«Новый» тип учителя – творчески думающий, владеющий современными технологиями образования, приёмами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса, умением анализировать свою профессиональную деятельность, прогнозировать её конечный результат.
Технология «портфолио учителя» Позволяет перейти к более объективной системе оценивания успешности педагога. Ориентирует педагога на процесс самооценивания (рефлексии). Даёт возможность педагогу предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику. Способствует педагогическому росту учителя.
Портфолио – это собрание личностных достижений педагога, которое формируется лично и показывает уровень подготовленности и активности в учебных и внеучебных видах деятельности, а также демонстрирует не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами. Что такое портфолио?
Портфолио презентационный - создается для представления при трудоустройстве, поступлении в учебные заведения. Портфолио комплексный - содержит в себе элементы перечисленных выше видов портфолио. Портфолио - как форма организации работы с информационными материалами. Типы (виды) портфолио
- это индивидуальная папка (электронная, файловый накопитель), в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются личные профессиональные достижения учителя (педагогического работника) в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие образования города, учебного заведения за определённый период времени (за последние 3 года). Портфолио учителя
Задачи ведения портфолио выявление уровня профессионализма учителя (педагогического работника) школы; объективная оценка деятельности учителя (педагогического работника) школы всеми категориями участников образовательного процесса: администрацией школы, педагогическим коллективом, учащимися и их родителями (законными представителями); обобщение и систематизация передового педагогического опыта;
Задачи ведения портфолио рефлексия учителем (педагогическим работником) собственной педагогической деятельности; определение направлений и путей профессионального роста и развития учителя (педагогического работника) школы; общественное признание достижений учителя (педагогического работника) школы.
Содержание портфолио Титульный лист портфолио содержит полное название образовательного учреждения, в котором работает учитель, заголовок «Портфолио (фамилия, имя, отчество в родительном падеже) учителя (преподаваемый предмет)», фотографию произвольных размеров и характера, город, год.
Требования к оформлению портфолио размеры полей, установленные государственным стандартом (в мм): не менее 30 – левое, 15 – правое, 20 – верхнее, 20 – нижнее; - шрифт текста Times New Roman; - размер шрифта – 14; - расстояние межстрочных интервалов – одинарное; - красная строка начинается на расстоянии – 12,5.
Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки личных профессиональных достижений учителя работа экспертных групп (протокол) утверждение итоговой оценки портфолио педагогических работников педсоветом (протокол) Сертификат профессиональных достижений педагогического работника за учебный год (аттестационный лист)
Раздел, раскрывающий личность владельца портфолио, здесь могут быть размещены фотографии, автобиография, резюме, информация об увлечениях, интересах, а также сопроводительное письмо или оглавление, раскрывающее основное содержание всего портфолио и его предназначение. Портрет – паспорт – персональный блок
Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях: фамилия, имя, отчество, год рождения; образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому); трудовой и педагогический стаж работы в данном учебном заведении; Общие сведения об учителе
В этот раздел помещаются: материалы о результатах усваивания учащимися образовательных программ и формирования у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах; Результаты педагогической деятельности
результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; сведения о наличии медалистов; сведения о поступлении в ВУЗы по специальности и т. п. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период. Результаты педагогической деятельности
обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; использование информационно-коммуникаци-онных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.; Научно-методическая деятельность
Участие в работе методического объединения, сотрудничество с городским методическим кабинетом, вузами и другими образовательными учреждениями; участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; участие в методических и предметных неделях; Научно-методическая деятельность
наличие технических средств обучения (теле-визор, DVD-проигрыватель, музыкальный центр, мультимедийный проектор и др.); наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального экспери-мента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.); аудио и видеопособия; Учебно-материальная база
При формировании портфолио важно продемонстрировать: полноту и разнообразие материалов, отражающих основные направления и виды деятельности преподавателя; высокое качество представленных работ; структурированность (разбивка на разделы); ориентированность на выбранную педагогическую концепцию. Цели создания портфолио