Презентация "Текст. Признаки текста, содержательно-композиционная организация текста".

Про матеріал
Материал презентации может быть использован в условиях дистанционного обучения на уроке русского языка в 9 классе для углубления знаний о тексте.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Текст. Признаки текста, содержательно-композиционная организация текста. Подготовила учитель русского языка Коростышевской СОШ І-ІІІ ст. №3 Житомирской области. Карлинская Е. В.

Номер слайду 2

Цель:совершенствовать и систематизировать знания о тексте, его признаках, теме, идее, форме текста, классификации текстов; учить логически строить высказывание, текст; развивать речевые навыки; воспитывать речевую культуру.

Номер слайду 3

«Угадай термин»Наука о языке, синоним слова языкознание …Наука, регламентирующая нормы и способы использованиясредств языка для выражения мыслей и понятий …Речевое произведение, характеризующееся структурной исмысловой завершенностью…Круг жизненных явлений, отобранный и освещенный авторомв художественном произведений (то, что автор изображает)…Проблема, поставленная автором в тексте и освещенная ина определенном жизненном материале …Построение произведения (текста), расположение егосоставных частей, порядок изложения событий ...

Номер слайду 4

Грамматический тренинг. Спиши, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Можно ли данный ниже материал считать текстом? Между угнете(?)ым деревом в лесной т(и/е)сноте и счас(?)ливым деревом на опушке есть еще дерево(?)победитель оно в борьбе за свет (з/с)брасывает суч(?)я гонит ствол свой голый как свечу (в)верх пробивает зат(и/е) няющий полог и достигает небес(?)ного света. (М. Пришвин)

Номер слайду 5

Признаки текста. Восстанови правильный порядок. Тематическое единство. Развернутость. Последовательность. Связность. Цельность. Членимость Завершенность единство композиционных и языковых средствисчерпанность раскрытия темыналичие подтем, микротемединство темы и основной мыслиинтонация; виды структурной связи: цепная, параллельная; средства связисоблюдение композиции, элементы структуры трех типов речиделение на предложения, абзацы, части, главы

Номер слайду 6

Прокомментируй!Типы речи (способы развития основной мысли): повествование, рассуждение, описание. Стили речи: Разговорный, научный, публицистический, художественный, официально-деловой. Виды структурной связи предложений: цепная и параллельная. Средства связи предложений: лексиче­ский повтор, синонимические замены, местоимения, наречия, союзы, однотипные синтаксические конструкции, порядок слов, однокоренные слова и др.

Номер слайду 7

«Шпаргалка» Абзац — это стилистико-композиционная единица текста. При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста предложения, содержащие: описание нового этапа в развитии действия, характеристику нового героя, авторское отступление — в художественном произведении; описание нового предмета мысли, следующего этапа в ее развитии, отдельные логические посылки и выводы — в научном труде. Сложное синтаксическое целое (ССЦ) - наиболее крупная из структурно-семантических единиц, на которые членится текст (или устное высказывание). ССЦ обладает минимальной смысловой, информационной и конструктивной законченностью, совпадает с развитием микротемы.

Номер слайду 8

Работа с текстом. Прочитай текст; определи его тему и главную мысль; разбей текст на абзацы; прокомментируй языковые средства связи в нем; определи виды связи компонентов текста. В этом году земля на Винничине еще в марте стряхнула с себя снега, умылась в шаловливых, звонкоголосых ручьях, вволю напилась из них и, охмелев, задремала под солнцем. Радостно шагнула на эту притихшую умиротворенную землю весна, обогнав апрель, который всегда обычно шествовал впереди нее. Во всю мочь засветило с прозрачного неба солнце. Над Кохановкой, над омывающей ее речкой Бужанкой, над широкими массивами колхозных полей струилась теплынь, напоенная горьковатым запахом набухших вишневых почек. И неожиданно, когда апрель распахнул дверь перед маем, весна исчезла. Будто забыла она свое девичье приданое в дальних краях и стремглав умчалась за ним. С паническими воплями металось над полями воронье, ломая в упругих потоках воздуха крылья. Беспрерывно махали умоляюще протянутыми к солнцу голыми ветвями деревья в кохановских садах и левадах. Надрывно стонал недалекий лес. Остуженная ветром земля оцепенела, так и не успев прикрыть свою наготу.(По И. Стаднюку)

Номер слайду 9

Творческое задание Рассмотри репродукцию картины Клода Моне «Весна». Напиши сочинение- этюд, соблюдая все параметры составления текста.

Номер слайду 10

«Микрофон»Сегодня на уроке я повторил(а)... Узнал(а)... На уроке я научился(лась)..., понял(а)... Хотелось бы еще узнать о...

Номер слайду 11

Домашнее задание Напиши миниатюру «Весна идет, весне — дорогу», используя все языковые средства.

pptx
Додано
8 квітня 2021
Переглядів
2690
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку