Пример многоаспектного идейно-художественного и лингвистического анализа стихотворения

Про матеріал

Многоаспектный анализ лирического произведения представлен в данной разработке. Данный алгоритм работы можно использовать на уроках внеклассного чтения, практиковать "пробу поэтического пера", детально рассматривать лингвистические приемы в поэзии.

Перегляд файлу

Пример

многоаспектного идейно-художественного  и лингвистического анализа стихотворенияC:\Users\User\Desktop\img4.jpg

 Донецкая степная

                                                                                    

 

Степь донецкая без края,                                                 Я прильну к твоим криницам,

Чебрецы да ковыли… Чудодейственным ключам,

Я люблю тебя, родная, Чтоб шахтеркам смуглолицым

И в тюльпанах, и в пыли, Сладко пелось по ночам.

И в снегу акаций пряных, Я из сердца выну песню,

И в сиреневом дыму,  Им на сердце положу.

И в монистах колчеданных, Я скажу им: труд ваш честен!

Как подругу обниму. Больше слова не скажу.

 

АЛГОРИТМ  РАБОТЫ

 

 

  1. Выразительное чтение стихотворения учителем (соблюдение орфоэпических норм, пауз, ударения, темпа речи).
  2. Создание условий для восприятия художественного текста, развития «воссоздающего воображения»

 

•Каким настроением пронизано стихотворение?

•Какое время года описывает поэт? Перечислите признаки, рассказывающие об этом.

•О чем этот текст? Вдумайтесь в его содержание.

•Как вы понимаете название стихотворения? Почему читателю хочется добавить слово «песня»?

•Какую цветную иллюстрацию можно нарисовать к тексту? (чтение стихотворения на фоне музыки).

 

  1. Отработка навыков выразительного чтения.

•Постарайтесь голосом передать чувства (восторга, радости, одухотворенности, нежности, уверенности…) Какой из вариантов подходит больше всего?

          • Определите, на какие слова падает логическое ударение.

Объясните, почему вы так думаете? Выделите голосом эти слова.

•Какой темп стихотворения уместен (медленный, быстрый,       умеренный). Обоснуйте свой выбор.

•Почему в конце первых двух строчек автор ставит троеточие? Постарайтесь объяснить.

•Проанализируйте паузы и их длительность, восклицательный знак и его значение в стихотворении. 

•Отработайте повышение и понижение тона в стихотворении.

 

  1. Лингвистические средства, создающие образность художественного текста.

•С помощью каких глаголов создается ощущение любви, нежности, преданности, уверенности, категоричности (люблю, обниму, приму, выну, положу, не скажу)

•Как удается передать автору чувство нарастающей любви к родному краю? Аргументируйте свой ответ.

•Постарайтесь выстроить цепочку имен существительных, воссоздающих картину поэтической степи.

(степь: чебрецы, ковыли, тюльпаны, пыль, акации, дым, криницы)

•Какое слово является ключевым, объединяющим красоту степи и величие человеческого труда?

(шахтерки  смуглолицые)

•Какова роль метафоричности?

Приведите пример.

•Какую роль в стихотворении играет повторяющийся союз и?

Анализ текста

 

•Стихотворение написано в тиле дорожной песни, окрашено колоритом любви, нежности, интимности.

•Темой является обращение лирического героя (автора) к степи. Выражается трепетное чувство любви к родным просторам, уважительное отношение к труду земляков.

•Стихотворение построено в форме монолога.

           •Тип речи – повествование с использованием средств художественного описания.           

Стилистические особенности использования лексических средств

Стихотворение отличается особенной нагрузкой лексики, употребление олицетворения дает возможность представить степь в виде самого дорогого для поэта (как подругу обниму).

Народно-поэтический характер убедительной категоричности придают строки: 

                                 Я скажу им: труд ваш честен!

                                 Больше слова не скажу!

Стилистические особенности морфологических средств

 

Употребление местоимения «я» доказывает интимность речи, придает стихотворению искренности, тепла, любви.

Имена существительные и глаголы выполняют образную и эмоциональную нагрузку.

Существительные (чебрецы, ковыль, тюльпаны, пыль, дым, мониста…)

Последние четыре строчки стихотворения говорят о лексике, образующейся в пределах разговорного стиля:

 

                                         Я из сердца выну песню,

                                        Им на сердце положу.

 

Стилистическое использование синтаксических средств

 

Употребление однородных дополнений с повторяющимся союзом и усиливает нарастающее чувство любви к родному краю. Единственное сложноподчиненное предложение с придаточным цели доказывает полноту и законченность выражения мысли. Особенную функцию выполняет восклицательное предложение, утверждающее силу труда на земле.

 

Сопоставительный элемент анализа стихотворного произведения

С.А. Есенин

„Гой ты Русь, моя родная…“

 

Если крикнет рать святая:

„Кинь ты Русь, живи в раю!“

Я скажу: „Не надо рая,

Дайте родину мою“.

П.Г. Беспощадный

„Донецкая степная“

 

Я из сердца выну песню,

Им на сердце положу.

Я скажу им: труд ваш честен!

Больше слова не скажу.

 

ВЫВОД

 

Любовь к родному краю – это тема преемственности поколений многих поэтов. Близость к народу, умение передать в лирическом произведении сокровенные мысли и надежды, чаяния и переживания – главная позиция настоящего поэта.

Таким образом, основой образности художественного произведения является комплекс языковых средств (лексических, морфологических, синтаксических). Стилистический анализ способствует осознанному единству человека и природы, воспитывает эстетические вкусы, любовь к родному краю, уважительное отношение к труду.

 

 

 

 

 

 

C:\Users\User\Desktop\Донецкая степь.jpg

 

 

http://donbass.name/tvorchestvo/1838-ya-donbassom-zhivu-i-dyshu-pavel-besposhhadnyj.html

 

«Я Донбассом дышу и живу» Павел Беспощадный

 

 

 

docx
Додано
30 грудня 2018
Переглядів
1195
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку