Тема: Односоставные предложения. Выразительное чтение поэзии.
Цель: повторить и систематизировать знания учащихся, ознакомиться и закрепить навыки определять виды односоставных предложений, находить их в тексте; развивать навыки выразительного чтения, умение видеть прекрасное, описывать пейзаж; воспитать любовь и уважение к поэзии, изобразительному искусству, народному творчеству.
Тип урока: изучение нового материала
Форма: урок- заседание клуба «Почитателей прекрасного».
Оборудование: учебник, тексты стихотворений, пословиц, поговорок, фото поэтов, репродукции картин художников.
Ход урока
І.Оргмомент
1. Слово учителя
Вот уж прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Надеюсь, поработаем мы с вами плодотворно,
Знания добывать будем настойчиво и упорно.
А урок наш давайте начнём с солнечной улыбки.
Хочу подарить вам тысячу маленьких солнц.
Чтобы каждое грело и песенку пело.
Просыпаясь, улыбайтесь солнцу, небу и земле!
Жизнь прекрасна! Жизнь чудесна! Улыбнитесь дружно мне!
Вы забудьте о проблемах, вы забудьте о делах!
Пусть весёлая улыбка заиграет на губах!
Пусть глаза блестят от счастья,
Пусть раздастся звонкий смех
И тогда на этом свете будете счастливей всех!
- Видеопрезентация «Улыбнись!»
ІІ. Актуализация опорных знаний
1. Разминка
Сели ровно, выпрямили спинки,
Начинаем мы урок с разминки
1 ученик у доски записывает слова
Об…яснить, гер…, про…ьба, ещ(о\ё), прош…л, пят…десят…, кто(то), когда(нибудь), розовощ…кий, из(за), (на) встречу мне, (на) встречу с друз…ями.
2 ученик делает фонетическую транскрипцию слов объяснить.
3 ученик определяет, какими частями речи являются данные слова.
- задание на внимание:
ІІІ. Изучение нового материала
1. Слово учителя.
Сегодня, друзья, мы собрались не просто на уроке, а проведем заседание клуба «Почитателей прекрасного». Каждый язык, созданный народом, богат, ярок, выразителен. Этому свидетельствует устное народное творчество, сочинения поэтов. И мы с вами соединим приятное с полезным: познакомимся с творчеством поэтов, приблизимся к народному творчеству, окунёмся в прекрасный мир живописи. А вместе с тем параллельно изучим и систематизируем знания по односоставным предложениям, научимся их находить в поэтических строках и определять их виды.
Желаю всем вам приятного и плодотворного времяпрепровождения!
Итак, открываем наше заседание!
1. Словарная работа
- Почитатели - тот, кто почитает кого-либо, что-либо;
- Подобрать синонимы: поклонник, любитель, ценитель, фанат
- Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение
- Приставка: по-; корень: -чит-; суффиксы: -а-тель
2. Выразительное чтение учащимися отрывков о поэзии.
А мне стихи...
А мне стихи – не дар, не вдохновенье,
Не мука сладкая при пламени свечи…
Они, как ветра легкое движенье,
С души сдувают пепел чувств в ночи.
Болезненные, искренние строки…
Душа, ты умираешь? Так ведь? Не молчи,
Последней кровью уступая року.
Фиалковый, сиреневый, медвяный,
Похищенный весной с лесной поляны
Под перезвоны птичьих голосов.
Чудесно-нежен или ярко-крут -
Все запахи по-своему прекрасны.
И лишь стихи без запаха напрасны -
Не трогают, не греют, не зовут.
2. Исследовательская работа в группах
1. Подчеркнуть в данных предложениях грамматические основы, определить, какой частью речи и в какой форме они выражены.
1) Сижу за решёткой в темнице сырой.
2) Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…
3) Вот и жили, не тужили много лет подряд.
4) Уж совсем похолодало в день осенний и сырой.
5) На деньги ума не купишь.
2. Работа с учебником стр. 132 (таблица)
1) Игра «Ты – мне, а я – тебе» с использованием опорной таблицы «Виды односоставных предложений». На основе Упр. 236
Представители 1-й группы зачитывают выразительно отрывки, а 2-я группа должна найти односоставные предложения и определить их вид; а потом наоборот.
2) «Вопросы по существу»
Группы задают друг другу вопросы по изученной теме.
3) «Быстро, правильно, выразительно»
Найти в данных отрывках односоставные предложения, определить их вид.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Только станет смеркаться немножко,
Буду ждать, не дрогнет ли звонок,
Приходи, моя милая крошка,
Приходи посидеть вечерок.
Мне кручно в день, мне скучно в ночь
Надежды нет на утешенье;
Она навек умчалась прочь,
Как жизни каждое мгновенье.
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.
На море синее вечерний пал туман,
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?
5) «Народ скажет – как завяжет»
Записать пословицы, определить вид предложений, объяснить их значение.
6) Синтаксическая разминка.
Руководители групп у доски делают синтаксический разбор предложения.
Зловещей думою питать
И неизбежную разлуку
В унынье робком ожидать? А. С. Пушкин
2. Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня
Черноглазую девицу,
Черногривого коня. М. Ю. Лермонтов
III. Работа над развитием и культурой речи.
2 группа – И. Шишкин «В сосновом бору»
Задание:
Биографическая информация
Васнецов Аполлинарий Михайлович родился в 1856 г в Вятской губернии. Закончил духовное училище, но проявлял влечение к художественному искусству, хотя выбрал профессию учителя. С к. 1870 –х г. Начинает заниматься живописью, на его формирование как художника оказали влияние Шишкин, Куинджи
«После дождя», 1887
Киевский музей русского искусства
«Утро в сосновом лесу»
Биографическая информация
Шишкин Иван Иванович. Учился в Московском училище живописи, Академии художеств в Петербурге. Живописец. Его новаторство: цельность ощущения мира, живой природы, в его любви к ней. Умер, как истинный художник, за работой.
Пример описания картины А. Васнецова «После дождя» односоставными предложениями:
Свинцовое небо. Задождило. Потянуло влагой. Запахло сырой землёй. Одинокий путник. Дорога в деревню. Купола церкви. Проблески солнца. Необъятные просторы родной земли. Люблю дождливую погоду. Днём парит – жди дождя. Люби, изучай свой родной край!
IV.Подведение итогов
Урок понравился (не понравился) чем?
Я работал на уроке……
Я бы дополнил, изменил……..
Оценивание участников групп.
Повторить изученный материал
1 группа - выписать из художественной литературы по 2 примера каждого вида односоставных предложений;
2 группа – написать сочинение «Моё любимое время года», использовав все виды односоставных предложений.