Урок – взгляд
«Проект-памятник А.А. Ахматовой»
Цель урока:
Учебная: обобщить и проконтролировать знания учащихся путем проведения ситуативных тестовых заданий по творчеству А.А. Ахматовой; показать уч-ся специфику поэзии А.А. Ахматовой; показать разнообразие тематики ее творчества. Научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни: идейно-художественные позиции, эстетические вкусы, потребности, высокую общую и читательскую культуру. Обучать выполнению коллажа по изучаемому произведению
Развивающая: развивать связную речь уч-ся, работать над выразительностью чтения, создавать условия для проявления и развития человеческих способностей, творческого потенциала
Романтическая: побудить к творчеству
Воспитательная: воспитывать благодарного читателя, имеющего свой взгляд на мир, свою жизненную позицию; обогащать духовный мир уча-ся; формировать мировоззрение
Оборудование: грамзапись музыки Шуберта «Ave Maria», песни Н.Гнатюка, портрет А.А.Ахматовой; коллаж по творчеству поэтессы; творчесские работы уч-ся; проекты-памятники поэтессе
Ход работы
В зал вбегают околитературные сплетники (все в элегантных костюмах, с портфелями и папками в руках) Их беседа идёт в быстром темпе под музыку.
- Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства, в колхозах работы невпроворот, а она про любовь...
Ахматова - фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.
Толпа сплетников застывает в луче прожектора
Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на Север - в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самые сильные впечатления этих лет - древний Херсонес, около которого мы жили. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет.
Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермантова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова ( «Мороз красный нос» ). Эти вещи знала наизусть моя мама.
Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.
В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую я окончила в 1907 году.
Я поступила на Юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела.
Разговор за одним из столиков
Голос из темноты (на фоне музыки)
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не ане ю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь. В глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы не единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменней и проще нас.
Толпа окололитературных сплетников вновь оживает.
Голос из темноты
Я пришла сюда, бездельница,
Всё равно мне, где скучать!
На пригорке дремлет мельница.
Годы можно здесь молчать.
Над засохшей повиликою
Мягко плавает пчела,
У npyдa русалку кликаю,
А русалка умерла.
Я - голос ваш, жар вашего дыханья,
Я - отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья, - Ведь всё paвнo я с вами до конца.
Вот отчего вы любите так жадно
Меня в грехе и в немощи моей,
Вот от чего вы дали неоглядно
Мне лучшего из ваших сыновей.
Вот от чего вы даже не спросили Меня ни слова никогда о нём
И чадными хвалами задымили
Мой навсегда опустошенный дом.
И говорят - нельзя теснее слиться.
Нельзя непоправимее любить...
Как хочет тень от тела оторваться,
Как хочет плоть с душою разлучиться, Так я хочу теперь - забытой быть.
В начале 1943 года по пути к фронту я и один писатель-моряк застряли на три дня в Ташкенте. Спеша на вокзал, мы проходили тенистой малолюдной улочкой. Из-за угла появились две женщины. Мы столкнулись. В одной я узнал (по портретам) А. Ахматову. Вытянуться в струнку, отдать честь по всем правилам было делом одной секунды. В тот момент я действовал безотчётно.
Два года спустя в библиотеке ленинградского Дома писателя Ахматова зорко вгляделась в меня и припомнила эту встречу: «Я шла с Фаиной Раневской, мы поравнялись с двумя флотскими офицерами, один из них громко сказал: «Это Ахматова». Раневская, кажется, была чуточку уязвлена:
«В первый раз узнают не меня, а тебя».
Друг за другом из-за столиков встают чтецы - звучат стихотворения из цикла «Ветер войны». «Щели в саду вырыты...», «Победителям»,
«И птицы смерmи в зените стоят...», «Клятва», «Мужество» и т.д
Голос из темноты.
Отечественная война 1941 года застал меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву.
До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое палящий жар древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.
В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград.
Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе.
Одна из учениц встает из-за cmoликa, читая стихи М. Цветаевой, медленно подходит к портрету у Анны Ахматовой, кладет к нему красную розу
О муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насыплешь метель на Русь.
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое.
ох! — Стотысячное — тебе присягает,
- Анна Ахматова! — Это имя — огромный вздох,
И в глубь он попадает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами — то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой, Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моем купола горят,
И Сnaca светлого славит слепец бродячий...
- И я дарю тебе свой колокольный град.
Ахматова! — и сердце свое в придачу.
Разговор за тем же столиком продолжается.
- Итак, вы хотите знать, какой была Ахматова?
Чтецы (не вставая из-за столиков, как бы беседуя междy собой, делясь
воспоминаниями).
«Характерный рот с резко выраженной верхней губой. Тонкая и гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей».
Прожектор высвечивает человека, сидящего за одним из столиков и печатающего на машинке.
Я, писатель Виленкин, был, не скажу другом, но хорошим знакомым Анны Андреевны. Общение с ней всегда было не легким. Трудность эта всегда переходила в какую-то тяжесть. В ее беседах полностью отсутствовала болтовня и чувствовалась какая-то невольная ответственность за свои слова. В свои миры впускала с большой осторожностью, только на мгновение. А знаете, какой у нее был постоянный тост? Выпьем за то, что мы опять сидим вместе, что мы опять встретились.
Голос из темноты.
Я пью за разоренный дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоем,
И за тебя я пью, -
За ложь меня предавших губ,
За мертвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то, что бог не спас.
Писатель продолжает свои воспоминания.
Всегда, когда Ахматова приходила в гости, она спрашивала: «А музыка будет?». Ей было все равно, что ставили. Но все же больше всего любила Стравинского, Прокофьева, Моцарта, Бетховена. Часто под музыку сочиняла
стихи.
В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края хранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза, Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.
Звучит песня. Разговор за одним из столиков.
Звучат стихотворения: «Сжала руки под темной вуалью. ..», «Я и плакала, и клялась. .. », «Ты поверь, не змеиное, острое жало...».
Разговор за столиком продолжается.
- Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала потеряла мужа, поэта Гумилева. Поэт был обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Остались его стихи. Многие из них посвящены Ахматовой.
Застонал я от сна дурного
И проснулся, тяжко скорбя;
Снилось мне — ты любишь другого
И что он обидел тебя.
Я бежал от моей постели,
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.
Ах, наверное mакuм бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь no улицам темным,
Как по руслам высохших рек.
Вот стою перед дверью твоею,
Не дано мнe другого пути,
Хоть и знаю, что не посмею Никогда в эту дверь войти.
Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я все-таки умираю
Перед твоим закрытым окном.
Разговор за столиком.
Легкие летят недели,
Что случилось, на пойму,
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.
Продолжается разговор за столиком.
- Как-то Ахматова стояла в длинной очереди к тюремному окошку, чтобы передать сыну теплые вещи и продукты. Какая-то женщина с синими губами спросила ее: «Говорят, Вы стихи пишите? А вот об этом Вы могли бы написать?».
Голос из темноты
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мои.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек
И долго ль казни ждать.
Из-за cmoликa, который cтoит рядом с nopmpemoм А. Ахматовой,
поднимается девушка.
«Реквием». Долгие годы Ахматова хранила эту поэму в памяти. Чтобы в стихах, полных страдания, прозвучал измученный, но требовательный материнский голос, необходимо было все мужество поэтессы.
Трагическая исповедь, лирическое заклинание, горестный вопль обретают эпический характер. «Посвящение», написанное в марте 1940 года, рассказывает о судьбе матери, у которой отняли сына: «Звезды смерти стояли над нами, и безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами черных Марусь».
Голос из темноты
Ни сына страшные глаза - Окаменелое страданье,
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,
Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдалённый лёгкий звук -
Слова последних утешений
-Да что вы кричите Ахматова, Ахматова,
-Ерунда, ничего особенного.
-Стих неплохой, но мысли, мысли маловато.
-Это всё для слезливых
-Да кем она вообще была-то, Ахматова?
Гости из зала.
-Она была поэтом.
Сплетники замирают в лучах прожектора. Под музыку «Ave Maria» звучат стихи( идет коллаж)
Голос из темноты
А если когда-нибудь в этoй стране
Воздвигнуть задумают памятник мне ,
Согласье на это даю торжество .
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась :
Последняя с морем разорвана связь ,
Ни в царском саду у заветного пня ,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я тpucma часов
И ведь для меня не открыли засов .
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание чёрных марусь.
Забыть , как постылая хлопала дверь
И выла старуха , как раненный зверь,
И пусть с неподвижных и бронзовых век ,
Как слёзы, струится подтаявший снег ,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И muxo идут по Неве корабли.