Урок внеклассного чтения по теме А.П.Чехов "Скрипка Ротшильда". Разработка урока содержит художественный анализ рассказа,анализ композиции произведения,раскрывает филосовский смысл,в нем обращается внимание на чеховскую манеру письма.Одна из целей урока- воспитание уважения к окружающим тебя людям,внимательное,толерантное отношение к ним.
Урок литературы
10 класс
Тема: А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» Урок внеклассного чтения.
Цель:
- углубить знания учащихся о жизни и особенностях творчества писателя;
- познакомить с основными темами прозы Л.Чехова;
- помочь учащимся понять философский смысл рассказа «Скрипка Ротшильда»;
-воспитывать уважение к окружающим людям, внимательное, толерантное отношение к ним;
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: презентация о жизни и творчестве А.П.Чехова,
Ход урока
І.Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с творчеством выдающихся русских писателей II половины XIX века - Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. К этой плеяде талантливейших реалистов мировой литературы принадлежит и Антон Павлович Чехов, имя которого вам знакомо по курсу литературы 6 класса. Сегодня у нас есть возможность углубить знания о творчестве этого автора, проанализировав его рассказ «Скрипка Ротшильда», и открыть для себя нового Чехова - Чехова-философа.
Итак, начнем.
III. Актуализация опорных знаний.
Прежде всего, давайте вспомним, что нам известно о жизни и творчестве писателя А. Чехова. И в этом нам поможет презентация, которую подготовила ваша одноклассница (просмотр презентаций о жизни и творчестве А. Чехова).
IV. Работа по теме урока.
1. История создания рассказа «Скрипка Ротшильда».
Произведение «Скрипка Ротшильда» - одно из величайших творений А.П. Чехова. Оно оказывает неизгладимое впечатление на читателя.
Создавался рассказ с середины декабря 1893 года до середины января 1894 года и относится к позднему периоду творчества писателя. Он сложен для интерпретации, очень глубок и психологичен.
Мы разберем основные темы, проблемы, мотивы и образы произведения, обратим внимание на текст как систему, на его противоречия, акценты и особенности, на его поэтику.
2. Знакомство с содержанием текста.
Давайте очень коротко восстановим, сюжет рассказа. (Пересказ сюжетной линии)
3. Смысл названия.
Первое, что мы видим, открывая текст - это его название - «Скрипка Ротшильда». Возникает вопрос: кто такой Ротшильд? Почему автор дал такое имя заглавному герою, какая ассоциация должна возникать в связи с ним?
Итак, Ротшильд - международная династия банкиров и общественных деятелей. Основатель династии - Майер Амшель Ротшильд (1744-1812гг.), создавший банк во Франкфурте - на - Майне. Далее пятеро его сыновей контролировали 5 банков в крупнейших городах Европы: Париже, Лондоне, Вене, Неаполе и Франкфурте - на -Майне. Это всемирно известная фамилия, ассоциирующаяся с большим состоянием, богатством, именем и весом в обществе, банковским делом.
В рассказе Чехова мы находим образ, явно отличный от того, который представляется после первого упоминания.
- Каким мы видим Ротшильда и его поведение в первое упоминание в рассказе?
(обижается, когда Яков хочет его побить, «свирепо» глядит на Якова, потом начинает плакать)
Перед нами несоответствие «должного» и реального: то, что кажется нам естественным (независимое и гордое поведение, богатство еврея с фамилией известного банкира) не имеет никакого отношения к тому, что мы видим в жизни (бедный, почти нищий жид, плачущий, напуганный, худой, убегающий от собак и мальчишек с камнями).
- А каково отношение к Ротшильду самого Якова? (по тексту) проникался ненавистью.
- За что Яков ненавидел несчастного жида? (его ненависть ничем не обоснована - социальный мотив, черта оседлости)
Сам Яков задает себе этот вопрос только в финале, за 2 дня до смерти.
Вывод. Так уже в заглавии, в имени второстепенного героя, проявляется главная оппозиция рассказа.
4. Анализ основных образов, рассказа.
4.1. А теперь обратимся к главным образам произведения.
родился, держась за пятку старшего брата, т.е. Яков дословно - последователь, следующий. Полное имя - Иванов Яков Матвеич, но дается оно только в первом абзаце для противопоставления жизни, которая могла быть и которая есть у героя.
Уже здесь намечен конфликт, который станет сквозным в рассказе.
- Почему прозвище героя Бронза? (древний прочный сплав меди с
другими металлами, который со временем зеленеет, но не теряет своих
свойств, очень часто из него отливают колокола, медали, монеты), т.е.
подчеркивается прочность, сила, возраст героя, а также скрытый моральный
аспект (колокола).
- А что можно сказать о характере героя? (замкнутый, суровый,
ворчливый)
- Что беспокоит Якова больше всего? (убытки)
Слово «убытки» встречается в тексте 19 раз, но смысл его постепенно меняется.
- О каких убытках сожалеет Яков в начале?
(денежные доходы - вместо гробов разводить рыбу, гонять баржи, зарабатывать игрой на скрипке...)
А с другой стороны, можно было вести совсем иной образ жизни, но поймет он это слишком поздно.
4.2. Давайте проследим этапы нравственной эволюции Якова.
-Когда впервые герой начинает задумываться о своей неправильной жизни? (болезнь и смерть Марфы)
-Семантика имени Марфа - добродетель, простодушие, хранительница домашнего очага, при этом она же Госпожа, хозяйка, наставница, владычица.
- Какой показана Марфа в произведении?
(тихая, безответная, покорная, молчаливая - произносит всего 2 фразы:» Яков!
Я умираю!» и монолог о ребеночке с белокурыми волосиками). Но именно её
смерть стала отправной точкой эволюции характера Якова.
-Как воспринял Яков первое известие о болезни жены? (весь день играл на скрипке, а потом стал от скуки записывать в книжку годовой итог. И убытки, которые он подсчитал, шокировали его, поэтому Яков или не понял, что сказала Марфа, или сразу забыл об этом как о неважном).
В этот момент Марфа говорит ему: «Яков! Я умираю!».
- Как отреагировал Яков? (оглянулся)
Обратите внимание: не вздрогнул, не удивился, а просто оглянулся……
(ему не до Марфы, как и все 52 года )и увидел радостное лицо Марфы, Яков смущается. Это первая эмоция по отношению к Марфе.
Впервые за все годы он вспомнил, что никогда не уделял ей внимания, (зачитайте по тексту)
Именно с этого момента появляются элементы рефлексии, самоанализа (еще 1 оппозиция: болезнь Марфы - исцеление Якова).
- Как пытается Яков помочь жене? ( по тексту)
(Поездка в больницу, просьба о помощи к врачу. Обратите внимание на манеру говорить - волнуется, не привык заботиться о жене ?
(Делает гроб Марфе)
Запись в книге о стоимости гроба уже не рассматривается им как убыток. В этот момент Марфа рассказывает ему о ребенке.
- Зачитайте по тексту.
Упоминание о ребенке уже не первое в рассказе. В самом начале автор говорит об отношении Якова к заказам на детские гробики (текст): считал их чепухой. И вот, оказывается, что у него самого умерла девочка, а он не помнит этого. Это 2 страшнейших убытка сразу: ребенок и память о нем.
- Почему, на ваш взгляд, герой не помнит о такой утрате? (последствия
забытья, все 50 лет после этого он живет как в литургическом сне, он не живет,
его душа молчит).
Может быть, именно это событие и стало началом убыточной жизни? Хотя сам автор говорит, что все 52 года Яков ни разу не подумал о Марфе, не обратил внимания, будто она была кошка или собака. И это еще одно противоречие чеховского рассказа.
- Что изменилось в жизни Якова после смерти и похорон Марфы? (его
взяла сильная тоска).
В этот момент Чехов дает нам описание весенней природы, (текст)
- В чем, на ваш взгляд, смысл такого соседства?
(природе нет дела до трагедии Якова, жизнь не остановить). Говоря словами русского поэта Ф.Н. Тютчева,
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих - лишь грезою природы.
- Каков следующий этап в нравственной эволюции Якова?
(на берегу к нему возвращаются воспоминания)
(текст)
Это можно назвать прозрением героя.
- Как это прозрение меняет его жизнь?
(он уже не может жить, как раньше, но по-другому он тоже жить не в силах: понимание пришло слишком поздно).
- Как Чехов передает мысль, что Якову суждено последовать за Марфой?
(повторение описания визита к врачу, разговора с ним. В этом есть и
социальный мотив: всех осматривают и лечат одинаково
(повторение описания визита к врачу, разговора с ним) –В этом и есть социальный мотив---всех осматривают и лечат одинаково.
- О чем думает Яков, возвращаясь из больницы?
(текст о пользе смерти)
-Что не дает герою принять смерть как избавление, что держит его в этой жизни? (скрипка)
(текст)
4.3. Образ скрипки - один из основных в рассказе, это еще один главный герой. Теперь, в конце рассказа, мы видим отношение Якова к ней как к одушевленному лицу, и больше - как к ребенку, которого он потерял 50 лет назад. И теперь понятно, что всю жизнь, все эти 50 лет, роль любимца, о котором надо заботиться, того, кто облегчит страдания, «утешит в старости» выполняла скрипка.
(Марфа подсознательно чувствовала это, когда с благоговением вешала скрипку на стену.)
Только она все понимает и передает на всем понятном языке. Этот язык- музыка. (звучание скрипки)
На фоне музыки:
«Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слезы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка». В этой музыке -тоска, любовь, одиночество, предчувствие скорой смерти, трагическое понимание бессмысленности и тщетности жизни.
В этот момент вновь появляется Ротшильд, испуганный, готовый любой момент к грубости и хамству в свой адрес.
- Как теперь встречает его Яков? (спокойно, миролюбиво)
- С каким предложением пришел Ротшильд? (заработок)
(музыка)
И вот Яков опять заиграл, и слезы брызнули опять на скрипку, (текст)
Напряженная работа души Якова приводит к ясному пониманию свои главных грехов. Кульминация нравственной эволюции героя- исповедь пере смертью.
-Найдите в тексте, как это описывает Чехов.
(текст)
Яков совершает первый раз за последние 50 лет поступок: «Скрипку отдайте Ротшильду». Это самое важное, что он сделал за всю свою жизнь.
Это то, к чему он шел на протяжении всего рассказа, то, ради чего о тосковал, терпел, страдал и плакал, играя свою «последнюю песню».
5. Смысл финала.
- Как сложилась жизнь Ротшильда после смерти Якова? (текст)
Этот финал открывает перед читателем и Яковом истинную жизнь. Герой получает то, о чем мечтал и жалел последние дни: настоящая известность и признание, польза и материальный достаток (не для себя, для другого) и память, которая является родом бессмертия. Ведь весь город знает и любит то, что сотворил Яков - музыкант, а не гробовщик.
Его музыка - это символ его души, которая при помощи скрипки раскрывается всем людям, желающим ее увидеть. И оказывается, люди способны понять и принять душу другого человека. Но для этого душа должна быть выражена, а чтобы ее выразить, нужно пройти долгий и тяжелый путь, искупить грех и понять истинную ценность жизни другого и своей собственной.
Концовка рассказа возвращает нас к названию. И теперь название приобретает новый смысл. Передавая скрипку Ротшильду, Яков передает ему большую часть своего внутреннего мира, своей души. Освободившись от предрассудков, он обретает народную мудрость. Сочиняя мелодию и передавая ее вместе со скрипкой Ротшильду как наследство, Яков подтверждает идею бессмертия человеческой души. Скрипка, доставшаяся Ротшильду, - это памятник Якову, постоянное напоминание о нем.
- Исходя из этого, как бы вы назвали по-другому этот рассказ? («Душа Якова»)
V.Закрепление материала.
Как видим, на очень ограниченном объеме текста Чехов сумел поставить важнейшие философские проблемы.
-Как бы вы определили эти проблемы?
-А если бы вам пришлось создавать афишу к фильму по этому
произведению, что бы вы на ней изобразили и почему?
(ответы учащихся)
-Актуальны ли идеи рассказа в современном мире? Обоснуйте свою
точку зрения.
VI. Подведение итогов.
В который раз мы убедились, что Чехов - великий художник. Он пишет не только словом, но и звуком, настроением, интонациями, мельчайшими деталями. Он заставляет читателя вслед за героями сомневаться, искать истину, постигать высшую мудрость жизни, смысл которой в сохранении чистой, прекрасной, щедрой и вечной человеческой души.
Оценки.
VII .Домашнее задание.
1. Письменно (в рабочих тетрадях) ответить на вопрос: «О чем поведала мне скрипка Ротшильда»
2. Подготовиться к контрольной работе по литературе I половины XIXвека.