Про матеріал
Урок трудового обучения в 5-м классе по теме
"Объемный цветок. Калла"
Цели:
• ознакомить учащихся с новыми приемами работы, познакомить с историей цветка каллы;
• учить изготавливать объемный цветок из гофрированной бумаги ;
• развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус;
• воспитывать аккуратность и терпение, любовь и бережное отношение к природе.
Вид учебного труда: работа с разными материалами
Объект труда: объемный цветок
Оборудование:
• для учителя: образец (целый и в деталях), ножницы, клей, палочка-шпажка, салфетка, ИКТ-мультимедиа.
• для учащихся:, ножницы, палочка-шпажка, клеенка, гофрированная бумага белая ,или другого цвета(желтого цвета),нитки зеленые,конфеты.
План
1. Вводная часть:
• Приветствие.
• Организация рабочего места.
• Повторение правил безопасности при работе с ножницами и клеем.
2. Основная часть:
• Сообщение темы урока.
• Беседа учителя.
• Анализ изделия.
• Физминутка для пальцев рук.
• Подготовка деталей.
• Физминутка “Цветочная полянка”.
• Алгоритм выполнения. Сборка.
3. Подведение итогов. Выставка работ.
• Уборка рабочего места.
Ход урока
I. Вводная часть:
1. Приветствие. ( Слайд № 1)
- Здравствуйте, мои дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения
– Ребята у нас с вами сегодня открытый урок трудового обучения.
Он необычный тем, что желающим гостям мы предложим работать вместе с нами.
А какая ваша задача ? ( Слайд № 2)
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
Давайте проверим готовность к уроку, отгадывая кроссворд, все ли необходимые инструменты и материалы лежат на рабочем столе, а ключевое слово подскажет нам, что делать дальше.
Кроссворд ( слайд № 3 )
• Миниатюрное бревно (палочка).
• Черный Ивашка – деревянная рубашка, Где носом поведет, там заметку кладет (карандаш).
• Платок из ткани или бумаги для вытирания губ или рук после еды (салфетка).
• Что изготавливают или чертят для точного копирования заготовки ? (Выкройка ,шаблон).
• Средство для соединения ткани (нитки).
• Липкое вещество для плотного соединения чего-либо (клей).
• Эмоциональное состояние для удачной работы (НАСТРОЕНИЕ).
– Прочтите ключевое слово: правила.
–– Сегодня на уроке нам необходимо повторить правила рабочего человека и правила безопасности при работе с клеем и ножницами .
( слайд № 4)
3. Повторение правил безопасности:
Правила рабочего человека
• Прежде чем начать работу, приготовь свое рабочее место правильно.
• Во время работы содержи свое место в порядке: где взял – туда и положи
• Всегда думай, как сделать работу лучше: экономь материалы, береги инструменты.
• Закончил работу, убери свое место быстро и аккуратно.
Правила безопасности при работе с клеем и ножницами
• 1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
• 2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы.
• 3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
• 4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
• 5 ЗАПРЕЩАЕТСЯ играть с ножницами, подносить к лицу. Используй ножницы по назначению.
• 6 Ножницы клади кольцами к себе.
• 7 . Подавай ножницы кольцами вперёд.
• 8. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
II. Основная часть
1. Беседа
– Ребята, вспомните какие цветы вы изучали на уроках природоведения?
– Для чего нужны цветы? Что нужно помнить человеку, который заводит дома растения? (Нужно обеспечить правильный и своевременный уход)
– Посмотрите на эту картину. Почему она мрачная, серая? Чего не хватает ?
- Скажите, а какими красками мы могли бы исправить такую серую, хмурую картину? (Яркими. Синий, красный, желтый)
– Давайте подумаем, какие цветы представляете вы, глядя на тот или иной цвет?
Синий – васильки, астры, анютины глазки и т.д.)
Красный – мак, роза, георгин и т.д.)
Желтый – лютик, мать-и-мачеха, мимоза и т.д)
– А что можно сказать о цвете ?
С давних времен на Украине считалось, что каждый цвет имеет свое значение: красный цвет означал любовь, зеленый – надежду, голубой – верность, черный – печаль, желтый – измену.
Цветы также имеют огромное значение.
Цветы облагораживают нашу жизнь, смягчая нравы, приносят успокоение и наслаждение. И дарить цветы – значит, выражать чувства любви, почтения, расположения или уважения.
Иногда цветы присылались вместо писем. Например, гиацинт по числу бутонов “назначал” день встречи, а колокольчик по количеству цветков “уточнял” даже час свидания.
– Не всегда у человека есть возможность порадовать себя или подарить кому-то букет из живых цветов, поэтому люди стали делать искусственные цветы, чтобы запечатлеть как можно на дольше эту красоту.
– Где используют цветы? (оформление, украшение и т.д.)
2. Сообщение темы урока:
– Сегодня на уроке, ребята, мы будем работать с разными материалами, используя техники наложения и наматывания. Как вы уже догадались, изготавливать мы будем объемный цветок. Но какой, вы отгадаете сами? Родиной этого цветка является Южная Африка. Род этого цветка был назван в честь итальянского ботаника - Джованни Зантедески XIX в.
Растение имеет кроющий лист (покрывало), в который обернута желтая “свеча” соцветия-початка. Эти цветы чрезвычайно душистые. Их аромат напоминает запах ванили.
– Ну, кто догадался?
Это – калла. (Показ)
Где можно увидеть?
• Ткань.
• Посуда.
• Украшения.
• Продукты питания – салат, печенье.
• Украшение ногтей и т.д.
СООБЩЕНИЕ
Каллы – символ простоты и изящества в современной флористике. По состоянию цветка каллы можно предсказывать погоду. Если лепестки цветка (“покрывало”) раскрываются, то ожидается дождливая погода. Если лепестки цветка плотно сомкнуты, будет светить солнце, ожидается жара. В дождливую погоду цветок раскрывается, чтобы собрать как можно больше живительной влаги. С помощью дождевой воды происходит и опыление. Каллы – цветы необычные, иногда их даже считали одушевленными существами.
С давних времен каллы считаются символом благополучия домашнего очага. Согласно поверьям, каллы являются талисманом счастливой семейной жизни. В середине XX века в Европе букет из белоснежных калл, полученный девушкой от молодого человека, считался официальным предложением руки и сердца.
Если мужчина дарит Вам каллы, будьте уверены – перед Вами настоящий джентльмен и неординарный человек.
Итак: Объектом нашей работы будет объемный цветок “Калла”. Что значит “объемный”? (Т.е. выпуклый)
3. Анализ изделия
– Взгляните на эти цветы: Покрывало выполнено из бумаги , с последующим приданием необходимой формы.
– Стебель выполнен способом накручивания на шпажку бумаги .
– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо разогреть пальчики.
4. Физкультминутка для пальцев рук “Колокольчик”.
В прятки пальчики играют
И головки убирают,
Словно синие цветки,
Распускают лепестки.
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
Колокольчик голубой
Повернулся к нам с тобой.
Пальчики, вы отдыхайте
И к работе приступайте.
5. Подготовка деталей:
– Итак: наше рабочее место готово.
– Пользуясь шаблоном, сделаем заготовку “покрывала”.
– Используя бумагу и шпажку, делаем сердцевину ( конфету продолговатой формы),приматываем ниткой , чтобы придать эффект крошки можно посыпать манкой .
– Соединение деталей, “обмотка”.
– Я вижу, многие уже справились с заданием. Давайте отдохнем.
6. Физкультминутка “Цветочная поляна”.
Целевые обходы учителя:
1. Контроль организации рабочего места.
2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности работы.
3. Оказание помощи учащихся, испытывающим затруднение.
4. Контроль объема и качества выполнения работы.
III. Подведение итогов. Выставка работ.
1. Выставка работ.
– Несколько материалов, немного терпения и умения вот перед вами очень интересные изделия. Ваше творческое отношение к делу, ваша фантазия позволили вам создать цветы, непохожие друг на друга.
СОБИРАЕМ БУКЕТ
Какой красивый букет украсил класс! Молодцы, ребята! Все вы справились с сегодняшним заданием и заслужили хорошие оценки.
– А что скажут ребята? (обсуждение с объяснением)
– Давайте попросим гостей показать свои работы.
2. Итог урока. Заключительное слово учителя.
Передавать красоту, пожалуй, основная задача цветов.
Конечно, имеют они и другие назначения. Многие из них лекарственные, из некоторых варят варенье, делают духи. И все-таки главное – это украшать жизнь человека. Стоит посмотреть на цветочную клумбу, как сразу улучшится настроение, и даже в пасмурный день погода не будет казаться столь ужасной. Леса, вольные степи, бескрайние поля и луга всегда украшали ландыши, тюльпаны, васильки и многие другие цветы. Жаль, что этих полевых, лесных, степных цветов с каждым годом становится все меньше. Люди вырубают леса, распахивают степи, и цветам негде расти.
Наша задача сберечь то, что осталось. Не рвите цветы, не топчите! Пусть они радуют людей еще многие века, ведь без них земля не будет такой красивой.