Причастие как особая форма глагола. Слушание с опорой на текст. Составление связных высказываний на заданную тему. Речевая тема: «Не покладая рук».

Про матеріал
Урок -ознакомление с особой формой глагола - причастием. Цель: ознакомить учащихся с причастием, опираясь на изученный ранее материал о прилагательном и глаголе, формировать умения находить причастия в предложениях, отличать их от прилагательных; обогащать словарный запас, используя причастия; развивать речь учащихся, умение составлять связные высказывания; воспитывать уважение к слову; формировать осознание роли труда в жизни человека, его важность и необходимость; воспитывать уважительное отношение к людям любой профессии.
Перегляд файлу

Тема: Причастие как особая форма глагола. Слушание с опорой на текст. Составление связных высказываний на заданную тему.

Речевая тема: «Не покладая рук».

Цель: ознакомить учащихся с причастием, опираясь на изученный ранее материал о прилагательном и глаголе, формировать умения находить причастия в предложениях, отличать их от прилагательных;

 обогащать словарный запас, используя причастия; развивать речь учащихся, умение составлять связные высказывания;

 воспитывать уважение к слову; формировать осознание роли труда в жизни человека, его важность и необходимость; воспитывать уважительное отношение к людям любой профессии.

Тип урока: изучение нового материала

Оснащение: учебник, компьютер с мультимедийным проектором, мультимедийные               

                       презентации,  карточки, опорные таблицы, 

Эпиграф урока:

……… - это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.

В. И. Даль

 

Лишь труд стирает ржавчину густую,

Живую жизнь вдыхает в грудь пустую,

Родник иссохший возродит.

И. Я. Франко

 

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Слово учителя

Здравствуйте, ребята!

Я  рада видеть вас,

Надеюсь, что вы очень дружный класс.

А коллектив – это мощная сила.

Давайте знакомиться – зовут меня Лариса Васильевна.

Надеюсь, поработаем мы с вами плодотворно,

Знания добывать будем настойчиво и упорно.

Вы меня не подведите,

Всё, что нужно – просто помогите.

  1. Позитивный настрой урока

А урок наш давайте начнём с солнечной улыбки.

Хочу подарить вам тысячу маленьких солнц.

Чтобы каждое грело и песенку пело.

Просыпаясь, улыбайтесь солнцу, небу и земле!

Жизнь прекрасна! Жизнь чудесна! Улыбнитесь дружно мне!

Вы забудьте о проблемах, вы забудьте о делах!

Пусть весёлая улыбка заиграет на губах!

Пусть глаза блестят от счастья,

Пусть раздастся звонкий смех

И тогда на этом свете будете счастливей всех!

 - Видеопрезентация «Улыбнись!»

II. Актуализация опорных знаний

  1. Морфологическая разминка

Подняв себе немножко настроение,

Приступаем  к повторению.

Чтобы в языке упражняться,

Предлагаю вам размяться.

- выразительное чтение второго эпиграфа

 - морфологический разбор слов  эпиграфа

Лишь труд стирает ржавчину густую,

Живую жизнь вдыхает в грудь пустую,

Родник иссохший (?)возродит.

  1. Проблемное задание

Вспомнив изученные части речи,

Давайте попытаемся угадать, что мы будем изучать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   - это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.    В. И. Даль

У каждого из вас есть таблица, куда вы будете вписывать верные ответы на вопросы,

И при правильном ответе будет открываться клеточка с буквой.

1) Мозговой штурм

1. Какая часть речи называется прилагательным?                                            П

2. Как изменяются прилагательные?  С какой частью речи согласуются?     Р

3. Назовите формы прилагательных трудолюбивый, трудолюбив                 И

4. Какова синтаксическая роль прилагательных?                                             Ч

5. Какая часть речи называется глаголом?                                                         А

6. Назовите, какого вида бывают глаголы?                                                        С

7. Укажите времена глагола.                                                                                Т

8. Какие глаголы называются возвратными, невозвратными?                         И

9. Синтаксическая роль глагола.                                                                          Е

 

Итак, нами было раскрыто, что под клеточками скрыто.

2) Я – загадка, частично вам известна.

Познакомьтесь лишь со мной, И стану вам я интересна.

Родители мои – глагол и прилагательное,

Оба они ко мне очень внимательные

Глагол подарил мне частичку себя:

И вид, и возвратность, и даже время.

А с прилагательным схожи мы вопросами

Какой? Какая? И какое? – прекрасно знаете сами.

По родам, числам, падежам с ним дружно изменяемся,

А если нужно, то и сокращаемся.

Друзья мои! Так кто же перед вами:

Глагол и прилагательное отчасти  Я,

А зовут меня  ПРИЧАСТИЕ

3)Работа с учебником, параграф 23, с. 161 ( в парах).

  • Прочитать правило.
  • Сопоставить с таблицей.
  • Дополнить среднюю колонку таблицы признаками причастия
  • Исключить из таблицы причастия лишнее, если такое есть.

4) Исследовательская работа.

Мы разбирали слова эпиграфа, определяя, какими частями речи они являются, но у нас осталось обделённым одно слово иссохший.

Используя наши таблицы, давайте проверим, не причастие ли это.

 

Прилагательное

 

П

Р

И

Ч

А

С

Т

И

Е

 

 

Глагол

 

  1. Обозначает

признак

 

 

Обозначает признак предмета по действию

1. Обозначает

действие

2. Вопросы

Какой? Какая? Какое?

Согласуется с

прилагательным

 

2.Вид

Совершенный

несовершенный

 

3.Изменяется по

 

Родам, числам, падежам

 

 

3. Время

Настоящее,

прошедшее

 

 

4. Форма

Полная,

краткая

Синтаксическая роль

Определение, сказуемое

 

 

4. Возвратность

 

Возвратное

невозвратное

4)  Много есть мнений ученых-языковедов о причастии.

«Причастие – это самостоятельная часть речи» М. В. Ломоносов

«Причастие – это особая форма глагола»   акад. Л. В. Щерба, Баландина

«Причастие – это отглагольное прилагательное» акад. Ф. И. Буслаев

Как же образуются причастия?  Схема.

Образование причастий

Морфемный признак – суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-,-ящ-,-им-, -ем-,

                                             -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-

Причастие               глагол + -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -им-,-ем-, -вш-, -ш-, -енн-, -нн-,-т-

Работающий  работать   + - ющ-

Выполнивший  выполнить + -вш-

III. Закрепление изученного материала

1. Слово учителя

С причастием познакомились мы теоретически,

Некоторые отнеслись к нему критически,

Что за чудо, за двойник,

немного ясно, как возник,

но как его найти средь груды слов,

не каждый к этому готов.

Но мы постараемся, научиться искать причастия попытаемся.

2. Работа в парах

 Среди группы слов найти и выписать причастия   (Слайд №  )

А) зелёный, зеленеющий, зелень, позеленелый

Б) играть, играющий, игрок, проигравший

В)мечтающий, мечтатель, мечта, замечательный

Г)лечащий, отработанный, работающий, трудный

3. Записать предложения, вставив пропущенные буквы, подчеркнуть причастия.

2 ученика у доски. Остальные со слайда №

 

 

 

1 ученик

 

Карточка №1

Записать предложения, исправив допущенные ошибки, подчеркнуть причастия.

 

Страители, ваздвигшие здание в рикордно  кароткий строк, были примированы.

 

 

 

2 ученик

 

Карточка № 2

Записать предложения, исправив допущенные ошибки, подчеркнуть причастия.

 

Долго стаяли   гиологи  на биригу  озера, неожидано разкинувшевося перед ними.

 

 

Текст слайда пишут все

НАЙТИ     СЛОВОСОЧЕТАНИЯ   «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ+СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

  1. Старый сундук
  2. Устаревшие взгляды
  3. Старинные часы
  4. Стареющий отец
  5. Старческие болезни

              НАЙТИ     СЛОВОСОЧЕТАНИЕ   «ПРИЧАСТИЕ+СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

  1. Тёмная ночь
  2. Темноватый оттенок
  3. Темнеющее небо
  4. Затемнённый экран
  5. Тёмные мысли

4. Стилистическая работа

А. С. Пушкин о причастиях говорил:

«Причастия обыкновенно избегаются в разговоре.  Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим, которая скачет, который метёт и т.д., заменяя выразительную кратность причастия вялым оборотом».

Так в каких же стилях речи наиболее  употребляемы причастия?

  • Работа с учебником Упр 317, с. 162

 

5. Игра «Снежный ком»

На заднюю парту даётся листик, на котором написаны глаголы.

Задание

Образовать от них причастия

Каждый ученик по одному.

Образец:

Плыть – плывущий

Читать, сидеть, смотреть, работать, определять, стучать, испечь, пить, петь, уметь.

IV. Работа по развитию речи.

Ребята, вы писали, и читали, вы учились,

Это значит  - вы трудились.

Оглянитесь же вокруг.

Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный

Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, это труд!

Кто на все века и годы

Настоящий Царь природы?

Царь полей, заводов, руд?

Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, это труд!

1) Работа в группах

Каждый ученик получает карточку с названием профессии и группируется по своей специализации.

ВРАЧИ

Хирург, ортопед, окулист, кардиолог, терапевт, невропатолог, психиатр, иммунолог, педиатр, семейный врач

СТРОИТЕЛИ

Прораб, бетонщик, каменщик, плиточник, маляр, крановщик, штукатур, арматурщик, сварщик, столяр.

РАБОТНИКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Зоотехник, агроном, тракторист, комбайнёр, бригадир, землемер, пчеловод, мелиоратор, ветеринар, фермер.

1) Иструкция, как работать в группах  (Слайд№)

2)Доказать, что ваша профессия важнее других.(3 мин)

3) Группы защищают свои профессии.

4) Чтение текста учебника «НЕ покладая рук»,  стр.164, «Своими руками» стр. 166

Определение основной темы текста.

5) Работа с карточками

Образовать от данных существительных глаголы и причастия.

 

КАРТОЧКА №1

Образовать от данных существительных глаголы и причастия, обозначающие действия людей данных профессий

Образец: врач – лечить, лечащий

Пекарь –

Строитель –

Художник –

Парикмахер -

 

 КАРТОЧКА №2

Образовать от данных существительных глаголы и причастия, обозначающие действия людей данных профессий

Образец: врач – лечить, лечащий

Повар –

Моряк  -

Лётчик –

Писатель -

 

 

 

КАРТОЧКА №3

Образовать от данных существительных глаголы и причастия, обозначающие действия людей данных профессий

Образец: врач – лечить, лечащий

Шахтёр –

Продавец –

Певец –

Дворник -

6)  Объяснить пословицы о труде

1 группа

  • С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
  • К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

 

2 группа

  • Кто любит труд, того люди чтут.
  • За много дел не берись, а в одном отличись.

 

3 группа

  • Всякая работа мастера хвалит.
  • Землю красит солнце, а человека – труд.

Продолжить пословицы стр. 166, Упр. 333

 

7) Составить синквейн (сенкан) со словом труд

 

8) Знакомство с редко встречающимися профессиями. (Слайды)

 

Выводы:

Всякий труд действительно важен в жизни нашей.

От труда человеческих рук наша земля становится краше.

Посмотрите же вокруг:

Всё это создал человеческий труд.

Каждому из вас важно знать: любой труд надо уважать.

А я вам желаю хорошо учиться,

В жизни найти своё дело,

Упорно  и добросовестно трудиться.

V. Домашнее задание

Параграф 23, Упр. 319, 334(ус.), составить собственное высказывание на основе Упр.335.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прилагательное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глагол

 

1.Обозначает

 

 

 

 

1. Обозначает

2. Вопросы

 

Согласуется с

 

 

2.Вид

 

 

3.Изменяется по

 

 

 

 

3. Время

 

 

 

4. Форма

 

 

Синтаксическая роль

 

 

4. Возвратность

КАРТОЧКА №1

Образовать от данных существительных глаголы и причастия, обозначающие действия людей данных профессий

Образец: врач – лечить, лечащий

Пекарь –

Строитель –

Художник –

Парикмахер -

 

 КАРТОЧКА №2

Образовать от данных существительных глаголы и причастия, обозначающие действия людей данных профессий

Образец: врач – лечить, лечащий

Повар –

Моряк  -

Лётчик –

Писатель -

 

 

 

КАРТОЧКА №3

Образовать от данных существительных глаголы и причастия, обозначающие действия людей данных профессий

Образец: врач – лечить, лечащий

Шахтёр –

Продавец –

Певец –

Дворник -

 

1 группа

  • С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
  • К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

 

 

 

2 группа

  • Кто любит труд, того люди чтут.
  • За много дел не берись, а в одном отличись.

 

 

 

3 группа

  • Всякая работа мастера хвалит.
  • Землю красит солнце, а человека – труд.

 

Карточка №1

Записать предложения, исправив допущенные ошибки, подчеркнуть причастия.

 

Страители, ваздвигшие здание в рикордно  кароткий строк, были примированы.

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 2

Записать предложения, исправив допущенные ошибки, подчеркнуть причастия.

 

Долго стаяли   гиологи  на биригу  озера, неожидано разкинувшевося перед ними.

 

 

 

хирург      ортопед       окулист       кардиолог

 

 

терапевт        невропатолог             психиатр

 

 

иммунолог     педиатр          семейный врач

 

прораб           бетонщик               каменщик

 

 

 плиточник         маляр                    крановщик

 

 штукатур   арматурщик   сварщик      столяр

 

зоотехник          агроном            тракторист

 

 комбайнер        бригадир            землемер

 

 пчеловод   мелиоратор   ветеринар    

 

фермер

 

 

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

 

    

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: познакомить учащихся 5 класса, которые только начали его изучать, с особенностями русского языка, его красотой; воспитать у них уважение и любовь к слову, к языкам других народов; развивать эстетический вкус.

 

Класс или зал  украшен  плакатом «Добро пожаловать в мир русского языка!»,

высказываниями о русском языке:

  • Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

                                                                                                        А.И.Куприн

  • Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

                                                                                                       А.Н.Толстой

  • Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.

                                                                                                    П.Мериме

 

Ведущий

Здравствуйте! Дорогие пятиклассники, вы уже перешли на ступеньку выше. А именно окончили начальную школу и перешли в старшую. Здесь вас ожидает много интересного впереди: новые впечатления, учителя, предметы, новые трудности и победы. А так же  вы будете изучать ещё один язык – русский.

Так что прошу любить и жаловать!

(Входят Українська мова и Русский язык ( девочка и мальчик в национальных костюмах)

Українська мова:

Ми братні мови, друзі,

Жили і в радощах, і в тузі.

Але ми будемо дружити

Вам вірно й віддано служити.

Русский язык:

Я – кровный брат тебе, сестра.

Простая миссия моя:

Хочу ребят я научить

Читать, писать, словарь обогатить.

Ввести их в мир прекрасного, высоко и ясного.

Українська мова:

Я теж буду допомагати

Вам, друзі, правила вивчати.

Ми дуже схожі з моїм братом,

Подібностей у нас багато.

Русский язык:

Да, сестрица, я для многих здесь родной.

Я – Тургенев, Достоевский,

Пушкин и Толстой.

Українська мова:

Не хвилюйся, ми шануєм їх.

Ти поглянь на руськомовних діточок своїх.

Подивися на модерну молодь у містах

Та послухай краєм вуха,

Що в них на устах.

Що їм Пушкін? Що Тургенєв?

Що для них Толстой?

Про Тургенєва й Толстого навіть річ пуста.

Де ти бачиш їхні книги?

Хто тут їх чита?

Ти у нас російськомовну пресу переглянь.

Чим натоптана й набита

Та газетна дрянь?

Уяви, що твій Тургенєв прочитав би те.

То сказав би вам: - Это мерзость! Это стыд и срам!

Русский язык:

- Ты права, моя сестрица,

Слушай мой ответ.

Мне от этих словоманов тоже жизни нет.

Прикрываясь русской речью,

Этот гнусный сброд

Разлагает в равной мере мой и твой народ.

Я скажу тебе по-братски,

Истину любя,

Ты, сестра, от этой грязи береги себя.

Защищайся, отбивайся.

А не то – капут.

И тебя они угробят,

И меня сожрут.

Українська мова:

  • Ну, спасибі тобі, друже, за такі слова.

Триста літ мене давили, але я жива.

Ми з тобою будем жити пори всякий «зброд»

Поки буде в світі жити слов’янський народ.

Мова:  Я бажаю вам, мої діточки,

             Гарно вчитись, не лінитись.

             І чужому научатись, й свого не цуратись.

             В добрий путь вам даю настанови

             На шляхах російської мови.

Русский язык: А я, ребята, сейчас познакомлю вас со своей страной Россией и её столицей – Москвой.

  • Видеопрезентация «Достопримечательности Москвы»

Ведущий:

Таким образом, друзья, вы поняли, что украинский и русский – языки-братья одной славянской семьи. А в каждой семье должен быть мир, взаимопонимание, взаимопомощь, уважение и любовь.

Приступая к изучению русского языка, наберитесь терпения, вам понадобится внимательность, усидчивость, мышление, а также много – много умения.

Окунувшись в мир русского языка, вы увидите, какой это красивый, певучий, богатый, яркий язык. Он дал миру величайших писателей: Пушкина и Тургенева, Достоевского и Лермонтова, Гоголя и Есенина….

(Ученики старших классов читают стихотворения)

1. Язык

С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружён,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком

 

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

 

Ему к лицу и термин узкий,

И междометный вздох, и клич,

Гордись, что понимаешь русский,

Старайся глубину постичь.

 

Смешно и грустно слышать, право,

Как эллочек и фимок рать

К заморским «ингам”, „шн” и “вау”

Его, кряхтя, хотят прижать.

 

2. Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;

Но скудно вносим мы в него хороший склад;

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

 

3. Хочу писать на русском языке

О всем, что мыслю, чувствую и вижу,

Что в жизни я люблю и ненавижу,

Пока перо держу еще в руке.

 

Хочу поведать людям сей земли,

Как пращуры грешили и творили,

Чтоб все мы тех уроков не забыли

И с Богом в сердце в будущее шли!

 

Ведущий:

А сейчас, ребята, я приглашаю вас заглянуть в Королевство "Русского языка".

Кто живет в том королевстве? Попробуйте отгадать.

Ученик:

Есть такое Королевство-

Нам оно знакомо с детства.

В Королевстве том живёт

Многочисленный народ.

 

А народ тот необычный –

Из кирпичиков различных

Каждый житель сложен там.

Отгадать сумеешь сам,

 

Что за жители? Какие

В них кирпичики такие?

Тех кирпичиков, смотри.

В Королевстве 33.          (БУКВЫ)

Ученица:

Догадаться просто тут,

Что их буквами зовут.

Им скомандуют: «Раз, два!»-

Буквы строятся в слова.

 

Этих слов ужасно много!

Есть похожие немного,

Есть короче, есть длиннее,

Проще есть, а есть умнее.

 

Могут в группы собираться –

В предложения слагаться.

Будут друг за другом течь –

Так из них родится речь.

  • Игра «Придумай слово»

Двум ученикам даётся слово, а они, используя его буквы, придумывают новые. Выигрывает тот, кто придумает больше слов или самое большое слово.

Ученик:

Королевою на троне

В красной мантии, в короне

Орфография сидит

И придирчиво за всем следит.

 

 (Входит Орфография)

Орфография:

Здравствуйте, мои друзья!

Вас учить впредь буду я,

Чтобы грамотно писали,

Слов и букв не пропускали,

Чтобы правила учили,

И ничего не забыли.

 

Чтоб законы соблюдались,

Никогда не нарушались.

В королевстве моём такие

Есть законы основные:

(подходит к доске и показывает указкой на вывешенные таблички)

Закон первый

Русские слова с жи, ши

Через и всегда пиши.

И, конечно, ча и ща

Мы напишем с буквой а.

 

Ну, а жу, щу, шу и чу,

Я серьёзно, не шучу,

С буквой у всегда дружны.

И заметить мы должны,

 

В иностранных лишь словах

ю встречается в корнях:

Парашют, жюри, брошюра –

Вот такая в них структура.

 

Закон второй

В окончаниях на цы

После ц пишите ы.

Вот пример вам: огурцы,

Курицы, гонцы, концы.

 

Цыц, цыплёнок и цыган,

И цыганский балаган,

Цыпочки и цып-цып-цып

Пишем только с буквой ы.

 

Остальные (цифра, цирк…)

Следует писать нам с и.

С буквой и  во всех словах

В ударяемых слогах,

 

Например: танцор, отцов,

Цоколь, цокать, молодцом,

Вытанцовывать, лицо –

Здесь мы пишем букву о.

 

Закон третий

В корне часто гласные,

Хитрые, опасные.

Слышатся неправильно.

Есть такое правило,

 

Нужно слово изменять –

Удареньем проверять.

Буква чтоб коварная

Стала в нём ударная.

 

Вред – проверка для вредить,

Смех – проверили смешить,

Тянешь, тянут – для тянуть,

Вёз –везу, а блеск – блеснуть.

 

Но бывает случай сложный,

Что проверить невозможно.

Дружим мы со словарём –

Это слово там найдём.

(Входит мальчик, играющий роль Словаря)

Ведущий

Что это за книга к нам в гости пришла?

Что интересного она нам принесла?

Словарь

Я, ребята, нужная вам книга,

Как слова писать, где вам их искать – покажу я вмиг вам.

Для вас я книга необходимая,

Как первоклассникам БУКВАРЬ,

Потому что я СЛОВАРЬ

Ваши проблемы в произношении, написании

Привлекут моё внимание

Полистай мои страницы внимательно,

Правильные ответы найдёшь обязательно.

А чтобы грамотными быть

Вам просто нужно со мной дружить!

Орфография:

Это только лишь начало,

Впереди вас ожидает

Множество моих законов.

Чтобы вам со мной дружить,

Правила нужно учить.

Помогу в этом я вам,

Дельный совет для этого дам:

Читать, писать, учиться,

Внимательно слушать, не лениться.

Только трудолюбивых, внимательных, не ленивых,

Я приветствую в своём королевстве.

Добро пожаловать, ребята,

В королевство «Русского языка»!                                                                                                                                                        

Ведущий:

Ребята, законов королевы Орфографии очень много. Что нужно для того, чтобы дружить с ней? Есть у вас желание обучаться русскому языку?

Тогда смелее в путь! По неисходимым тропам, дорогам русского языка!

 

(Звучит  мелодия. Входят сказочные герои)

Ведущий:

А это кто пожаловал к нам в гости?

Герои:

Это мы, сказочные герои. Пришли к вам на праздник ребят повидать да с ними поиграть.

Ведущий:

Тогда, добро пожаловать к нам на праздник!

Ребята! Посмотрите

К вам в гости прибыли сказочные герои

Пришли они не с пустыми руками,

А с загадками да конкурсами.

А вы их внимательно слушайте,

Загадки отгадайте,

В игры интересные, в игры словесные поиграйте!

 

(Звучит песня «Буратино», выходит мальчик с ключиком)

Буратино:

Я известен всем на свете,

Знают меня и взрослые, и дети.

Вместо школы в театр кукол я пошёл,

Золотой ключик я нашёл

Сделан папой Карло из полена

И зовут меня БУРАТИНО

К вам на праздник пришёл я,

Загадаю загадки вам, друзья.

1. Пишет он, когда диктуют,
   Он и чертит, и рисует,

   А сегодня вечерком
   Он раскрасит мне альбом.    (Карандаш)

2. Всему название дано  -

      И зверю, и предмету,

      Вещей вокруг полным-полно,

      А безымянных – нету!

      И всё, что может видеть глаз, -

      Над нами и под нами, -

      И всё, что в памяти у нас, -

      Означено….. (Словами)

3.  Не куст, а с листочками,

     Не рубашка, а сшита,

     Не человек, а разговаривает (Книга)

4. Кто ходит ночь и ходит день,

    Не зная, что такое лень?     (Часы)

5. Коль хочешь ты читать,

То его ты должен знать.

А когда его не знаешь,

То ничего не угадаешь.     (Букварь)

6.  Некрасиво написала, так она всё слизала,

     Карандашей моих соседка

     Вертлявая буквоедка          (Резинка, ластик)

Ведущий: Спасибо тебе, Буратино, за интересные загадки.

Ребятам было интересно их отгадывать.

А у нас в гостях ещё одна сказочная героиня.

(звучит песня Красной Шапочки)

Красная Шапочка:

Я маленькая девочка, шапку красную ношу,

К вам на праздник через лес спешу

В лесу опасности меня ожидают,

За кустом злой волк подстерегает

Но к вам бежала опрометью я,

Что волка даже не заметила.

В гости ходят не с пустыми руками.

Принесла я вам весёлую игру,

Давайте поиграем с вами.

  • Игра «Подбери словечко»

Меняя в слове одну букву, получаем новое слово.

Красная Шапочка:

В конце предложения ставится     ТОЧКА

С «Д» растёт у мамы                        ДОЧКА

С «Б» в начале слова                        БОЧКА

С «К» я на болоте                              КОЧКА

С буквой «А» на море                    КАЧКА

Слева «Т» - и слово                        ТАЧКА

Вместо «А» кто «У» возьмёт

в небе поплывёт                              ТУЧКА

А бабушка внучку повела за         РУЧКУ

Красная Шапочка:

А сейчас, ребята, попробуйте угадать,

 в какую игру мы будем играть?

Кто тебя передразнивает, а ты не сердишься? 


Кто говорит на всех языках?

 

Молчуна перемолчит, 
Крикуна перекричит. 
 

Живёт без тела, 
Говорит без языка, 
Никто его не видит, 
А всякий слышит. 

 

Конечно, это же ЭХО

  • Игра в «ЭХО»

Вот, например, я спрошу в лесу или в горах, где есть эхо:

«Сколько времени сейчас?»

Что оно мне ответит?

Дети: «Час, час, ас…»  Правильно.

- А может, например, эхо ответить: «Сейчас одиннадцать часов десять минут?»

 - Конечно, нет.

Итак, правила игры в «Эхо» вам понятны. Начинаем играть.

Собирайся, детвора!                   - ра-ра-ра!

Начинается игра                          - ра-ра-ра!

Да ладошек не жалей!                - лей-лей-лей!

Бей в ладошки веселей!              - лей-лей-лей!

Сколько времени сейчас?           - час-час-час!

Сколько будет через час?           - час-час-час!

И неправда: будет два!               - два-два-два!

Думай, думай, голова!                - ва-ва-ва!

А теперь будьте внимательны:

Как поёт в селе петух?               - ух-ух-ух!

Да не филин, а петух?                - ух-ух-ух!

Вы уверены, что так?                 - так-так-так!

А на самом деле как?                 - как-как-как!

Сколько будет дважды два?      -ва-ва-ва!

Ходит кругом голова!               - ва-ва-ва!

Это ухо или нос?                       -     нос-нос-нос!         

 (держится за ухо)

Или, может, сена воз?               - воз-воз-воз!

Это локоть или глаз?                - глаз-глаз-глаз!

(держится за локоть)

А вот это что у нас?                   - нас-нас-нас!

 (показывает на нос)

Вы хорошие всегда?                  - да-да-да!

Или только иногда?                   - да-да-да!

Не устали отвечать?                  - чать-чать-чать!

Разрешаю помолчать!               - чать-чать-чать!

Ведущий:

А какие русские народные сказки вам известны?

А знаете ли вы сказки А. С. Пушкина?

Давайте вместе с вами отправимся в путешествие по сказкам Пушкина.

  • Видеопрезентация  « В гостях у сказок А. С. Пушкина»

Ведущий: Мы немножко поиграли и загадки отгадали,

Но это только капля в море, в море великого русского языка.

Много интересного и весьма полезного вы будете учить,

А сейчас пусть слово русское звучит.

Ученица читает стихотворение Н. Заболоцкого

 

Любопытно, забавно и тонко:

Стих, почти непохожий на стих.

Бормотанье сверчка и ребенка

В совершенстве писатель постиг.

 

И в бессмыслице скомканной речи

Изощренность известная есть

Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть?

 

И возможно ли русское слово

Превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла?

 

Нет! Поэзия ставит преграды

Нашим выдумкам, ибо она

Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.

 

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык

Ведущий:

Вот и подошло к концу наше знакомство с русским языком. Но впереди вас ожидает ещё множество открытий. Дерзайте, друзья! Но не забывайте слов великого

Т.Г. Шевченко « І чужому научайтесь, й свого не цурайтесь!»

 

  • Чтение стихотворения

Слово о слове

 

Слово о слове совсем не ново,

И всё же я снова восславлю слово.

Слово - всей нашей жизни основа.

Жить и любить невозможно без слова.

С нами всюду, всегда слова.

Слово в жизни всему голова.

Слово - целитель

И слово - предатель.

Слово - и клятва, и брань, и проклятие.

Слово - по случаю, слово - к дате,

Слово - удар и слово - объятие.

Слово - это трибуна и  оружие.

Слово - это влюблённого вздох.

Слово - воин, слово - труженик.

Слово - и дьявол, и ангел,

И Бог.

 

Под музыкальное сопровождение выходят участники и разворачивают надпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Українська – чи російська?
Російська – чи італійська?
Французька – чи іспанська?
Яка? Яка література найкраща у світі?

А я скажу Вам так: єдино вірної відповіді на це питання немає…
Бо література, як і життя, різнобарвна настільки, що вистачить її
на кожен індивідуальний смак. Тому шукати потрібно не літературу, а твір.
У кожній життєвій ситуації – свій. Того самого письменника і той самий твір,
який задовольнить Ваші потреби у ваших ваганнях, покликах чи устремліннях
у цей час, і у цій ситуації. А для цього необхідно вивчати світову літературу в школі.
Полюбити її. Вважати необхідною. Бажано – захоплюватися.
А потім продовжувати це своє захоплення усе життя.
І головне – кожного разу вдало вибрати твір…

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Ведуча.

Шановні учні! Сьогодні ви присутні на дуже цікавому святі, яке називається “Бал героїв світової літератури”.

Казковий бал, казковий світ

Розмови, музика, кружляння в танці,

Чарівна паличка, і я привіт передаю усім посланцям

Із Данії, Росії, Швеції,

Із Франції, Німеччини і Персії.

Ви познайомитесь з відважними, допитливими, закоханими героями книг різних письменників і поетів світу.
Бо лише світовий літературі це дано. Герої всесвітньої літератури мандрують на повітряних кулях і досліджують таємниці природи, вміють дорожити друзями, вміють мріяти і любити. Отже, ласкаво запрошуємо вас на цей чудовий бал літературних героїв. Зустрічайте їх оплесками. (Звучить “Полонез” Огінського і в зал заходять, дотримуючись ритму “Полонезу”, герої. Вони стають колом, змінюється музика. Звузить мелодія вальсу і герої балу танцюють вальс. Після цього ведуча запрошує їх на сцену і розпочинається дійство).
Ведуча:

 Шановні учні! Зарубіжна література надзвичайно цікавий предмет. В курсі цього предмету вивчаються різні періоди людської цивілізації, починаючи з біблійних часів, з древньої Греції аж до сьогоднішнього дня.
Отже, наші герої, які прибули на бал будуть самі про себе розповідати.
1. Я бідна дівчина , у своїм домі служу,

Часом на попелі сиджу,

Сестри мене зневажають, чорногузкою називають.

Самі на бал в палац збираються, а мене, бідну, цураються.

Навіть батько мене не захистить,

Злій мачусі ні в чому не перечить.

Я, як і кожна із дівчат, про свого принца мрію,

Але і думати про це через важку роботу і не смію.

Роботу справно виконую я,

Хоч не задоволена мною сім»я.

Та в казці все буває, ніде правди діти,

Можливо, і мені краплина щастя світить.

Хто до вас прийшов у гості, ви напевне здогадались?    (Попелюшка)

2. Сценка із казки «Попелюшка».

1 сестра

Я вберуся в сукню червоного оксамиту й почеплю оздоби, які мені привезли з Англії

2 сестра

А я вберуся в буденну сукню, та зате надіну накидку, гаптовану золотими квітами і діамантове намисто – такого ні в кого немає.

1. А ти, Попелюшко,хочеш поїхати на бал?

П: Ой, сестриці, не смійтесь з мене! Чи ж мені личить там бути?

2. А й справді, всі б сміялись, коли б побачили на балу Чорногузку!

1. Але ти можеш потрапити на бал , коли виконаєш всю домашню роботу.

2. Дров на місяць нарубай, на рік кави намели.

1. Посади уздовж доріжки сорок трояндових кущів.

2. І поки вони не підростуть, підмітай доріжки тут.

1. і коли будеш старатись виконать все до кінця,

То на бал помилуватись зможеш ти біля двірця.

П: Ой, сестриці, я ж цю роботу і за місяць не виконаю, не те що до вечора (плаче)

Сестри сміються:  Бідна Чорногузко! А ти поспіши, повертайся прудко, то може, справишся з цією дрібною роботою, бідолахо-нечупаро.

П: Ой, як хочеться мені у палаці побувати,

Та роботи усієї мені швидко не здолати. (виходить плачучи)

Звучить мелодія

Завжди вірила в добро я, і воно перемогло

Вмить з’явилась чарівниця, з нею - ласка і тепло

Одягнула в пишну сукню, в черевички – щедрий дар

Посадила у карету і відправила на бал.

Провели мене до зали, для гостей це був сюрприз.

Всіх я враз зачарувала, закохався в мене принц.

Ми весілля відгуляли і щасливо зажили.

Попелюшка – все ж принцеса, ну а ви не вірили.

 

2.Ведуча

 А хто це у нас такий з виглядом бенкетника? (звертається до залу: “Можливо ви знаєте ?”.
Ведуча: виводить на середину сцени цього хлопчика (він у відповідному одязі, з відром і великим пензлем), надає йому слово.
Я- герой роману Марка Твена,

Великий непослух і бешкетник

Люблю пригоди незвичайні,

Розгадувать різноманітні таїни.

у тітоньки живу я в домі, мені всілякі вигадки знайомі.

Я маю друзів Беккі й Гека, дорога пригод моїх далека.

Та не злостивий я і добрий,

А ще і трішечки хоробрий.

Ви здогадались, хто я, друзі?

За провини тітка мене покарала,

Фарбувати паркан наказала,

Але й тут я знайшов вихід хитрий

Паркан був пофарбований, а я порятований.

Хлопчик: Я справді Том Сойер - герой роману Марка Твена “Пригоди Тома Сой ера”. Я великий бешкетник, але дуже справедливий. Я маю гарних друзів - Гекльбєррі Фінна і Беккі. Неодмінно прочитайте і заведіть собі таких друзів як у мене.

Звучить пісня «Снігова королева» гр.. «Восток»

3. Я – дівчинка Герда, невелика , але вперта,

По світу мандрувала, свого брата рятувала,

Бо потрапив він у пастку холодну до королеви сніжної,

І захололи в його серці любов і ніжність.

І лиш любов гаряча, а не холодний розрахунок,

Приніс моєму Каєві порятунок.

Сценка з «Снігової королеви»

Кай сидить на підлозі і складає  слово ВІЧНІСТЬ

К:  скільки я вже працюю, а все ніяк не можу підібрати шматочки льоду, щоб скласти слово ВІЧНІСТЬ. Снігова королева сказала, що коли я це зроблю, то стану сам собі господар, і вона подарує мені увесь світ і новенькі ковзани.

Г: Каю, мій любий Каю! Нарешті я тебе знайшла!

Але чому ти такий холодний і непорушний? Невже ти мене не впізнаєш? Це ж я, твоя Герда. Згадай наш будиночок, наші трояндові квітучі кущі. Невже ти нічого не пам»ятаєш?

Тож нехай мої гарячі сльози розтоплять твоє замерзле серце. (обнімає його і цілує)

К: Гердо! Де ж ти так довго була? І де був я сам?  Як тут зимно… (пригортається до Герди)

Але як ти мене знайшла? Хто тобі допоміг?

Г: На всьому моєму шляху зустрічалися гарні люди, птахи та тварини, які допомогли мені потрапити в царство вічного холоду Снігової королеви!

Тож дякую справжнім друзям, які не полишили мене в біді, а чим могли, тим і допомогли.

  • Пісня «Снігова королева»

Ведуча:

На наш бал завітала маленька дівчинка, героїня казки Шарля Перро.

4. Звучить пісня із «Червоної шапочки»

Входить дівчинка

В червонім капелюшку, я дівчинка маленька,

у гості до бабусі мене послала ненька.

Бабуся захворіла, не може підвестися

Тож я несу в корзинці бабусеньці гостинця.

Хоч в ліс іду я темний  - нічого не боюся,

Бо там живе одненька моя рідна бабуся.

Я знаю, що вовк там на мене вже чатує,

І легкого шляху мені не подарує.

Та є у мене друзі – мисливці заповзяті,

Вони мені поможуть від вовка врятуватись.

Ви, друзі, здогадались, з якої казки я ?

 

Шапочка-шапочка,

Шапочка Червона,

Називають так мене

У гостях і вдома.

Як зустріну в лісі я

Вовка чи лисицю -

Не злякаюся я їх,

Бо в мене є рушниця.

 

5. Звучить мелодія «В мире животных»

Входить Мауглі

Я – Мауглі,  я людський син, що в джунглях опинився,

Посеред звірів там надовго залишився.

Сім’я вовків мене порятувала,

Сива вовчиця мені за матір стала.

Злий тигр Шер-Хан хотів мене на шматки розірвати,

Та не віддала мене йому вовчиця-мати.

Із вовченятами я ріс, вовчим молоком харчувався,

Та все ж таки в душі людиною зостався.

Ведмідь Балу був вчителем вовчатам і мені,

Навчав нас спритності  та чесній боротьбі.

Людині в джунглях важко виживати,

Та головне – це вірних друзів мати,

Вони прийдуть на допомогу в скрутний час

Бо небезпека там чатує повсякчас.

Та є чарівнії слова, котрі потрібно знати:

Ми з тобою однієї крові, брате!

 

6.Пеппі:

 А ви знаєте нашу з Карлсоном маму? Знаєте? Як можна не знати Астрід Ліндгрен, яку визнали найпопулярнішою жінкою Швеції 20 століття. Вона  написала 30 книг  і перекладено їх на 85 мов світу. Підрахували, якщо всі видання книжок скласти разом, то висота в 175 разів перевищить висоту Ейфелевої вежі. Письменниця стала лауреатом такої кількості премій і нагород, що перелічити їх просто неможливо.

Пісня Пеппі звучить

Если только ты услышишь, будто слон бежит по крыше,

Ты отложи дела на часок,

Не ломайте голову, что за слон над городом,

Это Пеппидлинныйчулок

Маленькая Пеппи, просто Пеппи, Пеппидлинныйчулок

Если вдруг пожар, или слон сбежал,

А цунами всё разрушает, если наводнение и землетрясение,

Это просто Пеппи играет.

Если настроения нету в день рождения,

Открывайте дверь и окно

Бейте блюдца, пойте песни, чтобы было интересней,

Пеппи к вам придёт всё равно.

Бейте чашки и сервизы и танцуйте шейки, твисты,

Пеппи не уснёт и мимо не пройдёт

Пеппи к вам придёт всё равно.

7 Звучить мелодія, входить Шерлок Холмс

Маю честь, дорогі друзі,

Бути присутнім на балу.

Із Англії  до вас приїхав я,

Цікава місія моя – розкрити злочин, де б він не стався,

Включаю  метод  дедуктивний,

Який би злочин не був дивний,

Все  розкриттю піддається,

С доктором Ватсоном нам це вдається.

Тож , коли вам буде потрібна допомога,

То кличте Холмса на підмогу.

Ми швидко до вас прибудемо,

І допомогу надамо.

Коли ж ви знати  хочете,

які пригоди  нам приготувала доля,

читайте книги Конан Дойля.

А зараз попрощатись маю честь,

Хтось потребує допомоги,

Тож вирушаю я в дорогу.

 

Ведуча: Цікаві герої у нас на балу, прибули до нас з різних країн, але нам такі відомі ще з дитинства.

Ми читали про них книги, дивились мультфільми, кінофільми. А ось і гості із Диканьки, герої славетного М. В. Гоголя

Входить Оксана, милуючись собою в дзеркалі, біля куліс стоїть Вакула і спостерігає.  

Оксана:

И что людям вздумалось расславлять, будто я хороша. Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже и равных им нет на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Нет, хороша я! Чудо! Как будет любоваться мною муж! Он не вспомнит себя, он зацелует меня насмерть!

Входит Вакула.

Оксана:

Ах, зачем ты пришёл сюда? Что, сундук мой готов?

Вакула:

Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Не сердись на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!

Оксана:

Кто же тебе запрещает, говори и ляди!

Вакула:

Позволь и мне сесть возле тебя.

Оксана

Садись!

Вакула

Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя.

Оксана

Чего тебе захотелось! Ему когда мёда, то и ложка нужна! Поди прочь!У тебя руки жёстче железа. Да и сам ты пахнешь дымом!

Вакула

Не сердись, моя ненаглядная Оксана. Я для тебя всё на свете сделаю, лишь бы согласилась выйти за меня замуж

Оксана

Ишь какой быстрый. Ой, смотри, какие у Одарки красивые новые черевички! Ах, какие хорошие.

А мне некому достать такие славные черевички.

Вакула

Не тужи, моя ненаглядная Оксана, я тебе достану такие черевички, какие редкая панночка носит.

Оксана

Ты? Посмотрю я, где ты достанешь черевички, которые могла бы я надеть на свою ногу. Разве, принесёшь те самые, которые носит царица?

Вакула

Для тебя, серденько, добуду и принесу!

Оксана

Так будьте все свидетелями! Если кузнец Вакула принесёт те самые черевички, которые носит царица, то вот моё слово: выйду за него замуж!

Ведуча до залу. Учні! Чи знайомий вам цей герой? Хто він? (якщо діти

мовчать ведуча говорить сама).

 

Ведуча: Це, діти, маленький принц, з казки-притчі Антуана Сент- Екзюпері

“Маленький принц”. Нехай він сам розповість про себе.

Маленький  принц:

До вас  я потрапив  з планети - астероїда В-612

До цього часу Землі я не бачив

Я жив на планеті маленькій,

Щоранку її прибирав,

І від баобабів велетенських

Щодня я її рятував

І ось я потрапив на вашу планету

З різними людьми я тут зустрівся.

Від них я доброти та мудрості навчився.

Багато дечого для себе я завчив:

Кожен відповідальний за свою планету і за тих, кого приручив.

Те, що шукають люди, можна знайти

В одній-єдиній троянді, в ковтку води.

Все це ви запам’ятайте

Та Антуана Сент-Екзюпері почитайте.

А мені час вже вирушати,

Бо потрібно про свою планету дбати.

А ви учіться і читайте,

Мудрості та розуму з роками набирайтесь.

 

Ведуча

Не дивлячись на глобальну комп’ютеризацію, література крокує з нами поруч, тож не цураймося книг, читаймо,  давайте знайомитися з літературою інших країн, збагачуймо свій кругозір.

Послухайте цікаві вислови відомих людей про літературу.

Література вилучена із законів тління. Вона одна не визнає смерті.
Михайло. Салтиков-Щедрін
Твір, який читають, має теперішнє; твір, який перечитують, має майбутнє.
Олександр. Дюма-син

У письменника тільки і є один учитель: самі читачі.
Микола. Гоголь

Навчайтесь і читайте. Читайте книжки серйозні. Життя зробить усе інше.
Федір. Достоєвський

Серед книжок, як і серед людей, можна потрапити в гарне і погане товариство.    Гельвецій

 

Ведуча.

Шановні учні! Ви мали сьогодні можливість познайомитися з її величністю - світовою літературою. Перед вами постачали герої з різних творів письменників різних країн.
Були тут і казкові герої і юні закохані. Це, звичайно, маленька часточка із всієї скарбниці світової літератури. Читайте книги, роздумуйте над прочитаними сторінками збагачуйте свою мову і свій кругозір.
 

Література – це великий всесвіт,

Література – це глибокий океан,

Ти поринаєш, ніби в безвість,

А здобуваєш мудрість там.

Ця мудрість віками збиралась,

Як той діамант шліфувалась,

І в цікавих книгах нам дісталась.

Покоління їх читають,

Зерна істини здобувають,

Тож і ви цікавтесь літературою,

Хай книги для вас не будуть макулатурою.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЧИТЕЛЬ

ЗОШ І-ІІ СТ.

с.НАПАДІВКА

ЯЩУК Л.В.

 

 

 

doc
Додано
30 січня 2021
Переглядів
1687
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку