Разработка открытого урока в 10 классе по рассказу А.П.Чехова "Скрипка Ротшильда"

Про матеріал

Урок внеклассного чтения по теме А.П.Чехов "Скрипка Ротшильда". Разработка урока содержит художественный анализ рассказа,анализ композиции произведения,раскрывает филосовский смысл,в нем обращается внимание на чеховскую манеру письма.Одна из целей урока- воспитание уважения к окружающим тебя людям,внимательное,толерантное отношение к ним.

Перегляд файлу

Урок литературы

10 класс

Тема:   А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» Урок внеклассного чтения.

Цель:

- углубить знания учащихся о жизни и особенностях творчества писателя;

- познакомить с основными темами прозы Л.Чехова;

- помочь учащимся понять философский смысл рассказа «Скрипка Ротшильда»;

  • проанализировать основные образы рассказа, его композицию;
  • заставить задуматься о ценностях человеческих отношений, смысле жизни моральных принципах;
  • совершенствовать навыки целостного анализа художественного текста;
  • развивать связную речь учащихся, умение доказательно отстаивать свою позицию;

-воспитывать уважение к окружающим людям, внимательное, толерантное отношение к ним;

  • прививать культуру ведения дискуссии.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: презентация о жизни и творчестве А.П.Чехова,

  •  запись музыкальных фрагментов в исполнении скрипки, иллюстрации к рассказу.

Ход урока

І.Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с творчеством выдающихся русских писателей II половины XIX века - Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. К этой плеяде талантливейших реалистов мировой литературы принадлежит и Антон Павлович Чехов, имя которого вам знакомо по курсу литературы 6 класса. Сегодня у нас есть возможность углубить знания о творчестве этого автора, проанализировав его рассказ «Скрипка Ротшильда», и открыть для себя нового Чехова - Чехова-философа.

Итак, начнем.

III. Актуализация опорных знаний.

Прежде всего, давайте вспомним, что нам известно о жизни и творчестве писателя А. Чехова. И в этом нам поможет презентация, которую подготовила ваша одноклассница (просмотр презентаций о жизни и творчестве А. Чехова).

IV. Работа по теме урока.

1.  История создания рассказа «Скрипка Ротшильда».


    Произведение «Скрипка Ротшильда» - одно из величайших творений А.П. Чехова. Оно оказывает неизгладимое впечатление на читателя.

Создавался рассказ с середины декабря 1893 года до середины января 1894 года и относится к позднему периоду творчества писателя. Он сложен для интерпретации, очень глубок и психологичен.

Мы разберем основные темы, проблемы, мотивы и образы произведения, обратим внимание на текст как систему, на его противоречия, акценты и особенности, на его поэтику.

2. Знакомство с содержанием текста.

Давайте очень коротко восстановим, сюжет рассказа. (Пересказ сюжетной линии)

3. Смысл названия.

Первое, что мы видим, открывая текст - это его название - «Скрипка Ротшильда». Возникает вопрос: кто такой Ротшильд? Почему автор дал такое имя заглавному герою, какая ассоциация должна возникать в связи с ним?

Итак, Ротшильд - международная династия банкиров и общественных деятелей. Основатель династии - Майер Амшель Ротшильд (1744-1812гг.), создавший банк во Франкфурте - на - Майне. Далее пятеро его сыновей контролировали 5 банков в крупнейших городах Европы: Париже, Лондоне, Вене, Неаполе и Франкфурте - на -Майне. Это всемирно известная фамилия, ассоциирующаяся с большим состоянием, богатством, именем и весом в обществе, банковским делом.

В рассказе Чехова мы находим образ, явно отличный от того, который представляется после первого упоминания.

- Каким мы видим Ротшильда и его поведение в первое упоминание в рассказе?

(обижается, когда Яков хочет его побить, «свирепо» глядит на Якова, потом начинает плакать)

Перед нами несоответствие «должного» и реального: то, что кажется нам естественным (независимое и гордое поведение, богатство еврея с фамилией известного банкира) не имеет никакого отношения к тому, что мы видим в жизни (бедный, почти нищий жид, плачущий, напуганный, худой, убегающий от собак и мальчишек с камнями).

- А каково отношение к Ротшильду самого Якова? (по тексту)    проникался ненавистью.

- За что Яков ненавидел несчастного жида? (его ненависть ничем не обоснована - социальный  мотив, черта оседлости)

Сам Яков задает себе этот вопрос только в финале, за 2 дня до смерти.

Вывод.  Так уже  в  заглавии,  в  имени  второстепенного  героя,   проявляется главная оппозиция рассказа.


4. Анализ основных образов, рассказа.

4.1. А теперь обратимся к главным образам произведения.

  • Кого вы можете назвать главным героем рассказа? (Яков)
  • Какую информацию о герое дает автор в начале рассказа? (по тексту) Имя Яков библейское: согласно Библии, Яков был близнецом Исава и

родился, держась за пятку старшего брата, т.е. Яков дословно - последователь, следующий. Полное имя - Иванов Яков Матвеич, но дается оно только в первом абзаце для противопоставления жизни, которая могла быть и которая есть у героя.

Уже здесь намечен конфликт, который станет сквозным в рассказе.

- Почему прозвище героя Бронза? (древний прочный сплав меди с
другими металлами, который со временем зеленеет, но не теряет своих
свойств, очень часто из него отливают колокола, медали, монеты), т.е.
подчеркивается прочность, сила, возраст героя, а также скрытый моральный
аспект (колокола).

  • Найдите портрет Якова в тексте (подчеркивается сила).
  • Как Чехов характеризует профессиональные качества Якова?
  • Как к нему относились в городе?

- А что можно сказать о характере героя? (замкнутый, суровый,
ворчливый)

- Что беспокоит Якова больше всего? (убытки)

Слово «убытки» встречается в тексте 19 раз, но смысл его постепенно меняется.

- О каких убытках сожалеет Яков в начале?

(денежные доходы - вместо гробов разводить рыбу, гонять баржи, зарабатывать игрой на скрипке...)

А с другой стороны, можно было вести совсем иной образ жизни, но поймет он это слишком поздно.

4.2. Давайте проследим этапы нравственной эволюции Якова.

-Когда впервые герой начинает задумываться о своей неправильной жизни? (болезнь и смерть Марфы)

-Семантика имени Марфа - добродетель, простодушие, хранительница домашнего очага, при этом она же Госпожа, хозяйка, наставница, владычица.

- Какой показана  Марфа в произведении?

(тихая, безответная, покорная, молчаливая - произносит всего 2 фразы:» Яков!
Я умираю!» и монолог о ребеночке с белокурыми волосиками). Но именно её
смерть стала отправной точкой эволюции характера Якова. 

-Как воспринял Яков первое известие о болезни жены? (весь день играл  на скрипке, а потом стал от скуки записывать в книжку годовой итог. И убытки, которые он подсчитал, шокировали его, поэтому Яков или не понял, что сказала Марфа, или сразу забыл об этом как о неважном).

В этот момент Марфа говорит ему: «Яков! Я умираю!».

- Как отреагировал Яков? (оглянулся)

Обратите внимание: не вздрогнул, не удивился, а просто оглянулся……

 

(ему не до Марфы, как и все 52 года )и увидел  радостное лицо Марфы, Яков смущается. Это первая эмоция по отношению к Марфе.

Впервые за все годы он вспомнил, что никогда не уделял ей внимания, (зачитайте по тексту)

Именно с этого момента появляются элементы рефлексии, самоанализа (еще 1 оппозиция: болезнь Марфы - исцеление Якова).

- Как пытается Яков помочь жене? ( по тексту) 

 (Поездка в больницу,  просьба о  помощи  к  врачу. Обратите внимание  на манеру  говорить - волнуется, не привык заботиться о жене ?

  • Чем занимается Яков по возвращению домой? Найдите в тексте.  

(Делает гроб Марфе)

  • Как вы можете объяснить такое сочетание его заботы о жене и занятия? (делает и вздыхает: должен чем - то себя занять).

Запись в книге о стоимости гроба уже не рассматривается им как убыток. В этот момент Марфа рассказывает ему о ребенке.

       - Зачитайте по тексту.

Упоминание о ребенке уже не первое в рассказе. В самом начале автор говорит об отношении Якова к заказам на детские гробики (текст): считал их чепухой. И вот, оказывается, что у него самого умерла девочка, а он не помнит этого. Это 2 страшнейших убытка сразу: ребенок и память о нем.

- Почему, на ваш взгляд, герой не помнит о такой утрате? (последствия
забытья, все 50 лет после этого он живет как в литургическом сне, он не живет,
его душа молчит).

Может быть, именно это событие и стало началом убыточной жизни? Хотя сам автор говорит, что все 52 года Яков ни разу не подумал о Марфе, не обратил внимания, будто она была кошка или собака. И это еще одно противоречие чеховского рассказа.

- Что изменилось в жизни Якова после смерти и похорон Марфы? (его
взяла сильная тоска).

В этот момент Чехов дает нам описание весенней природы, (текст)

- В чем, на ваш взгляд, смысл такого соседства?

(природе нет дела до трагедии Якова, жизнь не остановить). Говоря словами русского поэта Ф.Н. Тютчева,

 

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих - лишь грезою природы.

 

- Каков следующий этап в нравственной эволюции Якова?
(на берегу к нему возвращаются воспоминания)

(текст)

Это можно назвать прозрением героя.

- Как это прозрение меняет его жизнь?

(он уже не может жить, как раньше, но по-другому он тоже жить не в силах: понимание пришло слишком поздно).

- Как Чехов передает мысль, что Якову суждено последовать за Марфой?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


(повторение описания визита к врачу, разговора с ним. В этом есть и
социальный мотив: всех осматривают и лечат одинаково


(повторение описания визита к врачу, разговора с ним) –В этом и есть социальный мотив---всех осматривают и лечат одинаково.

- О чем думает Яков, возвращаясь из больницы?

 (текст о пользе смерти)

-Что не дает герою принять смерть как избавление, что держит его в этой жизни? (скрипка)

(текст)

4.3. Образ скрипки - один из основных в рассказе, это еще один главный герой. Теперь, в конце рассказа, мы видим отношение Якова к ней как к одушевленному лицу, и больше - как к ребенку, которого он потерял 50 лет назад. И теперь понятно, что всю жизнь, все эти 50 лет, роль любимца, о котором надо заботиться, того, кто облегчит страдания, «утешит в старости» выполняла скрипка.

(Марфа подсознательно чувствовала это, когда с благоговением вешала скрипку на стену.)

Только она все понимает и передает на всем понятном языке. Этот язык- музыка. (звучание скрипки)

На фоне музыки:

«Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слезы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка». В этой музыке -тоска, любовь, одиночество, предчувствие скорой смерти, трагическое понимание бессмысленности и тщетности жизни.

 

В   этот момент  вновь  появляется  Ротшильд,   испуганный,  готовый любой момент к грубости и хамству в свой адрес.

- Как теперь встречает его Яков? (спокойно, миролюбиво)

- С каким предложением пришел Ротшильд? (заработок)

  • Как отреагировал на него Яков? (Не могу. Захворал, брат)
  • Какой смысл имеет здесь слово «захворал»? (болезнь физическая - был в больнице и тоска, отсюда и безразличие к деньгам - это не столько болезнь, сколько исцеление)

(музыка)

И вот Яков опять заиграл, и слезы брызнули опять на скрипку, (текст)

Напряженная работа души Якова приводит к ясному пониманию свои главных грехов. Кульминация нравственной эволюции героя- исповедь пере смертью.

-Найдите в тексте, как это описывает Чехов.

(текст)

Яков совершает первый раз за последние 50 лет поступок: «Скрипку отдайте Ротшильду». Это самое важное, что он сделал за всю свою жизнь.

Это то, к чему он шел на протяжении всего рассказа, то, ради чего о тосковал, терпел, страдал и плакал, играя свою «последнюю песню».

5. Смысл финала.

- Как сложилась жизнь Ротшильда после смерти Якова? (текст)

 

Этот финал открывает перед читателем и Яковом истинную жизнь. Герой получает то, о чем мечтал и жалел последние дни: настоящая известность и признание, польза и материальный достаток (не для себя, для другого) и память, которая является родом бессмертия. Ведь весь город знает и любит то, что сотворил Яков - музыкант, а не гробовщик.

Его музыка - это символ его души, которая при помощи скрипки раскрывается всем людям, желающим ее увидеть. И оказывается, люди способны понять и принять душу другого человека. Но для этого душа должна быть выражена, а чтобы ее выразить, нужно пройти долгий и тяжелый путь, искупить грех и понять истинную ценность жизни другого и своей собственной.

Концовка рассказа возвращает нас к названию. И теперь название приобретает новый смысл. Передавая скрипку Ротшильду, Яков передает ему большую часть своего внутреннего мира, своей души. Освободившись от предрассудков, он обретает народную мудрость. Сочиняя мелодию и передавая ее вместе со скрипкой Ротшильду как наследство, Яков подтверждает идею бессмертия человеческой души. Скрипка, доставшаяся Ротшильду, - это памятник Якову, постоянное напоминание о нем.

- Исходя из этого, как бы вы назвали по-другому этот рассказ? («Душа Якова»)

V.Закрепление материала.

Как видим, на очень ограниченном объеме текста Чехов сумел поставить важнейшие философские проблемы.

-Как бы вы определили эти проблемы?

-А если бы вам пришлось создавать афишу к фильму по этому
произведению, что бы вы на ней изобразили и почему?

(ответы учащихся)

-Актуальны ли идеи рассказа в современном мире? Обоснуйте свою
точку зрения.

VI. Подведение итогов.

В который раз мы убедились, что Чехов - великий художник. Он пишет не только словом, но и звуком, настроением, интонациями, мельчайшими деталями. Он заставляет читателя вслед за героями сомневаться, искать истину, постигать высшую мудрость жизни, смысл которой в сохранении чистой, прекрасной, щедрой и вечной человеческой души.

Оценки.

VII .Домашнее задание.

1. Письменно  (в рабочих тетрадях) ответить на вопрос: «О  чем поведала мне скрипка Ротшильда»

2. Подготовиться к контрольной работе по литературе I половины XIXвека.

docx
Додано
26 лютого 2018
Переглядів
2927
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку