Разработка урока геометрии в 8-м классе по теме
«Площади многоугольников»
Цели.
Образовательные: создать условия для закрепления знаний, умений и навыков учащихся по теме «Площади многоугольников», обобщения и систематизации теоретических знаний учащихся по данной теме.
Развивающие: развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; ясность, критичность, логичность мышления, интерес к предмету, интерес к процессу обучения, развитие вычислительных навыков.
Воспитательные: умение работать в парах, давать оценку его ответа; внимание, волю, настойчивость при решении учебной задачи; взаимное уважение друг к другу.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В мир многоугольников отправимся смело,
В мир примеров и разных задач.
Здравствуйте, ребята! Пожелаем, друг другу удачи на уроке и вдохновения, как говорил А.С.Пушкин: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».
Настроение в начале урока выставляется в личной карточке.
2. Мотивация урока.
Добрый день дорогие ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. День на самом деле сегодня добрый. Во-первых, потому, что мы с вами сегодня встретились. Во-вторых, нам предстоит интересная работа. А в- третьих мы обогатимся новыми знаниями, и вы, и я.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами попытаемся объединить теорию с практикой. И вы убедитесь, что геометрия не «сухая» наука, а знания, полученные на уроках геометрии, пригодятся в повседневной жизни.
Об этом знали с древних времен. В одном из древних описаний рассказывается о том, что цезарь Птолемей однажды спросил Евклида, нет ли в геометрии более короткого и легкого пути, чем его книги, на что тот ответил, что в геометрии нет царских дорог.
Да, геометрия – высокая винтовая лестница. В ней вполне уживаются и строгость, и красота, и легкость.
Тема нашего урока «Площади многоугольников».
В обычной жизни на каждом шагу мы встречаемся с понятием “площадь”. Что такое “площадь”, знает каждый. Каждый понимает смысл слов: площадь комнаты, площадь садового участка.
Измерение площадей считают одним из самых древних разделов геометрии; в частности название “геометрия” (т.е. “землемерие”) связывают именно с измерением площадей. Сегодняшний урок мы посвятим решению задач на вычисление площадей плоских фигур. Возникает вопрос: в каких областях науки и техники может пригодиться понятие площади и умение вычислять площадь? (ответы) Действительно, трудно найти область и профессию, где площадь не нашла бы свое применение. Задачи, которые мы будем решать на уроке встречаются и в окружающей нас действительности, решать их нас «заставляет» сама жизнь.
Девиз урока:
Три пути ведут к знанию:
Путь размышления – это путь самый благородный;
Путь подражания – это путь самый легкий;
Путь опыта – это путь самый горький.
Китайский философ и мудрец Конфуций.
3. Актуализация опорных знаний.
Личная карточка учета:
Ф. И. класс |
Настроение в начале урока
|
Настроение в конце урока |
||
Кроссворд (6 б.) |
Формулы (6 б.) |
«Измеряем, вычисляем» (3 б.) |
«Ландшафтный дизайнер» (6 б.) |
Оценка за урок (23:2=…) |
|
|
|
|
|
И так мы вместе с Конфуцием отправляемся по пути к знаниям.
Первый путь – путь размышления.
1) А теперь с помощью кроссворда вспомним, какие многоугольники мы знаем?
Кроссворд. Работа в парах:
Как называется:
1) четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны? (Параллелограмм.)
2) параллелограмм, у которого все углы прямые? (Прямоугольник.)
3) параллелограмм, у которого все стороны равны? (Ромб.)
4) четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны? (Трапеция.)
5) прямоугольник, у которого все стороны равны? (Квадрат.)
6) геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой и соединённые отрезками? (Треугольник.)
Какое слово получили по вертикали? (Площадь.)
Затем оценивание - максимум 6 баллов. Результаты заносятся в личную карточку учета.
- Где в повседневной жизни мы встречаем понятие “площадь”? Для чего оно нам нужно?
- А какие единицы измерения площади мы знаем?
- А теперь вспомним формулы для вычисления площадей многоугольников.
2) Найти формулы:
На закрытой доске заранее выписаны формулы площадей:
S = (a+b)h;
S= аh;
S= ав;
S=;
S=;
S = a2;
S= S1 + S+ S
Ученики внимательно смотрят на формулы. Учитель показывает геометрическую фигуру.
1 2 3 4 5 6
Ученики выбирают соответственную формулу и записывают её номер в тетрадь. По окончании работы ученики меняются тетрадями. Учитель проставляет рядом с фигурами нумерацию формул. Затем выполняется взаимопроверка и оценка знаний - максимум 6 баллов. Результаты заносятся в личную карточку учета.
Свойства площади:
4. Решение задач по теме «Площади многоугольников»
Второй путь - путь подражания.
1)Фронтальная работа по готовым рисункам:
2) Практическая работа в парах «Измеряем, вычисляем»:
У каждой пары на столе 3 фигуры. Учащиеся должны найти площади этих фигур, сделав предварительно все измерения и результаты занести в таблицу.
№ фигуры |
a |
b |
h |
S |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
Затем выполняется самопроверка и оценка знаний - максимум 3 баллов. Результаты заносятся в личную карточку учета.
3) Историческая справка:
В Древней Руси уже в 16 веке нужды землемерия, строительства и военного дела привели к созданию рукописных руководств геометрического содержания. Первое, дошедшее до нас, носит название "О земном верстании, как земля верстать". В 1703 году появилась "Арифметика Магницкого", содержащая отдельные сведения практической геометрии. Через 5 лет вышел первый русский учебник по геометрии "Геометрия славянски землемерие".
Создание русскими мастерами каменных дел грандиозных сооружений Кремлевских стен и башен, говорят о том, что эти мастера обладали основательными знаниями в области геометрии
задача из литературы
4) Работа у доски:
Предлагаю вам решить задачу Л. Н. Толстого “Много ли человеку земли надо”.
Крестьянин Пахом мечтал о собственной земле и собрал, наконец, желанную сумму, предстал перед старшиной.
“Сколько за день земли обойдёшь, вся твоя будет за 1000 рублей. Но если к заходу солнца не возвратишься на место, с которого вышел, пропали твои деньги” – сказал старшина.
Выбежал утром Пахом, прибежал вечером на место и упал без чувств, обежав четырехугольник, периметр которого 40 км.
Сколько же земли купил себе Пахом? Наибольшую ли площадь при данном периметре получил Пахом?
Ответ: 78 км.
5) Практическая работа «Делаем ремонт кабинета» (решение записывается на доске).
Путь опыта – это путь самый горький.
1 задание: Выполнив необходимые замеры:
- Рассчитать нужное количество краски для покраски 16 столов в кабинете, если на 1 кв. м. поверхности требуется 150 г краски;
- Рассчитать нужное количество плитки для оклейки потолка и длину карниза.
5. Самостоятельная работа учащихся.
Практическая работа «Ландшафтный дизайнер»
Задание: Выполнив необходимые расчеты, необходимо благоустроить земельный участок для высадки цветов:
- Вычислить длину изгороди для участка;
- Найти его площадь;
- Рассчитайте количество цветочной рассады, если на 1 кв.м. рекомендуют высаживать 50 шт. бархатцев «Золото маккены». Удобрение «Кимира универсал – 2», расход 100 г. на 1 кв.м
6 м
8 м
|
|
5 м |
15 м
Подводятся итоги вычислений. Затем выполняется самопроверка и оценка знаний - максимум 6 баллов. Результаты заносятся в личную карточку учета. Вычисляется оценка за урок.
Настроение в конце урока выставляется в личной карточке.
6. Домашнее задание. Рефлексия. Итог урока.
Повторить п. 15-19.
Решить №№ 714, 830. (достаточный уровень)
Творческое задание:
Выполнив необходимые замеры в своей комнате:
- Рассчитать нужное количество линолеума;
- Рассчитать нужное количество обоев для оклейки стен;
- Рассчитать нужное количество плитки для оклейки потолка и длину карниза.
Напишем синквейн к теме урока:
План написания синквейна следующий:
Первая строка – одно существительное;
Вторая строка – два прилагательных;
Третья строка – три глагола;
Четвертая строка – фраза на тему синквейна из четырех слов, выражающая отношение к данной теме;
Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоциональном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Площадь.
Значимая, актуальная.
Измерять, вычислять, выводить.
«Семь раз отмерь – один отрежь».
Для каждой фигуры.
Как вы считаете, актуальны ли в наше время слова Андрея Николаевича Колмогорова: «Знания по геометрии или умение пользоваться формулами необходимы почти каждому мастеру или рабочему»? (ответы)
Сегодня мы с вами убедились, что умение вычислять площади фигур, необходимо каждому человеку в повседневной жизни. Помните, что, решая маленькие задачи вы готовитесь к решению больших и трудных.
– Спасибо за урок.