Урок "Односоставные предложения"

Про матеріал
Урок-ознакомление в 8 классе по теме: "Односоставные предложения" в форме заседания клуба "Почитателей прекрасного".
Перегляд файлу

Тема: Односоставные предложения. Выразительное чтение поэзии.

Цель: повторить и систематизировать знания учащихся, ознакомиться и закрепить навыки определять виды односоставных предложений, находить их в тексте; развивать навыки выразительного чтения, умение видеть прекрасное, описывать пейзаж; воспитать любовь и уважение к поэзии, изобразительному искусству, народному творчеству.

Тип урока: изучение нового материала

 Форма: урок- заседание клуба «Почитателей прекрасного».

Оборудование: учебник, тексты стихотворений, пословиц, поговорок, фото поэтов, репродукции картин художников.

Ход урока

І.Оргмомент

1. Слово учителя

Вот уж прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Надеюсь, поработаем мы с вами плодотворно,

Знания добывать будем настойчиво и упорно.

  1. Позитивный настрой урока

А урок наш давайте начнём с солнечной улыбки.

Хочу подарить вам тысячу маленьких солнц.

Чтобы каждое грело и песенку пело.

Просыпаясь, улыбайтесь солнцу, небу и земле!

Жизнь прекрасна! Жизнь чудесна! Улыбнитесь дружно мне!

Вы забудьте о проблемах, вы забудьте о делах!

Пусть весёлая улыбка заиграет на губах!

Пусть глаза блестят от счастья,

Пусть раздастся звонкий смех

И тогда на этом свете будете счастливей всех!

 - Видеопрезентация «Улыбнись!»

ІІ. Актуализация опорных знаний

1. Разминка

Сели ровно, выпрямили спинки,

Начинаем мы урок с разминки

1 ученик у доски записывает слова

Об…яснить, гер…, про…ьба, ещ(о\ё), прош…л, пят…десят…, кто(то), когда(нибудь), розовощ…кий, из(за), (на) встречу мне, (на) встречу с друз…ями.

2  ученик делает фонетическую транскрипцию слов  объяснить.

3 ученик определяет, какими частями речи являются данные слова.

 - задание на внимание:

  • назвать слово, в котором можно поставить 2 ударения

 

ІІІ.  Изучение нового материала

1. Слово учителя.

Сегодня, друзья, мы собрались не просто на уроке, а проведем заседание клуба «Почитателей прекрасного». Каждый язык, созданный народом, богат, ярок, выразителен. Этому свидетельствует устное народное творчество, сочинения  поэтов. И мы с вами соединим приятное с полезным: познакомимся с творчеством  поэтов, приблизимся к народному творчеству, окунёмся в прекрасный мир живописи. А вместе с тем параллельно изучим и систематизируем знания по односоставным предложениям, научимся их находить в поэтических строках и определять их виды.

Желаю всем вам приятного и плодотворного времяпрепровождения!

Итак, открываем наше заседание!

1. Словарная работа

 - Почитатели - тот, кто почитает кого-либо, что-либо;

 - Подобрать синонимы: поклонник, любитель, ценитель, фанат 

- Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение 

- Приставка: по-; корень: -чит-; суффиксы: -тель

2. Выразительное чтение учащимися отрывков о поэзии.

  • Игорь Древлянский

А мне стихи...

А мне стихи – не дар, не вдохновенье,

Не мука сладкая при пламени свечи…

Они, как ветра легкое движенье,

С души сдувают пепел чувств в ночи.

Болезненные, искренние строки…

Душа, ты умираешь? Так ведь? Не молчи,

Последней кровью уступая року.

 

  • Уверена: есть запах у стихов -

Фиалковый, сиреневый, медвяный,

Похищенный весной с лесной поляны

Под перезвоны птичьих голосов.

Чудесно-нежен или ярко-крут -

Все запахи по-своему прекрасны.

И лишь стихи без запаха напрасны -

Не трогают, не греют, не зовут.

2. Исследовательская работа в группах

1. Подчеркнуть в данных предложениях грамматические основы, определить, какой частью речи и в какой форме они выражены.

1) Сижу за решёткой в темнице сырой.

2) Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…

3) Вот и жили, не тужили много лет подряд.

4) Уж совсем похолодало в день осенний и сырой.

5) На деньги ума не купишь.

2. Работа с учебником стр. 132 (таблица)

1) Игра «Ты – мне, а я – тебе» с использованием опорной таблицы «Виды односоставных предложений». На основе Упр. 236

Представители 1-й группы зачитывают выразительно отрывки, а 2-я группа должна найти односоставные предложения и определить их вид; а потом наоборот.

2) «Вопросы по существу»

Группы задают друг другу вопросы по изученной теме.

3) «Быстро, правильно, выразительно»

Найти в данных отрывках односоставные предложения, определить их вид.

  • ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА   Ф. Тютчев

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

  • ПРОБЛЕСК        Ф. Тютчев

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

  • А. Фет

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

  • А. Фет

Только станет смеркаться немножко,

Буду ждать, не дрогнет ли звонок,

Приходи, моя милая крошка,

Приходи посидеть вечерок.

 

  • М. Лермонтов

Мне кручно в день, мне скучно в ночь

Надежды нет на утешенье;

Она навек умчалась прочь,

Как жизни каждое мгновенье.

  • М. Лермонтов

   Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

  • А. Пушкин

На море синее вечерний пал туман,

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

  • М. Лермонтов

И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?

 

5) «Народ скажет – как завяжет»

Записать пословицы, определить вид предложений, объяснить их значение.

  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.

 

  • Родную мать ничем не заменишь

 

  • Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

 

  • Умел ошибиться, умей исправиться.

6) Синтаксическая разминка.

Руководители групп у доски делают синтаксический разбор предложения.

  1. Зачем безвременную скуку

        Зловещей думою питать

       И неизбежную разлуку

         В унынье робком ожидать?       А. С. Пушкин

    2. Отворите мне темницу,

        Дайте мне сиянье дня

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.                 М. Ю. Лермонтов

III. Работа над развитием и культурой речи.

  1. Работа с репродукциями картин 1 группа – А. Васнецов «После дождя»

                                                                2 группа – И. Шишкин «В сосновом бору»

     Задание:

  • Описать картину (устно)
  • Использовать односоставные предложения разных видов.

Биографическая информация

Васнецов Аполлинарий Михайлович родился в 1856 г в Вятской губернии. Закончил духовное училище, но проявлял влечение к художественному искусству, хотя выбрал профессию учителя. С к. 1870 –х г. Начинает заниматься живописью, на его формирование как художника оказали влияние  Шишкин, Куинджи     

             «После дождя», 1887

 Киевский музей русского искусства

Картинки по запросу картины Шишкина «Утро в сосновом лесу»

                                                               Биографическая информация

Шишкин Иван Иванович. Учился в Московском училище живописи, Академии художеств в Петербурге. Живописец. Его новаторство: цельность ощущения мира, живой природы, в его любви к ней. Умер, как истинный художник, за   работой.

 

Пример описания картины А. Васнецова «После дождя» односоставными предложениями:

Свинцовое небо. Задождило. Потянуло влагой. Запахло сырой землёй. Одинокий путник. Дорога в деревню. Купола церкви. Проблески солнца. Необъятные просторы родной земли. Люблю дождливую погоду. Днём парит – жди дождя. Люби, изучай свой родной край!

IV.Подведение итогов

Урок понравился (не понравился) чем?

Я работал на уроке……

Я бы дополнил, изменил……..

Оценивание участников групп.

  1. Домашнее задание

 Повторить изученный материал

1 группа - выписать из художественной литературы по 2 примера каждого вида односоставных предложений;

 2 группа  – написать сочинение «Моё любимое время года», использовав все виды односоставных предложений.

 

 

doc
Додано
1 листопада 2020
Переглядів
546
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку