«Проект-памятник А.А. Ахматовой»

Про матеріал
воспитывать благодарного читателя, имеющего свой взгляд на мир, свою жизненную позицию; обогащать духовный мир школьников; расширать мировоззрение
Перегляд файлу

Урок – взгляд

«Проект-памятник А.А. Ахматовой»

 

Цель урока:

 

Учебная: обобщить и проконтролировать знания учащихся путем проведения ситуативных тестовых заданий по творчеству А.А. Ахматовой; показать уч-ся специфику поэзии А.А. Ахматовой; показать разнообразие тематики ее творчества. Научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни: идейно-художественные позиции, эстетические вкусы, потребности, высокую общую и читательскую культуру. Обучать выполнению коллажа по изучаемому произведению

 

Развивающая: развивать связную речь уч-ся, работать над выразительностью чтения, создавать условия для проявления и развития человеческих способностей, творческого потенциала

 

Романтическая: побудить к творчеству

 

Воспитательная: воспитывать благодарного читателя, имеющего свой взгляд на мир, свою жизненную позицию; обогащать духовный мир уча-ся; формировать мировоззрение

 

Оборудование: грамзапись музыки Шуберта «Ave Maria», песни Н.Гнатюка, портрет А.А.Ахматовой; коллаж по творчеству поэтессы; творчесские работы уч-ся; проекты-памятники поэтессе   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход работы

 

 

В зал вбегают околитературные сплетники (все в элегантных костюмах, с портфелями и папками в руках) Их беседа идёт в быстром темпе под  музыку.

 

  •                                  Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей?
  •                                  Правильно, они давно исписались.
  •                                  Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны.
  •                                  Да, вы правы, коллега, соцреализмом там и не пахнет.
  •                                   А в войну из блокадного Ленинграда сбежала. И ни одного стихотворения не написала.

     -   Вся  страна  на грани великих событий. Восстановление хозяйства, в колхозах работы  невпроворот, а она про любовь...

  •                                   Правильно, правильно. Ахматова, что-то фамилия знакомая...
  •                                   Какая-то странная фамилия.
  •                                    Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко.

Ахматова - фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.

 

Толпа сплетников застывает в луче прожектора


 

Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на Север - в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самые сильные впечатления этих лет - древний Херсонес, около которого мы жили. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет.

Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермантова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова ( «Мороз красный нос» ). Эти вещи знала наизусть моя мама.

Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.

В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую я окончила в 1907 году.

Я поступила на Юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела.

Разговор за одним из столиков

 

  • Позвольте, говорят, Ахматова не приняла революцию.
  • Конечно, декадентские настроения сказались...

 

Голос из темноты (на фоне музыки)

 

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не ане ю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключённый, как больной.

 Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

 А здесь. В глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы не единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час...

 Но в мире нет людей бесслёзней,

Надменней и проще нас.

 

Толпа окололитературных сплетников вновь оживает.

  •                                      Анна Ахматова вчера выступала в Академии. Успех полный.
  •                                                                    Да что она вообще собой представляет?!! Видела как-то: вся в чёрном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу...
  •                                                                    Простите, а что она читала?
  •                                                                    «Русалку». Ну, помните, «У пруда русалку кликою...».

 

Голос из темноты

 

 Я пришла сюда, бездельница,

                            Всё равно мне, где скучать!

                            На пригорке дремлет мельница.

             Годы можно здесь молчать.

                               Над засохшей повиликою

                               Мягко плавает пчела,

                           У npyдa русалку кликаю,

                                 А русалка умерла.

 

Разговор возобновляется.

 

  •       Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная, патрицианский профиль...
  • Да что вы всё: Ахматова, Ахматова. Кто она вообще?

 


 

Я - голос ваш, жар вашего дыханья,

Я - отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья, - Ведь всё paвнo я с вами до конца.

Вот отчего вы любите так жадно

Меня в грехе и в немощи моей,

Вот от чего вы дали неоглядно

Мне лучшего из ваших сыновей.

Вот от чего вы даже не спросили Меня ни слова никогда о нём

И чадными хвалами задымили

                      Мой навсегда опустошенный дом.

                     И говорят - нельзя теснее слиться.

Нельзя непоправимее любить...

Как хочет тень от тела оторваться,

Как хочет плоть с душою разлучиться, Так я хочу теперь - забытой быть.

 

Появляется человек в военной форме

  •   Забытой? Никогда... Разрешите представиться. Евгений Добин, в прошлом военный журналист, сейчас - литературовед.

В начале 1943 года по пути к фронту я и один писатель-моряк застряли на три дня в Ташкенте. Спеша на вокзал, мы проходили тенистой малолюдной улочкой. Из-за угла появились две женщины. Мы столкнулись. В одной я узнал (по портретам) А. Ахматову. Вытянуться в струнку, отдать честь по всем правилам было делом одной секунды. В тот момент я действовал безотчётно.

Два года спустя в библиотеке ленинградского Дома писателя Ахматова зорко вгляделась в меня и припомнила эту встречу: «Я шла с Фаиной Раневской, мы поравнялись с двумя флотскими офицерами, один из них громко сказал: «Это Ахматова». Раневская, кажется, была чуточку уязвлена:

«В первый раз узнают не меня, а тебя».

 

  • Большая радость: узнали! Уехала из блокадного Ленинграда, и ни одного патриотического стихотворения.
  • Неправда.

 

Друг за другом из-за столиков встают чтецы - звучат стихотворения из цикла              «Ветер              войны».              «Щели              в              саду              вырыты...»,              «Победителям»,

«И птицы смерmи в зените стоят...», «Клятва», «Мужество» и т.д

 

Голос из темноты.

Отечественная война 1941 года застал меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву.

До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое палящий жар древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.

В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград.

Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе.

 

  • Простите. Все спорят-спорят о чем-то, а я так и не пойму, какой же была Ахматова?
  • А что вас интересует: внешность или стихи?
  • Все. Впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной.
  • Она была поэтом.

 

Одна из учениц встает из-за cmoликa, читая стихи М. Цветаевой, медленно подходит к портрету              у Анны Ахматовой, кладет  к нему красную розу

 

 

О муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты черную насыплешь метель на Русь.

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

И мы шарахаемся, и глухое.

ох! Стотысячное тебе присягает,

- Анна Ахматова! Это имя огромный вздох,

                           И в глубь он попадает, которая безымянна.

                          Мы коронованы тем, что одну с тобой

                       Мы землю топчем, что небо над нами то же!

                       И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,                         Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

                            В певучем граде моем купола горят,

И Сnaca светлого славит слепец бродячий...

                        - И я дарю тебе свой колокольный град.

                       Ахматова! и сердце свое в придачу.

 

Разговор за тем же столиком продолжается.

 

- Итак, вы хотите знать, какой была Ахматова?

 

Чтецы (не вставая из-за столиков, как бы беседуя междy собой, делясь

воспоминаниями).

 

«Характерный рот с резко выраженной верхней губой. Тонкая и гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей».

 

Прожектор высвечивает человека, сидящего за одним из столиков и печатающего на машинке.

 

Я, писатель Виленкин, был, не скажу другом, но хорошим знакомым Анны Андреевны. Общение с ней всегда было не легким. Трудность эта всегда переходила в какую-то тяжесть. В ее беседах полностью отсутствовала болтовня и чувствовалась какая-то невольная ответственность за свои слова. В свои миры впускала с большой осторожностью, только на мгновение. А знаете, какой у нее был постоянный тост? Выпьем за то, что мы опять сидим вместе, что мы опять встретились.

 

Голос из темноты.

 

Я пью за разоренный дом,

За злую жизнь мою,

За одиночество вдвоем,

И за тебя я пью, -

За ложь меня предавших губ,

За мертвый холод глаз,

За то, что мир жесток и груб,

За то, что бог не спас.

 

Писатель продолжает свои воспоминания.

 

Всегда, когда Ахматова приходила в гости, она спрашивала: «А музыка будет?». Ей было все равно, что ставили. Но все же больше всего любила Стравинского, Прокофьева, Моцарта, Бетховена. Часто под музыку сочиняла

стихи.

 


 

В ней что-то чудотворное горит,

И на глазах ее края хранятся.

Она одна со мною говорит,

Когда другие подойти боятся.

Когда последний друг отвел глаза, Она была со мной в моей могиле

 И пела, словно первая гроза

Иль будто все цветы заговорили.

 

  • Ахматова была всегда горделиво прекрасна.
  • Да, говорят, что даже мертвая, она вызывала чувство преклонения.

 

Звучит песня. Разговор за одним из столиков.

 

  • Наверное, главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким.
  • Да, она умела не только сама глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах.

Звучат стихотворения: «Сжала руки под темной вуалью. ..», «Я и плакала, и клялась. .. », «Ты поверь, не змеиное, острое жало...».

 

Разговор за столиком продолжается.

 

- Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала потеряла мужа, поэта Гумилева. Поэт был обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Остались его стихи. Многие из них посвящены Ахматовой.

 

Застонал я от сна дурного

 И проснулся, тяжко скорбя;

Снилось мне ты любишь другого

 И что он обидел тебя.

Я бежал от моей постели,

 Как убийца от плахи своей,

И смотрел, как тускло блестели

                 Фонари глазами зверей.

Ах, наверное mакuм бездомным

Не блуждал ни один человек

В эту ночь no улицам темным,

Как по руслам высохших рек.

Вот стою перед дверью твоею,

Не дано мнe другого пути,

Хоть и знаю, что не посмею Никогда в эту дверь войти.

Он обидел тебя, я знаю,

Хоть и было это лишь сном,

 Но я все-таки умираю

Перед твоим закрытым окном.

 

Разговор за столиком.

 

  • У Анны Ахматовой остался сын Лев
  • Да, его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских репрессий, все-таки выжил.

Легкие летят недели,

Что случилось, на пойму,

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ночи белые глядели,

Как они опять глядят

Ястребиным жарким оком,

О твоем кресте высоком

И о смерти говорят.

 

Продолжается разговор за столиком.

 

- Как-то Ахматова стояла в длинной очереди к тюремному окошку, чтобы передать сыну теплые вещи и продукты. Какая-то женщина с синими губами спросила ее: «Говорят, Вы стихи пишите? А вот об этом Вы могли бы написать?».

  • Да, я знаю, (Ахматова ответила), что могла бы.

 

Голос из темноты

 

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мои.

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

                                          Теперь, кто зверь, кто человек

                                                      И долго ль казни ждать.

 

Из-за cmoликa, который cтoит рядом с nopmpemoм А. Ахматовой,

поднимается девушка.

 

«Реквием». Долгие годы Ахматова хранила эту поэму в памяти. Чтобы в стихах, полных страдания, прозвучал измученный, но требовательный материнский голос, необходимо было все мужество поэтессы.

Трагическая исповедь, лирическое заклинание, горестный вопль обретают эпический характер. «Посвящение», написанное в марте 1940 года, рассказывает о судьбе матери, у которой отняли сына: «Звезды смерти стояли над нами, и безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами черных Марусь».

 

Голос из темноты

 

Ни сына страшные глаза - Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

 Ни час тюремного свиданья,

 Ни милую прохладу рук,

Ни лип взволнованные тени,

Ни отдалённый лёгкий звук -

Слова последних утешений

 

-Да что вы кричите Ахматова, Ахматова,

-Ерунда, ничего особенного.

-Стих неплохой, но мысли, мысли маловато.

-Это всё для слезливых

-Да кем она вообще была-то, Ахматова?

 

Гости из зала.

 

-Она была поэтом.

 

Сплетники замирают в лучах прожектора. Под музыку «Ave Maria» звучат стихи( идет коллаж)

 

 

Голос из темноты

 

 

А если когда-нибудь в этoй стране

 Воздвигнуть задумают памятник мне ,

Согласье на это даю торжество .

Но только с условьем не ставить его

Ни около моря, где я родилась :

Последняя с морем разорвана связь ,

Ни в царском саду у заветного пня ,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я тpucma часов

И ведь для меня не открыли засов .

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание чёрных марусь.

Забыть , как постылая хлопала дверь

И выла старуха , как раненный зверь,

И пусть с неподвижных и бронзовых век ,

Как слёзы, струится подтаявший снег ,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И muxo идут по Неве корабли.

 

doc
Додано
11 лютого 2022
Переглядів
238
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку