Горева Оксана Володимирівна,
учитель-методист російської мови і літератури
Южноукраїнської загальноосвітньої школи №4
Прийоми вітагенного навчання на уроках російської мови та літератури
Прийом творчого моделювання освітніх проекцій
Завдання педагога, який користується цим прийомом, - спонукати учнів до самореалізації шляхом актуалізації творчого потенціалу, який поєднається з вітагенним досвідом дитини. Педагог дає учням початок вправи, ситуації, твору тощо, а вони мають змоделювати продовження.
Приклади використання прийому на уроках мови:
1. Ситуация. Представьте себя редактором журнала, вам принесли рукопись статьи публицистического стиля «Нужна ли форма в школе». Ваша устная рецензия начинается словами «В общем-то неплохо, но есть ошибки, а именно…». Продолжите рецензию.
2. Закончите предложение «Знание русского языка мне пригодится…», «Чтобы правильно сделать перевод текста на русский язык, надо…».
3. Ваша сестра попросила объяснить, что за значки ставит учитель на полях при проверке тетрадей. Составьте для нее таблицу.
4. Закончите запись в своем личном дневнике: «Я с семьей переехал и попал в класс, где русский язык не изучается. Мне придется ходить в этот класс целых полгода. Я, конечно, вернусь в свой старый класс, но много тем пропущу. Чтобы не отстать, я…».
5. Продолжите диалог:
- Привет, как дела? Что это ты за мешок тащишь? Помочь?
- Если можешь, помоги, буду благодарен. Это мы макулатуру собираем в школе. Хочу сдать побольше.
- А знаешь, как это сделать? Я тебе расскажу…
Приклади використання прийому на уроках літератури:
1. Написать продолжение произведения (фанфик).
2. Ситуация. На улице вы встретили Тома Сойера. Запишите свой диалог с ним (5 класс).
3. Ситуация. Вы перенеслись в эпоху Древней Руси, и у вас есть возможность предупредить князя Олега о его смерти от укуса змеи (вы об этом прочитали в произведении Пушкина). Что вы расскажете князю? (6 класс).
4. Сочинения «Если бы я составлял перечень стихотворений для заучивания наизусть…», «Если бы мне дали провести урок литературы, как я хочу…», «Если бы учитель разрешил вместо прочтения книг смотреть кинофильмы или мультфильмы по ним, то…», «Если бы уроки литературы исчезли из расписания…».