Літні канікули - найкращий час для активного відпочинку і розвитку творчих здібностей і вдосконалення можливостей дитини, залучення його в нові соціальні звязки задоволення індивідуальних інтересів і потреб. Дитячі оздоровчі табори є важливою ланкою в системі додаткової освіти та виховання. Виховний процес тут здійснюється в сприятливих умовах природного і соціального оточення. Програма містить повний опис роботи табора на літо з врахуванням завдань, мети, форм діяльності та планування змін. Програма є авторською доробкою колектива педагогів Дитячого позаміського закладу оздоровлення та відпочинку "Зоря" Луганська область, Кремінський район
Детское загородное учреждение
оздоровления и отдыха
«Заря»
«Утверждаю»
Начальник ДЗУОО «Заря»
__________ А.В. Болотин
«___» ________ 2016 г.
Программа
организации отдыха и оздоровления детей
«Нарисуй свое лето с нами!»
в Детском загородном учреждении
оздоровления и отдыха «Заря»
на лето 2016 года
г. Рубежное
2016
Программа
организации отдыха и оздоровления детей
«Нарисуй свое лето с нами!»
в Детском загородном учреждении
оздоровления и отдыха «Заря»
на лето 2016 года
Пояснительная записка:
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для активного отдыха и развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения его в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей. Детские оздоровительные лагеря являются важным звеном в системе дополнительного образования и воспитания. Воспитательный процесс здесь осуществляется в благоприятных условиях природного и социального окружения.
ДЗУОО «Заря» – это идеальная площадка для личностного роста детей, расширенные возможности для их творческого развития, восстановления здоровья, обогащения духовного мира и интеллекта, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов, развлечение, свобода в выборе занятий.
Центром воспитательной работы ДЗУОО является ребенок и его стремление к самореализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и умений. Каждый отдыхающий принимает активное участие в реализации программы, через свою социализацию в детском коллективе получает возможность сделать свой отдых ярким и незабываемым. Это все возможно благодаря продуманной организационной системе планирования лагерных смен и работе педагогов – наставников.
Одной из важных составляющих реализации программы является забота о воспитании гражданина – патриота, культурно – эстетическая и национально – патриотическая направленность смен, позволяющая формировать поликультурную личность подростающего поколения.
Актуальность. Украинскому государству нужны активные деятели, творцы, которые смогут сами нести ответственность за свою жизнь, нужна гармонично развитая личность. Возможна ли она без здоровья? Без любви к своему краю? Без любви к природе? Как научить подростка верить в идеалы, созидать, любить Родину, быть нравственным, быть сильным, здоровым и успешным? Самый благоприятный период для оздоровления и решения поставленных воспитательных задач - это лето.
В основе программы – целенаправленный процесс, который представляет собой выстроенную систему занятий, коллективных творческих дел, игр, спортивных мероприятий, объединенных общей идеей: формирование готовности детей и подростков к нравственно-ориентированным отношениям в обществе, к сохранению своего здоровья, гуманному отношению к природе, формирование ответственного гражданина – патриота.
Каждый ребенок в соответствии со своими желаниями, умениями, интересами, попадает в позицию, как организатора, так и участника, а то и автора какого-либо дела. Чтобы 21 день в лагере для детей прошли незабываемо, важно, чтобы они сами стали участниками общего творения.
В каждом ребёнке ценится активность, желание участвовать в мероприятиях, искреннее желание помочь своему отряду быть лучшим, а сфер для проявления себя более чем достаточно. Для педагогического коллектива ДЗУОО «Заря» основанием в выборе содержания и организации педагогического процесса является забота о здоровье подрастающего поколения. Мы вкладываем в это понятие широкий спектр становления личности. «Какими вырастут дети, такою станет страна».
Воспитание патриота в условиях детского лагеря может выступать достаточно качественным средством усвоения, подрастающим поколением гражданских и нравственных норм. Безусловно, что такое воспитание основывается в первую очередь на изучении своих корней , привлечении непосредственно исторических аспектов и национальных традиций украинцев..
Новизна. Программа «Нарисуй свое лето с нами!» в рамках деятельности тематических смен детского загородного учреждения оздоровления и отдыха отражает национальную культуру и традиции украинцев, позволяет познакомиться с современными странами мира и окунуться в их историю и культуру. Ребятам предстоит увлекательное знакомство со славными традициями прошлых и настоящего поколений, с лучшим культурным наследием человечества.
Суть программы деятельности состоит в создании каждым ребенком, каждым городком яркой картинки – визуализации в рамках трех смен. Все это становится возможным через изучение и прочтение страниц нашей культуры, игр – приключений и творческих дел которые дети вместе с вожатыми открывают для себя в течение смены.
Данная программа деятельности состоит из трех проектов, каждый из которых имеет свою цель и содержание. «Ми діти твої, Україно!» - національно–патриотический проект (воспитание гражданина – патриота, изучение национальной культуры, традиций). «Аdventure Time» - проект приурочен к проведению года английского языка в Украине (яркие и незабываемые приключения, изучение культуры англоязычных стран), «Орел и Решка: Неизведанный мир» - олимпийский проект, приуроченный к летним олимпийским играм в Бразилии (культура и история стран Латинской Америки, проведения олимпийских игр)
Любовь к Украине начинается с любви к родному краю - Луганщине. Отдых в ее живописном уголке - Кременских лесах, знакомство с уникальной природой позволяет детям ощутить себя частью совершенно другой отличной от города обстановки, насладиться красивым пейзажем, вдохнуть свежий воздух, почувствовать как изменился ход времени, здесь нет безумного движения, необходимости принимать скоропалительные решения, можно заняться совершенно иными «не городскими» делами, побродить по лесу, разжечь костер , побегать босиком по траве, послушать пение птиц, прикоснуться к каждой веточке. Такие условия позволяют посмотреть на мир под другим углом зрения, даст отличный заряд позитива на несколько месяцев вперед. Уникальный природный ландшафт, в сочетании с необходимой инфраструктурой, дает возможность пустить в ход всю свою фантазию по обеспечению прекрасного отдыха.
Для того чтобы жизнь детей в лагере в рамках разработанной программы деятельности была веселой, интересной и познавательной, для каждого дела необходимо продумать и обеспечить: интересные задания, соответствующий реквизит, яркое, красочное оформление, музыкальное сопровождение, справедливое жюри, поощрительные призы для победителей.
Девиз программы: «Чтим прошлое, храним настоящее, верим в будущее».
Концепция программы:
Цели и задачи
Цель: формирование чувства патриотизма, любви и уважения к историческому наследию нашего государства; расширения доступа детей к мировым, образовательным и культурным возможностям; изучение возможности интеграции культуры украинцев в европейское и мировое пространство; создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления и творческого развития детей и подростков в рамках тематических смен.
Задачи:
Программа ДЗУОО «Заря» строится на принципах:
Гуманизма - признание самооценки личности ребёнка; целостный подход к развитию его личности.
Духовности - формирование положительного отношения к общечеловеческим ценностям, определяющим историческое единство человека и природы, приобщение к народной культуре.
Систематичности и последовательности – все мероприятия связаны между собой, соответствуют установленной тематике смены.
Принцип игры, реализуемый посредством включения участников смены в ролевые игры.
Принцип творческого начала в воспитании, предполагающий создание условий для активной самореализации детей в коллективной творческой деятельности.
Принцип ценностной ориентации – формирование здорового образа жизни, укрепления и безопасности здоровья, рациональное использование свободного времени
Принцип массовости – привлечение детей и подростков к патриотическим, оздоровительно - спортивным, игровым, культурно-досуговым и другим мероприятиям.
Принцип успешной реализации программы – сотворчество педагогов и ребят, единство их мира.
Успешность программы зависит от общего морального тонуса жизни коллектива, примера педагогов, поступков взрослых, а в целом от культуры межличностных отношений.
Время и место проведения: Детское загородное учреждение оздоровления и отдыха «Заря» с 17.06.16 по 23.08.16
Продолжительность смен: 21 день
Участники программы: дети от 7 до 16
Этапы реализации программы
1.Подготовительный:
-подбор кадров;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
2. Организационный:
-формирование городков;
-знакомство с режимом работы ДЗУОО и правилами внутреннего распорядка;
-оформление уголков городков, знакомство в городках, презентации.
3. Основной:
- познавательная деятельность;
- игровая деятельность;
- организаторская деятельность;
- предметно-трудовая деятельность;
- досуговая деятельность;
- оздоровительно - спортивная деятельность;
- гражданско-патриотическая деятельность.
4. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
Содержание программы
Программа деятельности «Нарисуй свое лето с нами!» направлена на пробуждение интереса к истории Украины, уважительное отношение к ее национальным культурным традициям и ценностям, на ознакомление с культурой современных стран мира, на развитие творческих способностей детей, а так же на нравственное и здоровьесберегающее воспитание, на содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе.
Образовательная деятельность в рамках смены предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с изучением духовно нравственных традиций и реализацию их в мире движений, звуков, красок, ощущений.
Методическое сопровождение смены.
Цель смены:
Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей, развитие интеллектуального и духовного мира, поддержание здорового образа жизни.
Задачи смены:
- совместный поиск взрослыми и детьми условий для активного отдыха и оздоровления;
- создание условий, предоставляющих ребенку право свободного выбора вида деятельности;
- формирование ценностного отношения к себе, другим людям, природе;
- выработка умений и навыков в избранном виде деятельности (кружки и спорт.секции);
- развитие культуры межличностного и межгруппового общения.
Смена условно делится на три периода.
Первые период – это погружение в игру. Возрастные группы становятся городками, создается орган самоуправления - Совет мэров (один человек от городка). В орг. период создается игровое пространство, оформляются места городков, уголки, вожатые объясняют отдыхающим цели и задачи смены.
Второй период – основной. Основная задача отрядов максимально проявить способности, познать самого себя, открыть в себе новые таланты, найти друзей. Преодолевая препятствия, стоящие на пути, городок становится действительно одной и дружной командой.
Городки в ходе игры приобретают основные символы – смайлики, которые подводят итог каждому начатому делу. Вследствие этого в интересах каждого городка строить работу так, чтобы получать как можно больше символов-знаков для выполнения своей миссии.
Третий период - итоговый. Подведение итогов игры проводят в конце смены. Объявляются победители с учетом количества знаков, полученных в период игры. Учитывается участие в массовых делах, спортивных соревнованиях и мероприятиях.
Организационная работа
Каждый городок имеет свою эмблему, речевку, песню. Все вопросы организационной жизни коллектива, подготовки и проведения общих дел, итоги прошедшего дня рассматриваются на ежедневной планерке, на которой должен присутствовать один педагог от городка.
Организация самоуправления
Самоуправление жизнедеятельностью в стране мальчишек и девчонок будут осуществлять:
Комитет – в Комитет входят представители от каждого городка, руководство работой Советов осуществляют представители от педагогического коллектива.
Совет мэров (по одному представителю от каждого городка) осуществляет руководство жизнедеятельностью, конкретное планирование работы на смену, организацию выполнения намеченного плана, контроль за выполнением принятых решений, корректировку программы смены.
Сбор проходит один раз в пять дней, проходит заседание Совета, на котором подводят итоги пятидневки, отмечаются отличившиеся городки, знакомят с планом на следующие пять дней, обращают внимание на их особенности.
Комитет досуга – осуществляет контроль и выполнение конкурсной (креативной) программы страны.
Комитет спорта (по одному представителю от городка) – осуществляет организацию дел спортивной направленности (утреннюю зарядку, спортивные соревнования). Пропагандирует бережное отношение к своему здоровью, потребность в физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни. Работает в сотрудничестве с инструкторами по физическому воспитанию.
Парламент - (Советы мэров, физоргов и представителей педагогического коллектива), собирается один раз в пять дней, осуществляет организацию жизнедеятельности всего лагеря, планирует, анализирует деятельность, реализацию программы «Заря» собирает друзей», решает текущие вопросы.
Творческие группы – формируются из числа педагогов и детей, для подготовки и проведения мероприятий.
Комитет трудовых дел – осуществляет организацию дел трудового направления. Следит за чистотой на территории лагеря.
Комитет информации – организовывает информационную политику Парламента.
Городок – временное объединение детей (подростков) по возрастному принципу. Пространство комфортного проживания участников, получение гуманистического опыта, расширение сферы общения, возможность для демонстрации и развития лидерского потенциала через систему работы детских органов самоуправления (обеспечивает отрядный вожатый).
Городок поможет ребенку:
Проектная деятельность
Программа деятельности «Нарисуй свое лето с нами!» включает 3 проекта соответствующих по продолжительности одной смене.
Проект «Ми діти твої, Україно!»
Цель: возрождение украинских народных традиций и обрядов, расширение и углубление знаний об историческом прошлом нашего государства; воспитание чувства патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю, своему роду; развитие творческого потенциала личности.
Содержание проекта: изучение национальной культуры, истории, украинских традиций и обычаев через реализацию творческих проектов:
Проект «Аdventure Time»
Цель: расширения доступа детей к мировым, образовательным и культурным возможностям, которые открывает знание и использование английского языка, как приоритетной стратегии развития государства; создание положительной установки на дальнейшее изучение английского языка, развитие познавательных и языковых способностей с учетом возрастных особенностей в условиях благоприятного психологического климата в процессе игры; воспитание толерантности, гуманизма ; формирование поликультурной личности
Содержание проекта: знакомство с культурой англоязычных стран, развитие познавательных и языковых способностей в процессе реализации творческих и игровых проектов:
Проект «Орел и Решка: Неизведанный мир»
Цель: расширение возможности интеграции культуры украинцев в мировое культурное пространство, изучение истории стран Латинской Америки, пробуждение интереса к жизни и культуре других стран при помощи коллективного решения задач, популяризация олимпийского движения для гармоничного развития ребенка, воспитание подрастающего поколения средствами спорта, творчества и духовное развитие личности
Содержание проекта: изучение истории стран Латинской Америки и популяризация олимпийского движения в игровой, спортивной и творческой деятельности:
Основные направления деятельности
- дни «гостинності», творческие проекты;
- выставки украинского народного творчества;
- спортивные соревнования;
- изготовление образов, символов Украины.
- проведение утренних зарядок, купание в бассейне, закаливающие процедуры;
- беседы о здоровом образе жизни, викторины, квесты;
- спортивные праздники, открытия МОИ;
- организация и проведение спортивных соревнований, турниров, туриад;
- организация и проведение спартакиад, эстафет.
- изучение культуры и традиций украинцев в процессе реализации проектов;
- изучение природы родного края;
- изучение культуры и истории других стран.
- прогулки по территории, в лес;
- организация выставок рисунков о природе, родном крае;
- интеллектуальные игры.
- уборка территории ДЗУОО;
- дежурство по лагерю;
- проведение субботников
- игры в городках, тренинги;
- коллективные творческие дела;
- проведение диспутов, инструктажей, бесед;
- игры на сплочение и взаимодействие коллектива.
Формы и методы работы с детьми
Методы работы:
- креативный (творческий);
- проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с ними находит решение, либо дети сами решают проблему, а педагог делает вывод)
- репродуктивный;
- интерактивный;
- иллюстративный;
- эвристический метод.
Формы:
- игра (ролевые игры, деловые игры, игры-квесты, игры-тренинги, игровые тематические дискотеки);
- конкурсы (творческие, спортивные, );
- соревнования;
- выставки творческих работ;
- дни украинской культуры;
- праздники;
- тематические дни;
- коллективно-творческие дела;
- виртуальные путешествия;
- викторины
- флеш - мобы
Широкий спектр направлений и форм деятельности должен быть привлекателен, соответствовать интересам личности ребенка, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны позволять проявить творчество и самостоятельность допускать возможность вариативности в выборе способов достижения заданных (или поставленных самим ребенком) целей, способствовать удовлетворению потребности личности в самоутверждении и творческом
Оздоровительная работа
Кадровое обеспечение
Подбор педагогических сотрудников для работы в ДЗУОО «Заря» осуществляется из числа опытных педагогов, студентов педагогических ВУЗов.
Будущие воспитатели (вожатые) проходят специальные семинары подготовки к работе в ДЗУОО «Заря».
Подготовку педагогического коллектива к реализации программы смены осуществляют опытные педагоги из числа сотрудников ДЗУОО «Заря».
Материальное обеспечение ДЗУОО «Заря»
Материально – техническая база лагеря позволяет осуществлять творческое развитие и оздоровление детей. В лагере имеется:
- оборудованный медпункт с изолятором для температурящих больных. Дежурство медперсонала – круглосуточное.
- лагерь имеет два футбольных поля (травяное и грунтовое), оборудованные баскетбольные и волейбольные площадки.
ДЗУОО оснащено:
- видео и аудио аппаратурой для организации досуговой деятельности детей;
- костюмерной;
- спортивной и танцевальной площадками, имеет крытый клуб и «летнюю эстраду»;
- видеосалоном;
- творческими кубами художественно – эстетического и прикладного цикла;
Методическое обеспечение
Семинары (теоретические и практические) направлены на повышение теоретического уровня практической подготовки педагогического коллектива, проводятся перед началом лагерного сезона.
Педагогический совет является основной формой методической работы в ДЗУОО.
Ежедневные планерки, на которых анализируется прожитый в ДЗУОО день, выявляются причинно-следственные связи, осуществляются консультации, рекомендации и планирование деятельности. Методическое обеспечение - это процесс и результат оснащения педагогической деятельности методическими средствами и информацией, которые способствуют эффективному осуществлению работы.
Процессы, которые нуждаются в методическом обеспечении:
Индивидуальные консультации являются «Скорой помощью» вожатому или воспитателю, носят более интимный и конкретный характер.
Одной из форм методического обеспечения в ДЗУОО является создание методической продукции:
По окончании летнего сезона проводится семинар по итогам работы ДЗУОО «Заря».
Ожидаемые результаты реализации программы
Дополнительное образование, которое удовлетворяет потребность детей в творческой самореализации, познавательной активности, общении со сверстниками и интересными людьми, содержательной организации свободного времени.
Популяризация детского досуга, активного отдыха и творчества, организация содержательного досуга, создание эмоционально-доброжелательной атмосферы, способствующей общению детей в неформальной творческой обстановке.
Организация выставки детского творчества в рамках проведения городского праздника «День семьи».
Старший воспитатель ДЗУОО «Заря» О. В. Болотина