Смысловые внутритекстовые связи

Про матеріал
Материал презентации к уроку русского языка на тему "Смысловые внутритекстовые связи" поможет девятиклассникам ознакомиться с различными структурными средствами связи; развивать навык определения лексических, морфологических, синтаксических средств связи; совершенствовать речевые навыки; воспитывать речевую культуру.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Смысловые внутритекстовые связи. Подготовила учитель русского языка Коростышевской общеобразовательной школы І-ІІІ ст. №3 Карлинская Е. В.

Номер слайду 2

Цель: ознакомить школьников с различными структурными средствами связи; развивать навык определения лексических, морфологических, синтаксических средств связи; совершенствовать речевые навыки; воспитывать речевую культуру.

Номер слайду 3

Продолжи предложение Речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершенностью, – это … Тематическое единство, смысловая целостность, членимость, информативность, связность - … Связь, при которой каждое последующее предложение по смыслу и строению объединяется с предшествующим; содержание развивается от предложения к предложению, называется … Значения одновременно происходящих или сменяющих друг друга явлений передаются в тексте с … связью

Номер слайду 4

Найди соответствиемежду Основными средствами выразительности и их характеристикой. Ясное и четкое произношение слов. Скорость речи. Тональная окраска слов. Связана с эстетическим восприятием речи говорящего. Средство смыслового и эмоционального выделения слова, словосочетания. Благозвучность. Интонация. Дикция. Темп речи. Пауза

Номер слайду 5

Как достигается выразительность?Прочитай стихотворение В. Чеботарева сначала в быстром темпе, а затем в медленном. Что изменилось при различном прочтении?Что делал? Как прожил?И что ты в жизни смастерил?А жил со смыслом или без?И есть ли хоть какой прогресс?Гулял, кутил и развлекался!Нести добро хоть отвлекался?Ведь, может, где-то преуспел. И сотворил прекрасных дел? –Так голос совести звенит. По осени, когда забвенье. Уносит в бездны монолит – Простой души моей цветенье.

Номер слайду 6

Восстанови правильный порядок предложенийрасставь и объясни знаки препинания1. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли что увижу её снова. 2. Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём и я приближался к станции *** с печальным предчувствием. 3. Но подумал я старый смотритель может быть уже сменён вероятно Дуня уже замужем. 4. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт в те самые места. Тракт — устаревший термин для обозначения транспортной дороги, улучшенной грунтовой дороги, а также вообще большой наезженной дороги, соединяющей важные населенные пункты.

Номер слайду 7

Укажи средства связи предложений в тексте Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня уже замужем. Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием (А. Пушкин).

Номер слайду 8

Практикум Докажи, что это текст. Озаглавь текст (подберите разные варианты названий). Определи тему, основную мысль текста. Определи стиль и тип речи данного текста. Определи способы связи предложений в тексте.

Номер слайду 9

Средства связи предложений в тексте

Номер слайду 10

Лексические средства связи{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}Слова одной тематической группы. Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. Лексические повторы. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Однокоренные слова. Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. Синонимы. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. Антонимы. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше. Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова. Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.

Номер слайду 11

Морфологические средства связи{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}Личные (в 3 лице), указательные и некоторые другие местоимения вместо слов из предшествующих предложений. Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения. Наречия времени и места, которые по смыслу могут относиться к нескольким самостоятельным предложениям Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно. Прилагательные и наречия в сравнительной и превосходной степени. Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений. За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно. Единство временных форм глаголов. Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.

Номер слайду 12

Синтаксические средства связи{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}Вводные слова и конструкции Во-первых, нужно решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать. Прямой и обратный порядок слов. Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя. Неполные предложения- Знаете, о чем мы спорили? - О литературе, музыке, живописи. Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление ее в виде самостоятельного неполного предложения. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. 

Номер слайду 13

Переводчикпереведи на русский язык. Укажи в тексте средства связи У становленні Шевченка як людини і митця вирішальну роль відіграла школа життя, яку пройшов на батьківщині. Відірваний на довгі роки від України, він завжди пам’ятав про неї, і ці спогади живили його творчу уяву, давали натхнення, формували світогляд. А короткочасні відвідини рідного краю уже в зрілому віці були яскравими спалахами в творчій біографії поета. Отже, без зв’язку з рідною землею неможливо навіть уявити творчість Кобзаря.

Номер слайду 14

Рефлексия. С помощью крылатого выражения оцени свою работу на уроке Тяжела ты, шапка Мономаха. Повторение – мать учения. Учась, узнаешь, как мало ты знаешь. Корень учения горек, да плод его сладок. И жизнь хороша, и жить хорошо!

Номер слайду 15

д. ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучи теоретический материал учебника (с.209,211,212,214). Выполни упражнение 363. Подготовь устное сообщение «Текст. Строение текста».

pptx
Додано
15 квітня 2021
Переглядів
930
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку