Панк-рок появился в США в 1964 году, где под влиянием Beatles и Rolling Stones возникло огромное количество местных ансамблей. Его принято называть «гаражным роком» Значение этого события трудно переоценить — впервые с конца 50-х годов у американской молодежи появилась «своя» музыка, выражающая определенную философию жизни.
Идеология панков — философия «потерянного поколения»: изменить мир к лучшему нельзя, жизнь потеряла смысл, будущего нет. Поэтому плюй на все и на себя, делай то, что хочется сейчас. Высмеять все привычное, устоявшееся, разрушить создававшееся веками, раз оно не на пользу всем, а тем, кто в бриллиантах. Идеология противления злу насилием… над собой и окружающими. Удар наносился не только и не столько по знакомым «мишеням» - религии и буржуазной морали, но и основным общественным устоям вообще. Поведение: хулиганили в кинотеатрах, вызывающе держались по отношению к полицейским и задирали прохожих, выражая свой протест миру. Во время выступлений панки бесились, могли спокойно снять штаны, расцарапать себе грудь до крови, плюнуть в публику.
Жизнь в гармонии со своим внутренним Я Непризнание чужих законов, но уважение к ним, ибо это есть плод чьих-то мыслей, изысканий, из которых можно почерпнуть что-то позитивное. Панки, возможно, первые во всеуслышание заявили, что человек не выше природы, поскольку живет лучше животных лишь на словах. Власть исключительно формальное понятие, поскольку владеть ей может каждый, кто способен вести стаю дальше. Каноны панковской философии отвергают то, что прославляет капитализм, поскольку деление на классы ущемляет свободу.
Бунтарство – неоспоримая черта панка – против условностей, родителей, власти, всей системы в целом. Самое важное для панка – брать на себя ответственность и за себя, и за других. Как – единого мнения нет, но все согласны, что это необходимо делать. Панки - в большинстве представители небедных слоев или меньшинств, потому важным шагом есть отказ от привилегированного положения в обществе. Истинный панк отрицает мирскую грязь, к которой, кстати, относятся и наркотики.
Одним из способов достижения превосход- ства является инноваци- онный взгляд на моду и одежду в целом. Сочетание жесткого стиля и отсутствия моды одновременно. Панк всегда выделяется в толпе своим ярким, уникальным и эпатажным внешним видом. Панковское движение заставило многих пересмотреть свои взгляды на стиль одежды. Истинный панк не просто одевается согласно некоторым канонам отрицания, но знает, о чем говорит каждый элемент его одежды.
К 60-м годам музыкальная индустрия все активнее становилась на коммерческие рельсы. Родоначальники движения панков считали неотъемлемой частью гардероба куртку-косуху, которую по обыкновению носили байкеры. Панки вносили в свой гардероб элемент бедности и уличного стиля. Они использовали сильные отбеливатели, которые после длительного воздействия на джинсы оставляли желто-рыжие разводы. Джинсы, носились исключительно подкатанными, часто с порезами и дырами. Особое место во внешнем виде истинного панка занимала прическа. Это был большой окрашенный в ядовитые цвета начес (использовалось вместо лака пиво)
На территории Великобритании и Ирландии на внешнем виде значительно сказывалось давление скинхедов и национальных культур. Косухи дополнялись металлическими предметами: цепи любых форматов, ошейники, заклепки, иглы главное, чтобы бряцало внушительно. Множество символики Американская молодежь: ухоженная, но очень яркая ультрамодная одежда и большое количество косметики. Пока Британские панки устрашали жителей города черепами и стальными иглами, торчащими из байкерских курток, глэм-панки превращали панковское движение в бал-маскарад. Десятилетие бурного развития и устрашения (К началу 80-х мода панков в основной своей массе пришла сильно потрепанной любителями готики)
Панк-философия приближается к простым людям. Причина: массовое распространение второй волны, которая охватила не один континент. Сильное давление общества, национальные традиции, религия и т.д. приводят к сильному ветвлению самого панковского направления и соответственно моды. «Ирокез» сменяется американскими вариантами короткой угловатой стрижки и «наголо». Рождение вашингтонских эмо окончательно посеяло смуту в панковской моде. СССР: предпочтение в основном отдавалось истинной моде, которая продолжала пользоваться популярностью в центральных и западных районах Великобритании. Настоящие приверженцы философии – оказались выше норм общества, а Европа пошла по стопам американских «отщепенцев».
Особая тенденция перемешивания панковской моды с другими направлениями. К 90-м годам неоднозначность моды оказывается на критическом уровне, что сыграло роль детонатора объединения. Мягкость при неизменной твердости: готическая темнота и «Dead» стиль с черепами и шипами сменился традиционными потертыми джинсами и изящными цепями; «ирокез» уступил место длинными спутанным волосам, которые снова стало модно красить. Ироничные кеды, которые по примеру мексиканского низшего класса, предложили носить члены группы Ramones, сменились старыми добрыми тяжелыми ботинками. К концу 90-х годов панковская мода в большинстве своем вернулась к истокам. Встречались и оригинальные вариации спортивных панков, которые больше были похожи на расшалившихся детей, нежели на проповедников новой молодежной культуры – шорты, порванные майки, различные миниатюрные цепочки и браслеты.
Под час становления и активного дробления панковкого движения законодателями моды были парни, сейчас ситуация перевернулась. Истоками можно назвать движение Riot Grrrl, - отрицание принятых модных рамок проявилось во всей красе. Девушки не использовали депиляторы, а стиль одежды походил на Kinderwhore: юбка защитного цвета могла сочетаться с чулками дам легкого поведения и туфлями, которые девочки носят на прогулку в 10-12 лет. Большинство представителей Riot Grrrl феминистки, поэтому предпочитали все же мужскую одежду, хотя абсолютно не брезговали косметикой, предпочитали краситься весьма и весьма ярко, под стать одежде.
Более современные девушки ставят в философии панков на первое место чувства и эмоции, поэтому среди одежды преобладают элементы готики (темная косметика, металлические браслеты и ошейникаи) и эмо-кидов. Но при этом ставят на первое место каноны позитивной философии, а не мысли о грядущем конце.
Нет единого мнения, является ли панк настоящим искусством. Некоторые частные культурологи полагают, что искусство отличается от социальных выкидышей тем, что его нельзя нанизать на набор определений и характеристик, иначе оно вскоре запутается и задохнется от петли на шее. Панк действительно многогранен и многолик. Философия свободы действий и мысли породила новые направления в литературе, живописи, скульптуре. Нельзя сказать, что панк отражает некую единую идею, которой требуется следовать. Здесь нет точной идеологии, но есть множество пожеланий и предсказаний. Панк в искусстве представляет собой множество рассуждений без начала и конца. Порой в нем нет даже логики, но есть следование канонам панка второй волны, которое ощущается на подсознательном уровне, где-то в глубине души. Движение панков использует искусство для отражения собственного мировоззрения и мировосприятия. С другой стороны, панк не может считаться искусством, поскольку в нем нет единства. Многочисленные стихи и картины объединяются некой туманной идеей, но могут быть абсолютно разной главной направленности.
Истоки – «гаражный рок». Любительские группы репетировали в основном в гаражах - больше им просто некуда было деваться. "Гаражные" панки пели в свое удовольствие, не строили меркантильных планов и были известны только в среде своих родственников, друзей и соседей. Их творческие поиски отвечали на запросы не массовой, а локальной аудитории (школы, колледжа, района). Сегодня судить о "гаражном роке" можно только по немногим уцелевшим записям тех лет.
MC5 (Mоtоr City Five - "Пятерка из города моторов", то есть Детройта, центра автомобильной промышленности США) обладала громким, жестким саундом. Яростный антиобщественный настрой музыкантов выражался в текстах песен и поступках исполнителей. Их деятельность в общих чертах очень походит на классический вариант более поздней панк-группы, за исключением маленькой детали: MC5 в духе 60-х годов были уверены, что рок-н-ролл способен изменить в мире все, что угодно...
Velvet Undergrоund возводили уродство в ранг красоты и были еще более удивительным ансамблем для своего времени. В пору расцвета культуры хиппи и лозунгов типа "непротивления злу насилием", они поднимали в своих произведениях темы, на которые было наложено табу: половые извращения, растущее потребление наркотиков, социальное отчуждение, жестокость общества, полная безысходность и разочарование в будущем среди молодежи.
The Stооges олицетворяли собой третью составную часть панк-рока - визуальную. Лидер ансамбля Игги Поп бесился и бесчинствовал на сцене "Игги извивался всем телом, испуская нечленораздельные вопли, размазывал по голому торсу кровавые куски мяса, делал вид, будто режет себе кожу куском стекла, потом с разбега прыгал в зрительный зал. Все действо совершалось под примитивный и очень громкий рок". Мнение было общепризнанным: хуже не бывает.
Авангардист, художник поп-арта, кинорежиссер Энди Уорхолл, который на первых порах взял "под свое крылышко" Velvet Undergrоund. Волна наркомании, захлестнувшая Америку как результат субкультуры хиппи, осознание полного провала вторжения во Вьетнам, попытки разрядки, которые так и не привели к уменьшению противостояния двух сверхдержав, поскольку Россия по прежнему не желала расстаться с идеей о "мировой революции", жестокий экономический кризис, разразившийся в начале 70-х годов, и, наконец, Уотергейт - вот вехи разочарования молодежи в собственном обществе и в тех, кто им управляет.
Англичане точно скопировали американцев - и ошеломили респектабельную Англию. Малькольм Макларен –зачинщик, не очень известный содержатель лондонского магазина супермодной одежды и побрякушек. Тонко уловил основные тенденции нью-йоркского прото-панка и решил использовать этот опыт на родине. Результат получился ошеломляющим. Назывался он - Sex Pistоls
"Пытаюсь выкинуть из головы всякое воспоминание о вашем поколении. Использую любую возможность для этого. Ваше поколение ничего для меня не значит." Slits : "Если тебе нравится белый цвет, я буду черной. Если ты любишь черный, я буду желтой. Если ты ценишь все разумное, я буду безрассудной. Если ты дорожишь рассудком, я буду сумасшедшей. Если ты любишь мир и цветы, я принесу ножи и цепи."
Ответсвенный работник корпорации грамзаписи «WEA» Дейв Ди: «С музыкальной точки зрения это просто немузыкально. В том, что они исполняют, нет дисциплины – поэтому у меня не может проснуться любовь к ним. Я не думаю, что у этого направления есть хоть какое-нибудь будущее» Фил Коллинз: «Да у них нет просто таланта» Популярный рок-гитарист Крис Спеллинг: «Они выглядели и звучали хорошо. Большинство групп скучны, а панк – нет. Они пришли в самое время. Я не понимаю, почему некоторые их критикуют… Очевидно, они плохо слышат»
С 1977 года в Великобритании счет панк-группам шел уже на тысячи. Быстро создавалась новая так называемая «независимая» система рок-индустрии. Появлялись маленькие частные фирмы грамзаписи – индиз, начали выходить самиздатовские журналы – фанзины – с информацией о панк-роке. Когда из панк-рока сделали доходный бизнес, атрибутика стиля панк вошла в моду и стала производится на конвейере, а индиз получили отдельную в хит-парадах ведущих музыкальных изданий, т.е панк вышел из подполья, субкультура начала деформироваться, изменяться, расчленяться по самым разным музыкальным, политическим, эстетическим направлениям. Появились десятки новых стилей со своими концепциями, новым художественным мышлением, видением мира, иными целями.
www.punk-forum.net http://hoi.ru/ http://www.punkzone.org/ http://www.punksait.narod.ru/ http://punkway.ru http://ru.wikipedia.org/wiki http://stadu.net/article/270 http://hazzen.com/publications/articles/istorija_subkultury_pankov www.bunnysneezes.net/page192.html\ энциклопедия Allmusic.com
Крейг О Хара «Философия панка больше, чем шум» О. А. Аксютина. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры // Современные трансформации российской культуры. М.: Наука, 2005, с. 564—603 О. А. Аксютина. Власть и контркультура в 1980-е — 1990-е годы. Панк как этика и эстетика противостояния О. А. Аксютина. DIY — протест против коммерческой культуры: массовая музыка и андеграунд Олег Бочаров — Панк энциклопедия Олег Черепах — Путь подонка Ильин А. Н. Панк как явление китч-культуры // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 4 - Культурология.