Покровская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней
Проект
«Воздушные истории»
Учитель: Антонец Т. В.
2011 год
Тема: Проект «Воздушные истории».
Цель: Развивать у учеников экспериментальные умения и исследовательские навыки, умение описывать и систематизировать результаты наблюдений, планировать и проводить небольшие экспериментальные исследования, делать обобщение и выводы. Раскрыть роль физического знания в жизни человека, содействовать развитию интереса школьников к физике. Вырабатывать умение работать в группах, применять приобретенные знания в практической деятельности, умение работать за компьютером в среде MS PowerPoint, MS Publisher, MS Excel. Воспитывать критическое мышление, эстетический вкус, толерантность, культуру речи.
Ход проекта:
Учитель. Я приветствую участников и гостей на презентации проекта «Воздушные истории». Название проекта не случайно. Сегодня речь пойдёт о воздухе, а точнее о давлении воздуха, т.е. атмосферном давлении. В ходе работы над проектом его участники изучали историю открытия атмосферного давления, его измерение и изменение, влияние атмосферного давления на живые организмы и его значение в жизни человека. И сегодня они представят нам результаты своей работы.
1 ведущий:
Истории летучие – и тут они и там –
То прячутся за тучами, то скачут по волнам.
2 ведущий:
Но стрелы златопёрые их гонят вдаль опять.
Послушайте истории, чудесные истории,
Которые воздушными решили мы назвать.
1 ведущий:
"Относительная влажность - 60%, давление - 750 мм ртутного столба," - слова эти вполне обыденные и мы часто слышим их по радио или телевидению. С другой стороны, на Марсе, например, нормальный показатель атмосферного давления составляет всего 6 мм ртутного столба. Да и на Земле в разные геологические периоды оно достаточно сильно изменялось. Но давайте сначала посмотрим, откуда же взялись эти "миллиметры ртутного столба" и почему они так важны.
2 ведущий:
Казалось бы, что можно сказать об атмосферном давлении, кроме унылой констатации того факта, что безобразным образом давит на нас каждый день атмосферный столб? А всего-то четыре сотни лет назад люди и знать не знали, что таскают на плечах эдакую тяжесть. Сие счастливое неведение было отнято у просвещенной общественности в 1643 году. Но обо всём по порядку.
1 ведущий:
Итак, история первая – историческая.
(«История открытия атмосферного давления» - публикация, демонстрация опыта с «магдебургскими полушариями».)
2 ведущий:
Дмитрию Ивановичу Менделееву принадлежат слова: «Наука начинается там, где начинают измерять».
1 ведущий:
Следующая история – измерительная.
(«Барометры» - публикация, демонстрация самодельных барометров)
2 ведущий:
Атмосферное давление о многом может поведать. Прежде всего, оно помогает предсказывать погоду. А ее знание необходимо людям разных профессий - летчикам, агрономам, радистам, полярникам, медикам, ученым.
1 ведущий:
«Знай, слова тут не напрасно: слева «дождь», а справа «ясно»». Почему так говорят?
2 ведущий:
Ответ на этот вопрос в истории третьей – познавательной.
(презентация «Атмосферное давление и погода».)
1 ведущий:
Связана ли погода с проблемами здоровья? Изучение связи между здоровьем человека и атмосферными явлениями имеет длинную историю, в которой факты перемешаны с легендами. Уже отец медицины Гиппократ в своем знаменитом трактате «О воздухах, водах и местностях» изложил сущность влияния погоды на человека.
2 ведущий:
Прошло 25 веков, медицина достигла небывалого расцвета, а очевидного ответа на этот вопрос с медицинской точки зрения до сих пор не существует.
1 ведущий:
История четвёртая – оздоровительная.
( презентация «Влияние атмосферного давления на самочувствие человека»)
2 ведущий:
«У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать»…
1 ведущий:
Наверное, поэтому заядлые рыболовы-любители иногда в хорошую погоду предпочитают отсиживаться дома, а при худшей погоде отдают рыбалке все свободное время.
2 ведущий:
О влиянии атмосферного давления на клёв рыбы история пятая – прибыльная.
( презентация «Атмосферное давление и рыбалка»)
1 ведущий:
…И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи.
“О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными
С моими зверями лесными?”
2 ведущий:
А почему Айболит боится не дойти и пропасть в пути, передвигаясь по горам?
1 ведущий:
История шестая – экспериментальная.
( презентация «Изменение атмосферного давления с высотой»)
2 ведущий:
Живые существа приспособились к жизни в атмосфере, но, несмотря на то, что мы не замечаем его, оно играет очень важную роль в жизни человека и живых существ.
1 ведущий:
А задумывались ли вы над тем, как мы пьем? Как дышим? История седьмая – удивительная.
(публикация «Значение атмосферного давления в жизни»)
2 ведущий:
История последняя – наградительная и поощрительная.