Матеріал презентації посилює та систематизує знання учнів про прислівник; сприяє навичкам пізновальної діяльності; має міжпредметний зв'язок з історію, літературою та релігією.
Тема: « Морфологический разбор наречия (прислівника). Использование наречий в фразеологизмах»Учитель: Карачарова Ольга Викторовна
Номер слайду 2
Этап: адоптивнопреобразующий и системнообобщающий. Цель урока: Дать понятие о наречии как части речи показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;повторить степени сравнений наречий;Формировать умение находить наречие в тексте, определить их значение, использовать в речи;Дать понятие о использование наречий в фразеологизмах; развивать творческие способности учащихся при написании поздравлений в стихах.
Номер слайду 3
I. Какую часть речи мы изучали на предыдущих уроках?
Номер слайду 4
II. Актуализация опорных знаний. Прочитайте текст. День святого Валентина, который ежегодно отмечают 14 февраля, издавна окутан различными тайнами и легендами его происхождения. Одни сторонники праздника влюбленных придают романтическое значение этому дню, другие же расценивают его лишь из коммерческих соображений. Однако все-таки стоит узнать, откуда мы можем брать истоки и историю всем известной даты.
Номер слайду 5
История Дня святого Валентина. День всех влюбленных или День святого Валентина – это не только удивительно красивий праздник романтики, любви и нежности. Как неустанно сообщают различные источники, праздник давным-давно окутан многими легендами, и никто точно не знает, существовал ли святой Валентин и действительно ли он впервые подарил возлюбленной романтическую валентинку.
Номер слайду 6
Священник Валентин Согласно одной легенде в 269 году н.э. римский император Клавдий II стремился завоевать весь мир, однако для осуществления экспансии ему приходилось быстро собирать сильную армию. Поскольку семейный институт удерживал мужчин от военной службы, император издал указ о запрете женитьбы во время военной службы.
Номер слайду 7
Однако молодой священник Валентин, который еще занимался естественными науками и медициной, яростно не слушал приказы Клавдия II и втайне от всех венчал влюбленных. Когда император узнал об этом, то гневно приговорил Валентина к смертной казни. Но во время ожидания исполнения смертного приговора Валентин в тюрьме отчаянно влюбился в слепую дочь тюремщика Юлию и исцелил ее. Перед казнью он тайно оставил ей прощальное послание и подписал его «Твой Валентин». Если безоговорочно верить другой легенде, то День святого Валентина возник как память о христианине Валентине, который был настоящим вдохновителем для других. Во время тайного венчания римских патрициев (представителей коренного римского народа), их всех немедленно задержали.
Номер слайду 8
История возникновения валентинки. Согласно легендам, древний обычай посылать любимым открытки в День святого Валентина также возник в Средние века. Самой первой валентинкой в мире считается записка, отправленная герцогом Карлом Орлеанским в 1415 году. Находясь временно в английском плену после битвы при Азенкуре, он якобы посылал из лондонской тюрьмы стихотворные любовные послания своей жене. Одна из тогдашних "валентинок" ныне хранится в Британском Музее. Через несколько лет после первой валентинки король Генрих V нанял писателя по имени Джон Лидгейт, чтобы тот составил "валентинку" для Екатерины Валуа.
Номер слайду 9
Несмотря на таинственность происхождения праздника, миллионы людей не упускают возможность отпраздновать романтический праздник вместе со своими любимыми и родными людьми. Ведь День святого Валентина – это не только праздник цветов, открыток и подарков. Это символический день для проявления немного большего внимания и любви тем людям, которые находятся рядом с вами.
Номер слайду 10
Найти и выписать наречия. Определить разряд наречий, используя таблицу.{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}Название разрядавопросыпримеры. Образа действия (по-укр.: способу дії)как? каким образом?громко, дружески, вдвоём. Меры и степени (по-укр.: міри і ступеня)в какой степени? насколько?очень, немного, чересчур, совсем, вдвое. Места (по-укр.: місця)где? куда? откуда?далеко, наверху, там, издали. Времени (по-укр.: часу)когда? как долго? давно, тогда, накануне, весной. Причины (по-укр.: причини)почему? отчего?сгоряча, сослепу, поневоле. Цели (по-укр.: мети)зачем? для чего?назло, нарочно
Номер слайду 11
III. Объяснение нового материала.
Номер слайду 12
Найдите слова зашифрованы в ребусах?
Номер слайду 13
( ВНУТРИ)(РЯДОМ)
Номер слайду 14
IV. Рефлексия. Этимология происхождения наречий. Этимология (еtymon –истина, основное , исконное значение;logos – наука, учение) – наука о происхождении слов» Этимологический анализ Невмоготу – не +в+могота (сила, мочь) Наружу – на+ружь (вид, лицо в вин.пад.) Исподволь – из-под (оглушение) +воля (род.пад.) Навзничь (вверх лицом) – на+вз+ниц (лицо) (оглушение) Дотла – до+тьло (род.пад.) (почва, пол, основание) Начеку – на+чек (пр.пад) (стража, ожидание)
Номер слайду 15
Использование наречий в фразеологизмах
Номер слайду 16
Фразеологические обороты замените синонимичными наречиями. – до корней волос – как убитый – во весь опор – во весь дух, во все лопатки, сломя голову – во все горло, на всю Ивановскую – как свои пять пальцев – яблоку негде упасть – хоть глаз выколи – как кот наплакал, раз-два и обчелся – чуть свет, ни свет ни заря – рукой подать – из рук вон, никуда не годиться
Номер слайду 17
Номер слайду 18
Переход в наречие других частей речи называется АДВЕРБИАЛИЗАЦИЕЙ. Переходить в наречие могут:падежные формы существительных: летомдеепричастия: сидя, шутя, лежацелевые словосочетания: сегодня, тотчас. Наречия могут переходить в предлоги (мимо дома), союзы и союзные слова (пока), частицы (просто), модальные слова (верно). Переход наречий и в наречия
Номер слайду 19
Вместе тесно, а врозь скучно. При солнышке тепло, при матери-добро. Будьте здоровы, живите богато. Тяжело в ученьи - легко в бою. Бабка надвое сказала. Береги платье снову, а честь - смолоду. Где тонко, там и рвется. Все хорошо в меру. За нечаянно бьют отчаянно. Близко локоток - да не укусишь. Держи карман шире Фразеологизмы с наречиями.
Номер слайду 20
3. Напишите на «Валентинках» поздравления в стихах своим близким с использованием наречий. V. Подведение итогов урока.