Презентація "Математика в літературі"

Про матеріал
Презентація пропонує підбірку "літературних" задач, які можна використати як під час проведення уроков, так і у позакласних заходах.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Математика в літературіАвтор – вчитель математики Ямільської загальноосвітньої школи І-ІІІ ступенів №2 Прокопенко О. А.

Номер слайду 2

Літературні задачі Чехова

Номер слайду 3

“Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом...”

Номер слайду 4

«Задачи сумасшедшего математика» За мной гнались 30 собак, из которых 7 были белые, 8 серые, а остальные чёрные. Спрашивается, за какую ногу укусили меня собаки, за правую или левую?  Автолимед родился в 223 году, а умер после того, как прожил 84 года. Половину жизни провёл он в путешествиях, треть жизни потратил на удовольствия. Сколько стоит фунт гвоздей, и был ли женат Автолимед? Под Новый год из маскарада Большого театра было выведено 200 человек за драку. Если дравшихся было двести, то сколько было бранившихся, пьяных, слегка пьяных и желавших, но не находивших случая подраться??

Номер слайду 5

Куплено было 20 цибиков чая. В каждом цибике было по 5 пудов, каждый пуд имел 40 фунтов. Из лошадей, везших чай, две пали в дороге, один из возчиков заболел, и 18 фунтов рассыпалось. Фунт имеет 96 золотников чая. Спрашивается, какая разница между огуречным рассолом и недоумением? Английский язык имеет 137 856 738 слов, французский в 0,7 раз больше. Англичане сошлись с французами и соединили оба языка воедино. Спрашивается, что стоит третий попугай и сколько понадобилось времени, чтобы покорить сии народы? В среду 17-го июня 1881 года в 3 часа ночи должен был выйти со станции А поезд железной дороги, с тем, чтобы в 11 час. вечера прибыть на станцию В; но при самом отправлении поезда получено было приказание, чтобы поезд прибыл на станцию В в 7 часов вечера. Кто продолжительнее любит, мужчина или женщина?  Моей тёще 75 лет, а жене 42. Который час? Сообщил Антоша Чехонте 1882?

Номер слайду 6

“Каникулярные работы институтки Наденьки Н.” “Три купца внесли для одного торгового предприятия капитал, на который через год было получено 8000 рублей прибыли. Спрашивается: сколько получил каждый из них, если первый внес 35000 рублей, второй 50000 рублей и третий 70000 рублей?”.  Ответ: 1750 руб., 2500 руб. и 3750 руб.?

Номер слайду 7

“Репетитор”“Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное – 3 руб.?”. (1 аршин - 71 см). Ответ: 75 аршин черного сукна и 63 аршин синего.?

Номер слайду 8

Занимательные задачи, составленные по сюжетам произведений Н. В. Гоголя

Номер слайду 9

Задача (сюжет повести « Шинель»)

Номер слайду 10

Перечисляя « наследство» Акакия Акакиевича, главного героя повести; «… пучок гусиных перьев, десть белой казенной бумаги, три пары носков, две-три пуговицы, оторвавшиеся от панталон, и уже известный читателям капот…». Кому все это досталось, бог знает?... Вопрос: Сколько вещей в «наследстве» Акакия Акакиевича? 

Номер слайду 11

Задача (сюжет из повести «Тарас Бульба»)

Номер слайду 12

«Через три дня Бульба с козаками были уже не далеко от места, бывшего предметом их поездки» в 32 км, причем во второй день они проехали на 2 км меньше, чем за первый. Какой путь они проехали за первый день?

Номер слайду 13

Задачи (сюжеты из повести «Ночь перед рождеством»)

Номер слайду 14

«Тут кузнец присел к огромным мешкам, перевязал их по крепче и готовился взвалить их себе на плечи, но один мешок оказался не под силу. Тогда Вакула» отсыпал 0,2 мешка и опять не смог поднять, он снова отсыпал 0,5 того, что осталось в мешке. И после этого бодро взвалил себе на плечи. Сколько же мог поднять кузнец,если масса мешка была равна 250 кг?

Номер слайду 15

Задача (сюжет из повести «Невский проспект»)

Номер слайду 16

«В один день Пирогов прохаживался по Мещанской, поглядывая на дом под номером 14,на котором красовалась вывеска Шиллера с кофейниками и самоварами; к величайшей радости своей , увидел», что сумма номеров домов на одной стороне с этим домом равна 156. Каким номером дома начинается эта же сторона следующего квартала? ?

Номер слайду 17

«В 12 часов Невский проспект – педагогический Невский проспект. В это время на него делают набеги гувернеры всех наций со своими питомцами в батистовых воротничках и гувернантки идут величаво позади своих легеньких вертлявых девчонок. Но чем ближе к двум часам там уменьшается их число». Вопрос: Сколько было гувернанток, гувернеров и детей в 12 часов, если их вместе 160, причем гувернеров меньше в 2 раза, чем гувернанток, и на 20 меньше, чем детей??

Номер слайду 18

Номер слайду 19

Михаил лермонтов -большой любитель математики

Номер слайду 20

М. Ю. Лермонтов жил в XIX веке, сумма двух последних цифр года его рождения равна 5 , в год его смерти последние две цифры поменялись местами. Сколько лет прожил Лермонтов?Год рождения - Год смерти - 1841 – 1814 = 27 (лет)Решение184118 14

Номер слайду 21

Математический фокус от М. Ю. Лермонтова. Задумайте число, В результате получаем 282,5 прибавьте к нему 25, прибавьте ещё 125, вычтите 37 и затем задуманное число, разность умножьте на 5, полученное произведение разделите на 2.

Номер слайду 22

Математична спадщина Л. М. Толстого

Номер слайду 23

Номер слайду 24

В 1859 году в своём имении в Ясной поляне Л. Толстой открыл школу для крестьянских детей.

Номер слайду 25

Счёты из Яснополянской школы, в которой Л. Н. Толстой обучал крестьянских детей и которую намеревался превратить в крестьянский «университет в лаптях»

Номер слайду 26

В 1874 году вышла «Арифметика».

Номер слайду 27

Арифметика Л. Н. Толстогов 2-х частяхс указаниями для учителя

Номер слайду 28

Номер слайду 29

Л. Толстой с удовольствием придумывал условия к задачам и нередко предлагал наиболее интересные своим гостям.

Номер слайду 30

По легенде, эта задачка придумана Львом Толстым для второго класса церковноприходской школы. Сейчас её правильно могут решить только 30% старшеклассников, только 20% студентов ВУЗов и только 10% работников банков и кредитных учреждений. Продавец продаёт шапку. Стоит 10 р. Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только банкнота 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдаёт 10+10+5. Продавец отдаёт шапку и сдачу 15 руб. Через какое-то время приходит соседка и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги.  Вопрос: На сколько обманули продавца??

Номер слайду 31

Косцы должны выкосить два луга. Начав с утра косить большой луг, они после полудня разделились: одна половина осталась на первом лугу и к вечеру его докосила, а другая перешла косить на второй луг площадью вдвое меньше первого. Сколько было косцов, если известно, что в течение следующего дня оставшуюся часть работы выполнил один косец?

Номер слайду 32

На противоположных стенах комнаты определенной длины и ширины сидят муха и паук, муха — на полтора аршина от пола, паук — на полтора аршина от потолка. Какое между ними кратчайшее расстояние, которое мог бы проползти паук, чтобы достать муху??

Номер слайду 33

Мужик вышел пешком из Тулы в Москву в 5 часов утра. В 12 часов выехал барин из Тулы в Москву. Мужик идёт 5 вёрст в каждый час, а барин едет 11 вёрст в каждый час. На какой версте барин догонит мужика? ( 64,2 вёрст)?

Номер слайду 34

?П'ятеро братів розділили між собою спадщину батька порівну. У спадщині було три будинки. Три будинки не можна було ділити, їх взяли старші три брати. Кожен із старших заплатив по 800 рублів меншим. Менші розділили ці гроші між собою, і тоді у всіх п'яти братів стало порівну. Чи багато коштували будинки?Відповідь. 2000 руб. – коштував будинок.

Номер слайду 35

?В рассказе Л. Н. Толстого "Много ли человеку земли нужно?" крестьянину отводилось столько земли, сколько он успевал обежать в течение одного дня. По какому контуру ему выгоднее бежать: по квадратному, шестиугольному (правильный шестиугольник) или по кругу?

Номер слайду 36

Афоризмы от Л. Н. Толстого«Все люди так же равны…как равны прямые углы при всем видимом различии».«Человек есть дробь. Числитель – это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству». В связи с этим о людях, имевших о себе высокое мнение, Л. Н. Толстой говорил: «У этого человека слишком велик знаменатель».

Номер слайду 37

Афоризмы от Л. Н. Толстого«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» 

Номер слайду 38

Задачі у творах радянських письменників

Номер слайду 39

Номер слайду 40

 “Потом отец Федор подошел к комоду и вынул из конфетной коробки 50 рублей трехрублевками и пятирублевками. В коробке оставалось еще 20 рублей”. Напрашивается вопрос: сколько трех– и пятирублевок отец Федор взял? А для единственности решения, добавим условие: отец Федор взял с собой или большую часть трехрублевок, или большую часть пятирублевок. Найдите решение. Ответ: 5 трехрублевок и 7 пятирублевок или 10 трехрублевок и 4 пятирублевок взял отец Федор. ?

Номер слайду 41

Номер слайду 42

«Из двух городов выезжают по одному направлению одновременно два путешественника, первый позади второго. Проехав число дней, равное сумме чисел вёрст, проезжаемых ими в день, они съезжаются и узнают, что второй проехал 525 вёрст. Расстояние между городами – 175 вёрст. Сколько вёрст в день проезжает каждый?»

Номер слайду 43

Ответ: 20, 15 вёрст в день.

Номер слайду 44

Номер слайду 45

“Пять землекопов выкопали траншею в сто погонных метров за четыре дня. Сколько погонных метров выкопал каждый землекоп в течение двух дней при условии, что все землекопы выполнили одинаковый объем работ?” Ответ: 10 м выкопал каждый землекоп в течение двух дней.?

Номер слайду 46

Номер слайду 47

«На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограмм в каждом. Рожь смололи, причем, из шести килограммов зерна вышло 5 килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?» Ответ: 10 машин потребовалось для перевозки муки.

Номер слайду 48

Номер слайду 49

1. “Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов собрал каждый из них?”Ответ: девочка собрала 40, а мальчик – 80 ор.

Номер слайду 50

2. “В магазине было 8 пил, а топоров в три раза больше. Одной бригаде плотников продали половину топоров и три пилы за 84 рубля. Оставшиеся топоры и пилы продали другой бригаде плотников за 100 рублей. Сколько стоит один топор и одна пила?”. Ответ: топор стоит 5 руб. и пила стоит 8 руб.?

Номер слайду 51

Літературна задача Жюль Верна

Номер слайду 52

Герои жюль верна Один из героев Жюля Верна подсчитывал, какая часть его тела прошла более длинный путь за время кругосветных странствований – голова или ступни ног. Задача Вообразите, что вы обошли земной шар по экватору. Насколько при этом верхушка вашей головы прошла более длинный путь, чем кончик вашей ноги?

Номер слайду 53

Решение. Ноги прошли путь 2R, где R – радиус земного шара. Верхушка же головы прошла 2(R + 1,7),где 1,7 м – рост человека. Разность путей равна 2(R + 1,7) - 2R = 2  1,7  10, 7 (м). Голова прошла путь на 10,7 м больше, чем ноги. Любопытно: в окончательный ответ не входит величина радиуса земного шара. Результат получится одинаковый и на Земле, и на Юпитере, и на самой маленькой планете.

Номер слайду 54

Літературні задачі джонатана свіфта

Номер слайду 55

Геометрия Гулливера Автор «Путешествия Гулливера» с большой осмотрительностью избежал опасности запутаться в геометрических отношениях. В стране лилипутов футу соответствовал дюйм, а в стране великанов, наоборот, дюйму – фут. У лилипутов все люди, все вещи, все произведения природы в 12 раз меньше нормальных, у великанов – во столько же раз больше.

Номер слайду 56

Приходилось решать вопросы:1. Во сколько раз Гулливер съедал за обедом больше, чем лилипут?2. Во сколько раз Гулливеру требовалось больше сукна на костюм, нежели лилипуту?

Номер слайду 57

Автор «Путешествия» справился с этими задачами. Раз лилипут ростом меньше Гулливера в 12 раз, то объём его тела меньше в 12  12  12, т. е. в 1728 раз. Следовательно, для насыщения тела Гулливера нужно в 1728 раз больше пищи, чем для лилипута.

Номер слайду 58

Автор «Путешествия» справился с этими задачами. Правильно рассчитал Свифт и количество материала на костюм Гулливеру. Поверхность его тела больше, чем у лилипута, в 12  12 = 144 раза; во столько же раз нужно ему больше материала.

pptx
Додано
19 грудня 2020
Переглядів
1107
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку