Презентация-плакат к уроку русского языка "9 класс. Урок развития речи "Словари русского языка"

Про матеріал
Презентація-плакат до уроку "9 класс. Урок развития речи "Словари русского языка"
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Словари русского языка

Номер слайду 2

Проблемный вопрос классу. Согласны ли вы с утверждением: «Орфография – это правила вежливости письменного языка»?

Номер слайду 3

Задание классу Прочитайте словарные статьи, обратите внимание на ударение и грамматические пометы. Определите, какая информация содержится в грамматических пометах данных слов. Абитуриент, -а. Байдарка, -и, р. мн. –рок. Веретено, -а, мн. –тёна, -тён. Героичный; кр.ф. –чен, - чна. Как ни в чём не бывало. 

Номер слайду 4

Дискутируем. Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся. Л. В. Щерба (языковед, специалист по русскому, славянским и французскому языкам)

Номер слайду 5

Дискутируем. Привычка пользоваться словарями и справочниками характеризует культурного человека. Не всегда можно довериться своему чутью, своей интуиции. Во всех случаях сомнения желательно обращаться к словарю, лучшему помощнику и советчику. М. Р. Львов (ученый-языковед)

Номер слайду 6

Задание классу Составьте словарные статьи толкового словаря для слов: библиография, культурный, энциклопедия. Сравните полученный результат со статьей словаря.

Номер слайду 7

Размышляем. Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо… Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово. В. И. Кодухов

Номер слайду 8

Задание классу1. Восстановите пословицы, используя антонимы. Не бойся врага умного, а бойся друга …Лучшая вещь – новая, лучший друг - …Мир строит, а война …Ласточка день начинает, а соловей …… дело лучше … большого безделья.…сторона – мать, … - мачеха.…земля … рук не любит.2. Решите лингвистическую задачу. Составьте сочетания со словами:невежа – невежда;абонент – абонемент;надеть – одеть;будет – будит;леденеть – леденить;белеть – белить;веселеть – веселить;искусно – искусственно. 

Номер слайду 9

Дискутируем. Все народы меняются словами и занимают их друг и друга В. Г. Белинский. А вижу я, винюсь пред вами, Что уж и так мой бедный слог Пестреть гораздо б меньше мог Иноплеменными словами, Хоть и заглядывал я встарь В Академический Словарь. А. С. Пушкин 

Номер слайду 10

Задание классу  1. Пользуясь словарем иностранных слов, составьте пары: космос, мускулы, симпатия, проблемы, фантазия, гипотеза, диспут, прейскурант , лингвист.2. Запишите заимствованные слова в алфавитном порядке. Касса, капелла, идиллия, шасси, иллюминатор, диссонанс, аккорд, аллегория, иллюстрация, компромисс, коммерсант, аккордеон, ралли, аллергия, коррида, кассир, либретто, иллюзия.

Номер слайду 11

Дискутируем. Много тайн в мире, и одна из самых больших – язык. Иван Выхованец

Номер слайду 12

Задание классу Объясните значение фразеологических оборотов. В случае затруднения обратитесь к фразеологическому словарю. Составьте предложение с фразеологическими оборотами. Пальчики оближешь. Развесить уши. Раскрыть рот. Потерять голову. Плакать в три ручья. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Язык до Киева доведет. Повинную голову меч не сечет.

pptx
Додано
26 травня 2019
Переглядів
1105
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку