Самостоятельная работа студентов - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (или аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).
"Положение об организации учебного процесса в высших учебных заведениях Украины" Самостоятельная работа является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Учебное время, отведенное на СРС, регламентируется рабочими планами учебных заведений и составляет не менее 1/3 и не более 2/3 общего объема учебного времени студента, отведенного для изучения конкретной дисциплины.
Организация самостоятельной работы студентов означает создание условий для планирования студентом самостоятельной учебно-познавательной деятельности, выполнение предложенных преподавателем и определенных самостоятельно заданий, коррекции полученных результатов, их самоконтроля, контроля и оценки преподавателем. Организуя СРС, преподаватель должен обратить внимание на определение цели учебно-познавательной деятельности студентов, объема, структуры и содержания учебного материала, который предлагается для самостоятельной обработки, правильный выбор форм и методов контроля за самостоятельной работой студентов, а также осуществить ее учебно-методическое обеспечение. Организация самостоятельной работы студентов
СРС можно разделить на две части: организуемая преподавателем (ОргСРС) самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам, экзаменам и т.п.).
Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Например, для самостоятельного изучения темы «Построение и обозначение уклонов и конусности» мотивирующим фактором является то, что уклоны применяются при вычерчивании контуров многих деталей, например при выполнении чертежей профилей стальных балок (швеллеров, двутавров) и рельсов. На рисунке показаны детали: оправка, конус, сверло, которые имеют конусность.
3. Интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Занимательные викторины. Решение занимательных задач
5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (поощрительные баллы, грамоты) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать. 7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.
Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.