Про матеріал
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ
Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и инте-ресные по содержанию.
Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привыч¬ку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на са-мом увлекательном эпизоде.
Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намерен-но его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь свои¬ми детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопос¬тавляйте ваши и его впечатления.
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авто¬ров, оформляйте его личную библиотеку.
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о род¬ном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
• Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладе-ния техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Луч-ше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.
• Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что пос-ледние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
• Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чте¬ния. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок про¬сматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмот¬рел картинку— отдохнул. Следующий кадр — опять две строчки про¬читал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем
детям, которые читают неохотно.
• Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении тех-никой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с се-кундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно одну минуту. Подсчитайте, сколько слов (включая союзы и предлоги) он успевает прочесть за минуту. К своему «росту по чтению* ребенок будет относиться столь же рев-ностно, как к меткам его роста на двери. Важно оценивать только технику чтения, а не другие достоинства маленького читателя. Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «молодец», «уже быст-рее». Ребенку будут понятнее более конкретные оценки («Целых 20 слов в минуту! Замечательно!», «В марте было 40, а сейчас 45 слов в минуту!» и т.п.). Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняш¬ние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
• Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребен-ком, пусть он придет в школу, умея читать. В 4—5 лет учиться чи¬тать легче, чем в 7—8 лет.
• Терпеливо помогать ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
• Обучая детей чтению, опираться на их интересы. Ребенок, которо-го учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.
• Больше играть с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.
• Рассказывать детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы ча¬сто говорим семи - восьмилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.
• Чаше устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
• Читать самим, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
• Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т.п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.
• Принимать во внимание, что возраст с 7 до 16 лет — это промежу¬ток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.
• Не всегда спешить сразу отвечать на детские вопросы, лучше посо¬ветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.
• Собирать дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, иностранных слов и т.д.; вырабатывать у ре-бенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
• Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращать внимание на то, что сын или дочь читает. Вместе с ребенком создать для него такую библиотеку, чтобы в ней
Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обуче-ния не научился нормально читать, то его интерес к учению - значи¬тельно падает.
Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слуша¬ние, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе бу¬дет интересоваться содержательной и разносторонней информаци¬ей, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель.
Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совер¬шенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от ко¬торых зависит умственная работоспособность.
Часто бывает так, что ребенок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать. Неужели тебе не хочется самому почитать книжку?» И тогда в ход идет при¬нуждение: «Прочитай еще хоть строчку», «Пока не дочитаешь стра¬ницу, не буду с тобой играть» и т.д.
Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле очень полезны игры, в процессе кото¬рых обучение чтению идет непринужденно и весело.
Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным сло¬вом. Во время семейного чтения отец и мать сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны.
Для формирования у ребенка потребности в чтении и письменной речи педагоги и психологи предлагают использовать жизненно важ-ную переписку, содержание которой должно лично задеть ребенка и апеллировать к самым главным и сильным его интереса. Приведем следующий пример: «Саша мечтает о настоящем друге. Он болен, сидит дома в окружении любящих взрослых, любимых игрушек, но вдали от приятелей. По телевизору он видел фильм про мальчика. Главный герой так понравился Саше, что ему захотелось с ним под-ружиться. Мама посоветовала написать ему письмо. Саша старатель¬но и увлеченно работал целый час (!), и вот письмо будущему другу готово. Вскоре приходит «ответ», написанный крупными печатными буквами, слова выбраны простые, короткие фразы. Автор письма — мама. Она знает, что вызывает интерес сына. Так завязывается «переписка».