Материал презентации к уроку русского языка в 8 классе поможет школьникам сформировать знания о приложении как виде определения; развивать умение находить приложения в предложении; научить ставить знаки препинания при приложениях
Приложение как особый вид определения. Дефис и кавычки при приложениях. Подготовила учитель русского языка лицея №3 Коростышевского горсовета. Житомирской области. Карлинская Е. В.
Номер слайду 2
Цель: дать понятие о приложении как особой форме определения; научить правильно употреблять дефис и кавычки при приложениях; развивать навык находить в предложении приложения; воспитывать культуру речи.
Номер слайду 3
«Верю-не верю» Распространённое предложение — это предложение, в котором кроме главных членов есть второстепенные. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. К второстепенным относятся все члены предложения. Дополнения бывают согласованными и несогласованными. Сравнительный оборот - это вид обстоятельства. Определения – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
Номер слайду 4
Добавь в предложения обстоятельства. Максим отстал от своих товарищей ... (причины). Ребята поспешили на речку ... (цели). (Места) ... поднималось солнце. Туристы отправились в поход … (времени). Белая чайка … (образа действия) скользнула над кормой.(Условия)… фирма не получит прибыли. Цель была достигнута …(уступки). Ткань была белая …(сравнения)
Номер слайду 5
Практикум. Раскрой скобки, вставь пропущенные знаки препинания. Покойно как ло(т/д)ка скользит автомобиль по каменной глади. Что пр(е/и)стал как ба(н/нн)ый лист?(К)концу охоты утки словно на прощан(?)е стали поднимат(?)ся целыми стаями. Веселая песня что крылатая птица. Брат как и сестра получил восем(?).
Номер слайду 6
Лингвистическая разминка Образуй, где это возможно, несогласованные определения от согласованных. Кофейная чашка - полосатая юбка - громкоголосый оратор -воронье гнездо -очковая змея -компьютерный диск -медвежья услуга -
Номер слайду 7
Понаблюдай!Синонимичны ли данные слова и словосочетания? Чем объясняется разница в написании?Красавец гриб – гриб-красавец. Студентка соседка – соседка-студентка. Река Днестр – Днестр-река
Номер слайду 8
Номер слайду 9
Внимание, теория! Приложение - это определение, выраженное именем существительным, согласованным в роде, числе и падеже с определяемым словом: снежинки-искорки, художник Левитан. Приложение по-новому характеризует предмет, давая ему другое название. Вьется улица-змея (улица (какая?) змея). Приложение может давать характеристику предмета, указывать на степень родства, национальность, звание, профессию и т.д. Брат Иван приехал на каникулы. Приложение отвечает на вопрос какой? Никогда не отвечает на вопрос чей?
Номер слайду 10
Дефис и кавычки при приложениях{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}Через дефис. Без дефиса. В кавычках. Без кавычек1. Нарицательные существительные + + нарицательные существительные: утёс-великан2. Собственное существительное + нарицательное существительное: Днепр-река 1. Нарицательное существительное + собственные существительные: река Днепр2. Заменяется качественным прилагательным: Бедняк (бедный) сапожник Названия газет: «Теленеделя»книг: «Айвенго»заводов: «Турбоатом»картин: «Джоконда»машин: «Вольво»Названия рек: Днепрозер: Байкалстанций метро: Арсенальнаягородов: Киевпраздников: Новый год
Найди приложения(знаки препинания опущены) Расступись, о старец море, дай приют моей волне. И вот сама идет волшебница зима. Поэт Некрасов свое детство провел на берегу реки Волги. Няня рассказывала сказку про братца Иванушку и сестрицу Аленушку. Я смотрю на его веселое лицо и вспоминаю бабушкины сказки про Ивана царевича и Иванушку дурачка.
Номер слайду 13
Подбери к выделенным существительным приложения или определяемые слова с теми значениями, которые указаны в скобках. На фестивале выступали студенты … (национальность). Они на русском языке декламировали стихи поэта … (фамилия имя отчество). Музыкальная группа … (название) выступала в городе…(название). Ее участники исполнили песню … (название) композитора … (фамилия).
Номер слайду 14
«Микрофон»Сегодня на уроке я научился... Мне понравилось... Я хотел бы усовершенствовать свои навыки в...
Номер слайду 15
Домашнее задание Выучи теоретический материал (с.82-83)Из художественной литературы выписать 8 предложений с приложением