает идеальное государство, расположенное на неком острове у берегов Нового Света. Там нет частной собственности, которую Мор считал главным злом, все равны и никто никого не угнетает. Все утопи́йцы совместно владеют материальными благами и получают необходимое из общих кладовых. Все трудятся, и никто не испытывает нужды. В то же время труд не обременителен, свободное время используется для развлечений, занятий науками и искусствами. На Утопии мирно уживаются разные религии, и никто не стремится утвердить свою веру силой; не поощряется лишь абсолютное неверие. К делам управления допускаются только люди науки, отличающиеся безупречными моральными качествами.

Вслед за Мором и другие мыслители заговорили о том, как сделать людей счастливыми. Так, в «Новой Атлантиде» англичанина Фрэ́нсиса Бэ́кона счастье жителей идеального острова основывается на использовании технических изобретений, а не на справедливом общественном устройстве, как у Мора.

 

Подведём итоги. Конец XV — первая треть XVI в. — эпоха Высокого Возрождения в Италии, время расцвета новой культуры. Тогда же идеалы Возрождения получают широкое распространение во многих странах Европы. Эта эпоха породила удивительные по глубине и многогранности личности, оставившие нам богатое философское и литературное наследие, достижения технической мысли и бессмертные шедевры искусства.

Аскетизм — ограничение или подавление естественных желаний, отказ от роскоши, от радостей жизни.

Капеллаздесь: часовня, придел церкви; часто служила местом погребения знати.

«При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах».

Из книги Томаса Мора «Утопия» Вопросы:

1.  Гуманистами называли

1)Жителей больших городов;

2)Служителей Католической церкви;

3)Людей, придерживавшихся светского взгляда на окружающий мир; 4)Владельцев мануфактур.

 

2.  Героине какого произведения принадлежат следующие слова: «Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление, суд. Да что такое вся жизнь человеческая, как не забава Глупости?»

1)«Ромео и Джульетта»;

2)«Дон Кихот»;

3)«Похвала Глупости»;

4)«Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

 3.Какие из перечисленных положений составляют основу взглядов гуманистов? (укажите 3 верных ответа)

1)Вера в человека и его возможности;

2)Стремление к познанию окружающего мира;

3)Убежденность в ценности загробной жизни перед земной;

4)Признание значения науки и искусства в жизни человека, необходимости образования; 5)Отказ от радостей и удовольствий мирской жизни;

6)Отрицание способности человека изменять свою судьбу.

4. В росписи Сикстинской капеллы принимал участие

1)Ганс Гольбейн;

2)Альбрехт Дюрер;

3)Донато Браманте;

4)Микеланджело Буанарроти.

 

УРОК 16. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО XVII ВЕКА

imageТрагический гуманизм Сервантеса и Шекспира К концу XVI в. стал очевидным разлад между гуманистическими идеалами Возрождения и суровой действительностью. Писатели, художники и мыслители приходили к пониманию того, что человек не властен над собой и над своей судьбой, что он сам находится под властью времени и обстоятельств, что он постоянно пребывает в движении, изменяется. Многие из них сохраняли верность прежним идеалам красоты, добра и справедливости, однако теперь они всё более ощущали бессилие человека в мире.

Великий испанский писатель-гуманист Миге́ль де Серва́нтес (1547—1616) прожил бурную и нелёгкую жизнь. Выходец из обедневшего дворянского рода, он получил гуманитарное образование, путешествовал, принял участие в морском сражении с турками при Лепанто, где потерял руку, а затем был схвачен пиратами и пять лет провёл в плену. Вернувшись в Испанию, разорённый Сервантес был вынужден поступить на службу чиновником. По ложному обвинению в растрате ему пришлось сидеть в долговой тюрьме. Все эти разнообразные жизненные впечатления

переплавились в его творчестве. Всемирную славу

                      принёс Сервантесу роман «Дон Кихот».                  Мигель де Сервантес

imageВ Испании XVI в. были очень популярны рыцарские романы, причём наряду с классическими произведениями имели хождение низкосортные подражания. «Дон Кихот» был задуман как пародия на них, и многими тогдашними читателями роман воспринимался именно так, но его содержание неизмеримо глубже.

Герой Сервантеса, бедный идальго, начитавшись рыцарских романов, решает стать странствующим рыцарем. Он уговаривает крестьянина Санчо Пансу быть его оруженосцем. Вместе они путешествуют по Испании, но реальная жизнь совершенно не похожа на мир рыцарей из романов. Всюду Дон Кихот пытается восстанавливать справедливость — и постоянно попадает в нелепые ситуации. Однако автор не столько иронизирует над своим героем, сколько сочувствует ему. Ведь Дон Кихот, сознавая пропасть между желаемым и действительностью, не изменяет идеалам гуманизма и готов биться за них. В свою очередь, Санчо Панса, беседуя с Дон Кихотом, тоже постепенно проникается гуманистическими идеалами добра и справедливости.

Герои Сервантеса, воплотившие лучшие черты испанского народа, любимы во всём мире.

 

                                                                        image           Уильям Шекспир

В Англии в конце XVI — начале XVII в. небывалых высот достигло театральное искусство; театр любили и знать, и простонародье. Среди множества драматургов, прославивших английский театр, выделяется Уи́льям Шекспи́р (1564—1616). Почтенный горожанин из провинциального Стра́тфорда-на-Э́йвоне, он неожиданно порвал с прежним укладом жизни и отправился в столицу, где навсегда связал свою жизнь с театром. Шекспир стал актёром, а затем драматургом и совладельцем театра «Глобус» — самого популярного среди лондонских театров.

Наследие Шекспира поражает разнообразием. Он писал комедии, прославлявшие радости жизни и любви («Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего»), драмы на античные сюжеты, исторические хроники из английского Средневековья («Генрих IV», «Ричард III» и др.), сонеты. Его трагедия «Ромео и Джульетта» — гимн любви, противостоящей предрассудкам общества. Шекспир создал и замечательные философские трагедии, в которых размышлял о добре и зле, о неспособности человека достичь гармонии с окружающим миром («Гамлет», «Отелло», «Король Лир»).

 

Шекспира воодушевляла вера в человека — хозяина своей судьбы, который благодаря разуму и душевному благородству может противостоять страстям — гневу, ревности, зависти. Трагедию своих героев он видел не в превратностях судьбы или кознях злодеев, а в ошибках и слабостях, позволивших страстям увлечь их на ложный путь.

Лучшие образы, созданные Шекспиром, оказались настолько яркими и психологически точными, что до сих пор символом ревности остаётся Отелло, мучительных сомнений — Гамлет, всепобеждающей любви — Ромео и Джульетта.

                                                      image

Барокко. С конца XVI в. в ряде стран Европы на смену культуре эпохи Возрождения пришёл новый стиль — баро́кко (что первоначально означало «причудливый, странный»). Стиль барокко родился и достиг высшего расцвета в папском Риме. Фасады зданий становятся более рельефными, по ним словно пробегают волны, каменные массы изгибаются, как будто теряют свою «каменность» и становятся пластичными. Интерьеры барочных храмов изобилуют скульптурными группами, причём каждая фигура интересна и важна не столько сама по себе, сколько как часть целого. Точно так же невозможно расчленить группы фигур, нарисованные на плафонах в храмах.

imageЗрелищное искусство барокко папы использовали для целей Контрреформации. Пышность убранства, изобретательность в оформлении храмов, художественные эффекты составляли разительный контраст со скудостью интерьеров протестантских церквей и призваны были подчеркнуть блеск и могущество Католической церкви и папства. Например, знаменитый скульптор и зодчий XVII в. Лоре́нцо Берни́ни (1598—1680) спроектировал парадную лестницу в Ватикане таким образом, что снизу она казалась гораздо длиннее, чем была на самом деле. Когда во время парадной церемонии на верхней площадке появлялся папа римский, его фигура, благодаря ложной перспективе, представлялась снизу неожиданно большой и потому величественной.

Бернини был всесторонне одарённым и при этом необыкновенно работоспособным мастером. Он создал перед собором Св. Петра эффектную площадь с колоннадой, фонтанами и обелиском, украсил интерьер собора. В скульптуре Бернини удачно передавал переходы из одного состояния в другое, от одной фазы движения к другой («Давид», «Аполлон и Дафна»). Он мог позволить себе изображать в мраморе мех, кружево, даже облако — всё ему удавалось! «Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск», — с полным основанием утверждал Бернини.  В XVII—XVIII вв. стиль барокко распространился далеко за пределами Италии, особенно в католических землях (в Испании, Австрии, Южной Германии, Южных Нидерландах).


image

Экстаз св. Терезы.Скульптор Л. Бернини

imageСамым знаменитым художником эпохи барокко был фламандец (уроженец Фландрии) Пи́тер Па́уль Ру́бенс (1577—1640). Он был придворным живописцем испанского наместника в Нидерландах, жил в собственном дворце, был счастлив в семье. Его художественная мастерская была самой большой в Европе и выполняла заказы со всех концов континента. Рубенс имел множество учеников. Как истинный художник барокко, Рубенс любил изображать обнажённые тела в движении и в «трудных» ракурсах; где только возможно, вводил мотивы борьбы, погони, напряжённых физических усилий. Рубенс — блистательный портретист, и среди его портретов немало истинных шедевров («Автопортрет с Изабеллой Брандт», «Портрет камеристки»).


Портрет камеристки. Худ. П. Рубенс.

Вечные ценности Рембрандта и Веласкеса

 Совершенно иной по духу была голландская школа живописи, выдвинувшая в XVII в. многих замечательных мастеров. Величайшим из них был Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (1606—1669). В молодости поселившись в Амстердаме, он быстро достиг известности, имел учеников, разбогател. Однако поиски собственного пути в искусстве приводили к конфликту с богатыми заказчиками, пытавшимися навязать художнику свои вкусы. Так, в одном из своих лучших творений — большом групповом портрете офицеров «Ночной дозор» — Рембрандт, вопреки традиции, лишь немногие фигуры изобразил освещёнными, остальные же ради создания гармоничного целого поместил в тени. Обиженные заказчики, желавшие получить традиционные портреты, потребовали вернуть им деньги.

imageНочной дозор. 

ХудожникРембрандт

imageОставаясь верным своему пути в искусстве, художник почти перестал получать заказы, его имущество было продано за долги. Переживший смерть горячо любимой жены и единственного сына, не понятый современниками, Рембрандт до конца своей жизни продолжал поиски истины в искусстве. Он умер в нужде и был похоронен на общественные деньги. Рембрандт любил писать портреты пожилых людей. В лицах стариков, часто некрасивых, художник открывал возвышенную духовность и человечность. Собственное лицо тоже стало для него целым миром, дарящим всё новые открытия. Из всех художников того времени именно Рембрандт создал самую большую серию автопортретов (более 60), на которых он предстаёт то беспечным кутилой, то солидным бюргером, то простаком, то мудрым и проницательным наблюдателем жизни. Изображая себя и близких людей, Рембрандт показывает бесконечное разнообразие выражений

человеческого лица. Любимейшее средство его живописи —

 

светотень: как будто сияющие, светящиеся лица, кисти рук, фрагменты одежды выступают из глубокой, таинственной тени. Ничего лишнего, всё внимание сосредоточено на главном — внутреннем мире человека. Шедевры мастера — «Дана́я», «Возвращение блудного сына», многие портреты и автопортреты — принадлежат к лучшим созданиям человеческого гения.

Возвращение блудного сына. Худ. Рембрандт

imageЗамечательная школа живописи существовала в XVII в. и в

Испании. Её вершина — творчество Дие́го Вела́скеса (1599— 1660). В юности он часто изображал простых людей, позднее стал придворным живописцем короля Филиппа IV. Чаще всего Веласкесу приходилось писать портреты монарха, его приближённых, членов королевской семьи. Он изображал их такими, какими они были в жизни, нередко высвечивая своей кистью напыщенность и безволие царственных особ. Впрочем, король и знать были довольны своими портретами: им нравилось, что они изображены «как живые». Лишь проницательный папа римский Иннокентий X, увидев свой портрет, не мог удержаться от восклицания: «Чересчур правдиво!».

По-другому Веласкес изображал карликов и шутов, развлекавших королевский двор. За их жалкой внешностью он различал тайные муки и глубоко спрятанное чувство собственного

Портрет инфанты

достоинства. А в портретах юных принцев и принцесс за

Маргариты.Художник

чинной неподвижностью поз скрыта печаль детей, с

Д. Веласкес младенчества скованных правилами придворного этикета.

На памятнике Веласкесу в Мадриде высечены слова: «Живописцу истины».

 

 

Литература и искусство классицизма

В середине XVII в. во Франции утверждается новый стиль — классицизм. Именно в это время во Франции достигла расцвета абсолютная монархия, стремившаяся поставить науку, литературу и искусство себе на службу и направлять их развитие. Классицизм и стал официальным стилем французского абсолютизма.

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) ориентировался на образцы искусства Античности и Высокого Возрождения. Художники изображали древних богов и героев, драматурги писали пьесы на сюжеты из античной истории и мифологии. В своём творчестве они стремились следовать определённым правилам. Теоретики классицизма считали, что произведение искусства должно строиться по законам разума, быть величественным, ясным и строгим, не нарушать принципа правдоподобия.

Высшие достижения французского классицизма связаны с театром. Существовало строгое деление жанров на высокие (трагедия) и низкие (комедия). Пьесы отличались ясностью сюжета и возвышенным стилем. В них соблюдалось требование «трёх единств»: места, времени и действия. Это означало, что действие пьесы должно происходить в одном месте, в один день, причём никакие второстепенные обстоятельства не должны мешать восприятию главной интриги. В основе действия обычно лежала какая-нибудь общая идея, которая получала в пьесе всестороннее развитие.

 

Основоположником театра классицизма считается драматург Пьер Корне́ль (1606—1684). Действие его пьес, написанных великолепным стихом, разворачивается на фоне исторических событий, чаще всего в Древнем Риме. Чрезвычайной популярностью у современников и потомков пользовалась его трагедия «Гораций». Тема этого произведения — столкновение личных чувств и интересов героев и их общественного долга, требующего от героев самопожертвования. 

В трагедиях Жана Раси́на (1639—1699), развивающих традиции классицизма, на первый план часто выходит конфликт разумного и нравственного начал в человеке со стихийной страстью («Андрома́ха», «Фе́дра»).

image

Комедия достигла расцвета в творчестве гениального Жана Батиста Покле́на, известного во всём мире под сценическим псевдонимом Молье́р (1622—1673). Блестящий сатирик, Мольер разоблачал пороки современного ему общества: фальшь аристократов, лицемерие служителей церкви, тщеславие и невежество буржуазии. Хотя Мольеру покровительствовал сам Людовик XIV, католические круги, раздражённые насмешками драматурга, не раз добивались запрещения его пьес. Комедии Мольера — «Тартю́ф», «Скупой», «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве» — и сегодня не сходят с подмостков лучших театров мира.

image

Подведём итоги. С конца XVI и особенно в XVII в. на смену культуре эпохи Возрождения приходят новые направления в литературе и искусстве: пышное и эффектное барокко, глубокий реализм таких мастеров, как Сервантес и Рембрандт, строгий и рациональный классицизм.

«Весь мир — это вечные качели. Даже устойчивость — и она не что иное, как ослабленное и замедленное качание».

Из «Опытов» французского писателя и мыслителя XVI в. Мишеля де Монтеня

 

          Задание          

Установите соответствие между художниками и их произведениями

Художники                   

 

Произведения

А) Рафаэль Санти;       

 

1) «Сикстинская Мадонна»;

Б) Питер Брейгель Старший; 

 

2) «Портрет Генриха VIII»;

В) Леонардо да Винчи; 

 

3) «Крестьянский танец»;

Г) Рембрандт ван Рейн. 

 

4) «Возвращение блудного сына»;

                               

 

5) «Джоконда»

 

Домашнее задание:

 § 14-15 прочитать, задания 1-6 выполнить

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Павлова Надія Віталіївна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
pdf
Додано
1 квітня 2021
Переглядів
1336
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку