Проект «Наши права» Дидактическая характеристика проекта:
1) тип проекта: ознакомительно-информационный; . 2) объект познания: «Конвенция о правах ребёнка»; . 3) проблема: ознакомление с правами ребёнка; . 4) способ решения проблемы: изучение и анализ содержания правового документа. . 5) образовательный продукт : выставка рисунков.
План выполнения проекта
1. Обсуждение проблемы.
2. Определение состава участников проекта (ученики, родители, учитель).
3. Формирование заданий, которые будут решаться.
4. Определение формы представления результата (выставка рисунков).
5. Определение источников нужной информации (с помощью учителя).
6. Распределение обязанностей между участниками проекта.
7. Ознакомление с содержанием Конвенции о правах ребёнка. 8. Выбор фактов ( статьи Конституции о правах ребёнка, которые необходимо . иллюстрировать)
9. Работа над рисунками, Оформление выставки «Наши права», «Мы – дети».
10. Презентация выставки.
Реализация проекта
Урок 1 (запуск проекта )
І. Ответы на вопросы
- Дети, на доске написаны вопросы. Если вы знаете ответы, напишите «+», если не знаете знак «-», Отвечайте честно.
Вопросы
- У кого больше «+»? «-»? Не огорчайтесь. Ответы на эти вопросы мы узнаем во время проекта «Наши права».
ІІ. Чтение сказки « Гадкий утёнок ».
- Почему птицы двора так жестоко отнеслись к маленькому лебедю?
- Имел ли маленький лебедь защищённое право на жизнь, свое имя?
- Дети, знаете ли вы, в каких документах идет речь о правах ребёнка?
ІІІ. Обсуждение этой проблемы.
ІV. Определение составов участников проектов (ученики, родители, учитель).
V. Формулирование задания, которое нужно решить. Знакомство с Конституцией о правах ребёнка, организация выставки рисунков о правах ребёнка.
VI. Определение учителем источников нужной информации.
VII. Распределение обязанностей между участниками проекта.
Урок 2
І. Ознакомление с правовыми документами , которые предназначенные для обеспечения детских прав и свобод.
Детям ( юристам ) было дано задание подготовить информацию о правовых документах, которые включают права детей.
1-й юрист рассказывает о Декларации прав ребёнка (1959г.)
2-й юрист – о Конвенции о правах ребёнка (1989г.)
3-й юрист – о Законе Украины « Об охране детства » (2000г.)
4-й юрист – о статьях в Конституции Украины, в которых идёт речь о правах ребёнка.
ІІ. Беседа о правах ребёнка. Технология « Микрофон ».
- Какими из прав ребёнка вы пользовались?
- Нарушают ли ваши права в семье, школе?
- Приходилось ли вам видеть или слышать, как нарушались права других детей?
- Куда можно обратиться за помощью?
Урок 3
Работа над рисунками. Оформление выставки рисунков «Наши права», «Мы – дети».
Урок 4
Тема. Урок – презентация рисунков «Наши права».
Цель: формирование представлений о правах и свободах людей в Украине, правовой сознательности учеников; прививать чувства достойности и уважения к правам и свободам человека; дать общее понятие о моральных нормах, общечеловеческих ценностях; развивать речь, умение слушать; воспитывать уважение к законам Украины.
Оборудование: Конституция Украины, Конвенция о правах ребёнка, Закон Украины « Об охране детства », таблица «Права ребёнка», детские рисунки, «Волшебная» шкатулка с зеркалом, музыка.
Ход урока
І. Организация детей к уроку
ІІ. Мотивация учебной деятельности
( звучит тихая музыка, учитель ставит на стол маленькую шкатулку и обращается к детям ) – Сегодня ,дети,мы необычно начнём наш урок.
- У меня на столе « волшебная » шкатулка , в ней сейчас самое ценное сокровище на . нашей планете Земля. Правда, интересно? Кто из вас хочет увидеть это сокровище? . - Можете заглянуть, но пока не говорите, кого вы там увидели. (Дети по очереди . . заглядывают в шкатулку) . - Так кого же вы увидели в « волшебной » шкатулке? (Дети называют себя, так, как на . дне шкатулки зеркало) . - Да, в «волшебном» зеркале вы увидели каждый себя, человека- самое большое . . .. сокровище. Каждый из вас неповторимый, каждый из вас человек, который живет . .. сегодня, и точно такой же девочки или мальчика больше на этой земле нет и не будет. . Послушайте как В.Симоненко писал о неповторимости каждого, кому родители . .. ….. подарили жизнь.
«Ты знаешь, что ты- человек?»
1. Ты знаешь, что ты- человек? . Ты знаешь это, или, нет? . Улыбка твоя- едина, . . Муки твои- едины, . Глаза твои- одни.
. 2. Такого как ты не будет, . . Больше на этой земле. . . Ходить будут люди другие- . . Любить будут люди другие- . . Добрые, ласковые и злые. . . 3. Сегодня всё для тебя: . Озёра, луга и степи. . Нужно спешить жить, . Нужно спешить любить- . Смотри же не проспи. . 4. Потому что на Земле- ты человек . И хочешь того, или нет- . Улыбка твоя- едина, . Муки твои- едины, . Глаза твои- одни.
Работа над выставкой рисунков (дети рисовали себя).
- Какая красивая выставка рисунков украшает наш класс- весёлые, счастливые лица.
- Кто изображён на рисунках?
ІІІ. Сообщение темы и задач урока
- Вы- дети, дети, которые имеют права в нашем обществе.
- Сегодня заключительный урок нашего проекта, урок- презентация рисунков «Наши права». На уроке мы закрепим знания о правах детей.
ІV. 1.Презентация
Учитель. - Прошло не одно тысячелетие, прежде чем люди поняли неповторимость каждого человека и приняли законы, которые защищают человека, его жизнь, индивидуальность. – В каких правовых документах об этом сказано? - Мы с вами- граждане Украины . В нашей стране человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, безопасность есть самой большей социальной ценностью. « Дети – живые цветы Земли! – писал М. Горький. И как каждому цветку нужны погодные условия для полного развития, так и детям нужно создать необходимые условия для нормальной жизни. Не уставайте жить, цените каждое мгновение жизни!» Около 55 лет назад ООН приняла Декларацию прав ребёнка. В ней изложены условия, при которых все дети Земли будут счастливы. – Сейчас мы вспомним эти права. Вам было дано задание по группам. Первая группа презентует свою работу. . 1 группа 1 ученик. - Все дети имеют право на охрану здоровья. (Каждый ученик показывает . свой рисунок, прикрепляет на доску) 2 ученик. - Все дети имеют право на полноценное питание. 3 ученик. - Все дети имеют право на отдых и досуг. 4 ученик. - Все дети имеют право на любовь и заботу. 5 ученик. - Ни один ребёнок не должен быть жертвой насилия или войны.
Физкультминутка -Сейчас мы с вами подтвердим право на отдых – проведём физкультминутку. Представьте себе, что вы маленький росток. Я буду помогать вам расти. (Звучит спокойная музыка) – Маленький росток наполнился живительной силой земли. Он настойчиво тянется ввысь. Становится крепче, увереннее. Вот уже появились раскидистые ветки. Зелёные листочки шелестят от лёгкого ветерка. Солнечные лучи согревают их, дают тепло, энергию. Потянитесь к солнышку, порадуйтесь жизни, улыбнитесь друг- другу. . Учитель :- Каждый ребёнок, как будто маленький росток. И так же, как садовник бережёт каждый росток, так наша страна заботится о своих детях, чтобы росли вы умными, достойными имени человека, способными ценить жизнь, других людей, природу, свою планету Земля, частью которой мы есть. . –Вторая группа приготовила вам сюрприз – стихотворную сказку И. Желенко. Послушайте внимательно и подумайте о каком праве в ней говорится.
2 группа . . -Прибежал в школу зайчик, . . В учителей спросил: . . «Учат ли у вас тех, . . Кто за учёбу денег не заплатил?»
«Ну конечно, ну конечно! - . . Отвечают зайке - . . В нашей школе учат всех, . . Бедных и богатых. . . Мы учим зверят . . И читать , и писать, . . И на лапках считать, песню запевать.»
Радостный зайчик в тёмном лесу . . Собрал заячью братву. . . И сказал: «Для всех малышей . . Открыта начальная школа, . . Бегите, учитесь, грамотными становитесь!»
Учитель . - О каком праве детей идёт речь в сказке? – Правильно, о праве на учёбу. (Ученики 2 группы показывают свой рисунок . о праве на учёбу). Поднимите руку те, кто использует это право. Докажите. . 3 группа –Какие ещё права дала Украина своим детям? Мы узнаем внимательно слушая третью группу. 1 ученик. – Особая защита детям- инвалидам. (рисунок) 2 ученик. – Ни один ребёнок не должен быть обижен и уничтожен .(рисунок) 3 ученик. – Все дети имеют право развиваться физически.(рисунок) 4 ученик. – Все дети имеют право на жизнь. (рисунок) 5 ученик. – Каждый ребёнок имеет право на имя.(рисунок) . Учитель. - Кто из вас ещё желает подтвердить право на имя?
V. Закрепление темы 1. Упражнение «Обиженные герои сказок». Учитель – Ребята, вы любите сказки? Назовите свою любимую сказку. Кто главный герой в сказке? - К нам на урок пришли сказочные герои. Давайте назовём их. . ( Золушка, Красная Шапочка, Дюймовочка ) Кто сочинил сказку «Золушка»? Сказку «Красная Шапочка»? Сказку «Дюймовочка»? - Почему именно они появились у нас на уроке? (Потому что их обижали, нарушали их права.) – Какое право было нарушено для Золушки? (Право на отдых, досуг, любовь и заботу в семье) – Какое право было нарушено для Красной Шапочки? (Право на жизнь) – Какое право было нарушено для Дюймовочки? (Право на семью) – А нарушались ли ваши права когда-нибудь? – Очень хорошо, что нет. К кому вы обратитесь ,если будут нарушены ваши права? 2.Технология «Микрофон». – Сейчас на секунду закройте глаза и представьте, если бы не было прав о которых мы сегодня на уроке говорили, полноценной была бы жизнь детей? Почему?
VІ. Итог. Оценивание – Какой была тема нашего урока? Зачем мы изучали эту тему? – Подведём итог нашего урока стихотворением. Стихотворение (рассказывают наизусть дети) 1 ученик. – Я - ребёнок, я человек, я должен иметь права на то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идёт война. 2 ученик. - Я имею право, на то, чтобы любить и на то, чтобы быть любимым. 3 ученик. - Я имею право, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым. 4 ученик. - Я имею право, чтобы мир на Земле царил всегда и везде. 5 ученик. - Я имею право, чтобы в небе большом всегда была тишина. – Молодцы, ребята. Я надеюсь, что вы запомните все права детей и будете правильно их использовать. Вы сегодня хорошо работали на уроке. (Оценивание) Спасибо вам и вашим родителям за помощь в подготовке к уроку.