Профілактика професійного вигорання( методична скарбничка для вчителя)

Про матеріал
Матеріал для проактивного вчителя, який працює над збагаченням та збереженням свого емоційного інтелекту.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Возвращение к жизни:профилактика профессионального выгорания. Составитель: Колесник Н. Ю., учитель-методист УВК-лицея № 100, г. Днипро

Номер слайду 2

Номер слайду 3

Профессиональное выгорание- это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов работающего человека. ПВ- это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома- стадия истощения « Запах горящей психологической проводки»(А. Морроу).

Номер слайду 4

Стадии ПВБлок 1.

Номер слайду 5

Три аспекта ПВСнижение самооценки: беспомощность и апатия; агрессия и отчаяние. Одиночество: преобладают объект- объектные отношения. Эмоциональное истощение, соматизация: мигрень, синдром хронической усталости,повышенное артериальное давление, гастриты.

Номер слайду 6

Симптомы ПВ1.2.3.

Номер слайду 7

Номер слайду 8

Социально-психологические

Номер слайду 9

Поведенческие

Номер слайду 10

Три фактора ПВЛичностный. Ролевой. Организационный. Блок 2

Номер слайду 11

Личностный фактор- это прежде всего чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.

Номер слайду 12

Ролевой фактор: на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция. А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника социально- психологической службы от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

Номер слайду 13

Организационный фактор: на развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная( нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства , при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность ( по принципу « инициатива наказуема» ) и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.

Номер слайду 14

1. Выявление факторов, влияющих на выгорание( опросник).

Номер слайду 15

2. Уровень дистресса (отмечайте, какие мысли и чувства появляются у вас).1. Как вы оцениваете свое эмоциональное состояние в конце каждого рабочего дня и рабочей недели?2. Как вы покидаете рабочее место, какие мысли, чувства, телесные ощущения вы замечаете у себя?3. Как вы чувствуете себя:• по дороге на работу;• по дороге домой;• приходя домой;• через час после возвращения домой;• когда ложитесь спать?4. Вам снится работа? Если да, то каковы темы и образы этих снов?5. Отмечаете ли вы, что какие-то дни для вас более трудные, а какие-то как будто легче? Можете ли обнаружить в этом некую закономерность?6. Существуют ли определенные клиенты или тип клиентов, отношения с которыми для вас наиболее стрессогенны? Вы осознаете, почему они так сложны для вас? Всегда ли это так?7. Существуют ли определенные рабочие обязанности или задачи, выполнение которых вызывает у вас стресс? Осознаете ли вы, почему?8. Влияет ли на вас рабочий график?9. Как вы используете свободное время?10. Что помогает вам расслабиться?

Номер слайду 16

11. Как долго вы восстанавливаетесь по окончании рабочей недели?12. Используете ли вы лекарства, алкоголь, азартные игры, особую еду или хождение по магазинам, чтобы восстановить равновесие? Нуждаетесь ли вы в алкоголе или снотворном, чтобы нормально спать?13. Замечаете ли вы, что у вас появились определенные устойчивые особенности — изменения в эмоциональной сфере, излишняя напряженность, замкнутость, подавленность, хроническая усталость или цинизм?14. Может быть, ваши близкие говорят вам о переменах, которые произошли с вами, а вы не замечаете этих перемен?15. Какие изменения в своем поведении вы отмечаете?16. Делаете ли вы что-нибудь такое, чего не делали раньше?17. Что вы перестали делать из того, что обычно делали раньше?18. Какие изменения в своем теле и своем здоровье вы отмечаете?19. Изменились ли ваши отношения со своим телом — физические упражнения, диета, сексуальность, телесные напряжения или осанка?20. Какие изменения произошли в ваших отношениях с окружающими: коллегами, друзьями, партнерами, детьми и другими членами семьи, соседями, посторонними?21. А как насчет ваших отношения с САМИМ СОБОЙ? Что изменилось? Что вы хотите изменить, но не можете?22. Что вам кажется наиболее ценным результатом проделанной сейчас работы?

Номер слайду 17

ГРУППЫ РИСКА

Номер слайду 18

Качества, помогающие специалисту избежать ПВ

Номер слайду 19

Базовые техники продуктивного взаимодействия

Номер слайду 20

Основные приемы:• Выяснение. Это обращение к говорящему за уточнением: «Правильно ли я понял, что ваша главная трудность состоит именно в этом?», «К сожалению, я не совсем понимаю, что вы имеете в виду...», «Вы именно так думаете?» и т.п.• Перефразирование состоит в том, что консультант выражает мысль клиента или его чувства другими словами, как бы уточняя смысл сказанного и степень своего понимания. Фраза консультанта в этом случае может начинаться со слов: «Таким образом...», «Говоря другими словами...», «Если я правильно понял...», «По вашему мнению...», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но из ваших слов я понял...» — и дальше своими словами консультант излагает суть проблемы человека и содержание его высказывания. Если клиент ответит «да», «угу» или что-либо подобное, значит, предположение консультанта справедливо.• Отражение чувств. Этот прием порой называют «эмпатическим слушанием». Применяя его, консультант, по образному выражению Ф. Е. Василюка, «настроен на пеленг не рассказа о чувствах, а здесь и теперь испытываемого чувства рассказчика». Во время звучания речи клиента психолог всматривается в собеседника, вслушивается и «вчувствуется» в несказанную часть. Он стремится уловить звучащее в высказывании актуальное переживание и определить его, «назвать» его собеседнику.• Резюмирование. Используется в продолжительных беседах, чтобы привести фрагменты разговора в смысловое единство и подытожить основные идеи и чувства говорящего. Это можно сделать с помощью таких фраз: «Как я понимаю, вашей основной идеей является...», «Если теперь подытожить сказанное вами...» и др.

Номер слайду 21

КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. 2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Номер слайду 22

Основные подходы к работе с ПВ

Номер слайду 23

Номер слайду 24

Упражнение 2. «Обещание самому себе»1. Запишите три пункта, которые вы могли бы сделать в каждой из трех областей — профессиональной, организационной и личной — для работы со вторичной травмой.2. Пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца.3. В каждом разделе подчеркните тот пункт, который вы можете попробовать выполнить уже на следующей неделе. Ваш лист может выглядеть примерно так: Личная сфера1. Взять отпуск2. Делать зарядку*3. Встретиться с близкой подругой*Профессиональная сфера1. Договориться о супервизии*2. Брать перерыв после работы с трудным клиентом3. Прогуливаться в конце рабочего дня*Организационная сфера1. Провести дискуссию с коллегами по теме профессионального сгорания*2. Устроить вечеринку сотрудников*3. Собраться для обсуждения

Номер слайду 25

Упражнение 3.«Оценка личного плана работы по предупреждению профессионального выгорания»Просмотрите лист своих планов по работе со вторичной травмой и попробуйте ответить на следующие вопросы:1. Эта деятельность помогает мне уйти от мыслей о работе?2. Могу ли я придать этой деятельности некий новый смысл?3. Может ли эта деятельность дать мне ощущение связи с чем-то большим, чем «я», или осознание новых аспектов жизни?4. Что будет, если я попробую осуществлять эту деятельность с полным осознанием, то есть максимально полно осознавая свои мысли, чувства, телесные ощущения?

Номер слайду 26

Номер слайду 27

Саморегуляция- это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Номер слайду 28

Номер слайду 29

Номер слайду 30

Банк способов саморегуляции

Номер слайду 31

Приемы самоподдержки

Номер слайду 32

Техники самопомощи

Номер слайду 33

Работа с супервизором

Номер слайду 34

Номер слайду 35

ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ• НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.• НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.• НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.• НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.• Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.• Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.• Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Номер слайду 36

ЕСЛИ ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ВЫГОРАНИЕ УЖЕ ПРОИСХОДИТИ ДОСТИГЛО ГЛУБОКИХ СТАДИЙПомните: необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. И не пытайтесь провести эту работу сами с собой — такую сложную (и болезненную) работу можно выполнить только вместе с профессиональным психологом-консультантом. Следующий этап профессиональной работы — пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое «Я», осознать ценность своей жизни; принять ответственность за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.

Номер слайду 37

ЛИТЕРАТУРА1. Аминов А. Н. Российская энциклопедия социальной работы // Синдром эмоционального сгорания: В 2 т. Т. 2. — М., 1997.2. Водопьянова Н. Е., Старченко Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005.3. Качюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академический проект; Трикста, 2004.4. Малкина-Пых И. Г. Психология экстремальных ситуаций // Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2005.5. Осухова Н. Г. Не думай о клиенте свысока // Школьный психолог, 2003, № 3.6. Осухова Н. Г. Сгоревшие на работе // Здоровье, 2003, № 9.7. Осухова Н. Г., Лотова И. П., Шадура А. Ф. и др. Социально-психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку: теория и практика / Под ред. Н. Г. Осуховой,И. П. Лотовой. — М.: Издательская корпорация «ЛОГОС», 1999.

Номер слайду 38

Номер слайду 39

pptx
Пов’язані теми
Психологія, Інші матеріали
Додано
8 травня 2020
Переглядів
574
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку