Презентація на тему "Займенник як частина мови" (узагальнення)

Про матеріал

Тип уроку:урок узагальнення та систематизації знань

Метою уроку була 1.Перевірка засвоєння навчального матеріалу ,систематизація знань про займенник на новому рівні,вміння визначати прикметник від інших частин мови. 2 . Розвиток культури мовлення,розвиток творчих здібностей дітей, вміння аналізувати теоретичний матеріал і застосовувати його на практиці.

Урок на тему "Займенник як частина мови" доречно проводити після закінчення вивчення теми або на кінець учбового року. Цей матеріал допоможе при узагальненні та систематизації вивченого матеріалу з наступних розділів: "Лексика", Словотвір", "Морфологія".

Під час виконання завдань учні довдять правильність свого вибору, згадують правила, які вивчали на уроках російської мови. Дуже важливо надати можливість відповісти кожному.

Використання елементів зацікавленості допомогає вчителю активізувати діяльність учнів, підвищити інтерес до уроків російської мови, мотивувати дітей на оволодіння новими знаннями та вдосконалення навиків.

Мета заходу: створити умови для розвитку пізнавального інтересу дітей до учбового предмету і вміння використовувати знання, отримані впродовж учбового року на уроках російської мови в нестандартних умовах.

Задачі:1. Формування вмінь використовувати свої знання при рішенні цікавих завдань, розвиток пізнавального інтересу до предмету,удосконалювати навики правопису займенників та навики виконання нестандартних завдань

2. Виховання активності та розвиток вміння доводити свій самостійний вибір при рішенні загальної цікавої задачі.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Местоимение

Номер слайду 2

Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена!

Номер слайду 3

Местоимение Употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного, имени числительного. Указывает на предмет, его признак, количество, но не называет их. Отвечает на вопросы Кто? Что? Какой? Чей? Каков? Сколько? Который? Изменяется по родам, числам , падежам. Выполняет в предложении функцию подлежащего, дополнения, определения.

Номер слайду 4

Личные Разряды Возвратное Притяжательные Указательные Определительные Относительные Вопросительные Отрицательные Неопределенные

Номер слайду 5

Личные местоимения

Номер слайду 6

я, мы, ты, вы, он, она, оно, они изменяются по числам, падежам

Номер слайду 7

Номер слайду 8

Падежи Воп-росы И. п. Кто? Я Ты Мы Вы Он Она Оно Они Р. п. Ко-го? Меня Тебя Нас Вас Его Её Его Их Д. п. Ко-му? Мне Тебе Нам Вам Ему Ёй Ему Им В. п. Ко-го? Меня Тебя Нас Вас Его Её Его Их Т. п. Кем? Мной То-бой Нами Вами Им Ею Им Ими П. п. О ком? Обо мне О тебе О нас О вас О нём О ней О нём О них

Номер слайду 9

Грущу по ВАС Тоскую по НАС Скучаю по ВАС У НЕЁ (не «у ней»!)

Номер слайду 10

Местоимение Часть речи Не называет предмет, а указывает на него Кто? Что? Подлежащее бывает ед.ч. и мн.ч. 1 л. – я, мы 2 л. – ты,вы 3 л. – он, она, оно, они В 3л.ед.ч. изменяется по родам изменяется по падежам

Номер слайду 11

Возвратные местоимения

Номер слайду 12

СЕБЯ Указывает на того, о ком говорят не имеет формы И.п. ед.ч. Не имеет рода

Номер слайду 13

Возвратное местоимение себя Склонение: И.п. – Р.п. себя Д.п. себе В.п. себя Т.п. собою(й) П.п. (о) себе

Номер слайду 14

Притяжательные местоимения

Номер слайду 15

мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по родам, числам, падежам

Номер слайду 16

Притяжательные местоимения чей? чья? чьи? я мой мы наши ты твой вы ваши он(оно) его они их она её себя свой

Номер слайду 17

Умей различать! личные местоимения кого? увидели его, слушали её, много их. притяжательные местоимения чей? мяч его, взгляд её, чьи? альбомы их.

Номер слайду 18

Различайте личные и притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ. №838 личные притяжательные Расположились возле них(3л,мн.ч.) Раскрыл её(3л,ж.р.,ед.ч.) Рассердился на него(3л,м.р.,ед.ч.) Расположились возле их дома(мн.ч.) Раскрыл её сумку(ж.р., ед.ч.) Рассердился на его помощника(м.р., ед.ч.) Отвечают на вопросы косвенных падежей. В предложениях: относятся к глаголу, являются дополнением. Сторож сразу увидел его. Её нельзя не любить. У них много работы. С предлогами имеют начальное Н: у него, с ней, под ними. Отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? В предложениях: относятся к существительным, являются определением. Её глаза светились счастьем. У его брата много друзей. Это подарок для их дочери. С предлогами не имеют начального Н: для его друга, с её вкусами, у их начальника.

Номер слайду 19

ИХ (не «ихний»!)

Номер слайду 20

Вопросительно-относительные местоимения

Номер слайду 21

кто, что, какой, чей, который, сколько, когда, где, куда, как и др. вопросительные местоимения – существительные кто? что? и местоимения-числительные изменяются по падежам вопросительные местоимения-прилагательные какой? чей? который? – изменяются по родам, числам, падежам вопросительные местоимения-наречия где? куда? откуда? когда? почему? зачем? как? – не изменяются

Номер слайду 22

кто, что, какой, чей, который, сколько, когда, где, куда, как и др. изменяются как вопросительные

Номер слайду 23

Вопросительно-относительные местоимения Вопросы имени существительного: кто? что? имени прилагательного: какой? каков? чей? имени числительного: сколько? который?

Номер слайду 24

Сравните! Вопросительные и относительные местоимения: Кто пришёл? Я не знаю, кто пришёл. Что ответить? Я не знаю, что ответить. Какой урок? Я не знаю, какой урок. Чей мяч? Я не знаю, чей мяч. Каков его ответ? Я не знал, каков его ответ Сколько отсчитать? Я не знаю, сколько надо отсчитать Который час? Я не знаю, который сейчас час.

Номер слайду 25

вопросительные кто, что …? какой, каков, который, чей …? сколько …? относительные [ ],( кто ). [ ],( что ). [ ],( какой ). [ ],( каков ). [ ],(который ). [ ],(чей ). [ ],(сколько ). СОЮЗНЫЕ СЛОВА являются членами предложения.

Номер слайду 26

Неопределенные местоимения

Номер слайду 27

некто, нечто, некоторый, несколько, некогда, кто-то, что-то, кто-нибудь, какой-то, когда-то, где-то, кое-где, кое-кто, кое-когда и др. изменяются как вопросительные, кроме – некто, нечто некто, нечто – по падежам не изменяются нечто – имеет форму И.п. или В.п.

Номер слайду 28

Неопределённые местоимения некто, нечто, несколько, некоторый, некий; кое-кто, кое-что, кое-какой, кое-чей; кто-то, что-то, какой-то, чей-то, сколько-то; кто-либо, что-либо, какой-либо, чей-либо; кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь, сколько-нибудь.

Номер слайду 29

Образование неопределённых местоимений от относительных местоимений: не кто, что, -то какой, чей, -либо кое- сколько, который -нибудь

Номер слайду 30

* И.п. кто-то Р.п. кого-то Д.п. к кому-то В.п. кого-то Т.п. кем-то П.п. о ком-то Чей-то И.п. чей-то (дом) Р.п. чьего-то Д.п. чьему-то В.п. чей-то Т.п. чьим-то П.п. о чьём-то Кто-то

Номер слайду 31

* Некто, нечто И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. Местоимение нечто обычно употребляется с определе- нием (нечто такое), а некто – с фамилией (некто пан Тыбурций Драб).

Номер слайду 32

* Некто Нечто Некоторый Несколько Кто-то Что-то Кое-что Кое-кто Что-нибудь Кто-нибудь Кто-либо Что-либо -- -- Некоторого Нескольких Кого-то Чего-то Кое-чего Кое-кого Чего-нибудь Кого-нибудь Кого-либо Чего-либо -- -- Некоторому Нескольким Кому-то Чему-то Кое-чему Кое-кому Чему-нибудь Кому-нибудь Кому-либо Чему-либо -- Нечто Некоторого Несколько Кого-то Чего-то Кое-чего Кое-кого Что-нибудь Кого-нибудь Кого-либо Чего-либо -- -- Некоторым Несколькими Кем-то Чем-то Кое-чем Кое-кем Чем-нибудь Кем-нибудь Кем-либо Чем-либо -- -- О некотором О нескольких О ком-то О чём-то Кое о чём Кое о ком О чём-нибудь О ком-нибудь О ком-либо О чём-либо НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ

Номер слайду 33

* Запомни! - то, - либо, - нибудь – суффиксы и пишутся через дефис (кто-то, какой-нибудь и др.); кое- – приставка и тоже пишется через дефис (кое-кто, кое-что); приставка не в неопределенных местоимениях всегда ударная (некто, несколько и др.)

Номер слайду 34

Отрицательные местоимения

Номер слайду 35

никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нигде, никогда и др. изменяются как вопросительные, от которых образованные имеют формы И.п. ед.ч.

Номер слайду 36

Отрицательные местоимения никто, ничто, никакой, ничей, нисколько; некого, нечего; (при склонении: некому, нечему; некоего; неким, о неком). Образование от относительных местоимений ни кто, что, какой, чей, сколько не кто, что (без И. п. )

Номер слайду 37

Образование отрицательных местоимений. Никто* ничто* Р.п не*кого Р.п. не*чего никако*й ниче*й Ниско*лько кто, - по падежам что - по падежам -по падежам какой, -по Ч.,Р. и П. каков, - по Ч. и Р. который, -по Ч.,Р.и П чей - по Ч.,Р. и П сколько - по падежам

Номер слайду 38

Некуда спешить Никуда НЕ спешишь В отрицательном местоимении Знай: под удареньем НЕ, А НИ – без ударения!

Номер слайду 39

Никого Ни у кого Вот это выучи старательно: В местоименьях отрицательных, Когда предлог стоит внутри, слов пишем не одно, а три!

Номер слайду 40

Указательные местоимения

Номер слайду 41

тот, этот, это, такой, таков, этакий, столько, там, туда, тогда, поэтому, оттуда, так, отсюда, сюда, здесь и др. местоимения-прилагательные – тот, этот, такой – не изменяются по родам, числам, падежам местоимения-числительные – столько – по падежам местоимения-наречия – там, тут, здесь и др. – не изменяются

Номер слайду 42

Указательные местоимения

Номер слайду 43

Определительные местоимения

Номер слайду 44

сам, самый,весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др. изменяются по родам, числам, падежам

Номер слайду 45

Примеры местоимений Определительные местоимения весь всякий каждый сам самый любой иной другой Падежные окончания как у прилагатель-ных Как изменяются по числам, родам, падежам Член предложения подлежащее, определение, дополнение Творческая лаборатория

Номер слайду 46

Номер слайду 47

Удачи вам, ребята!

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
4.0
Відповідність темі
4.0
Загальна:
4.3
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Алієва Валентина Анатоліївна
    Слайд 9 грубейшие ошибки! Исправьте пожалуйста поскорее!
    Загальна:
    4.3
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    4.0
    Відповідність темі
    4.0
ppt
Додано
18 березня 2018
Переглядів
3041
Оцінка розробки
4.3 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку