Рекомендації батькам "Як допомогти дитині розвивати і реалізовувати свої можливості "

Про матеріал
Уважаемые родители! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости. Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами: 1) Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий. 2) Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. 3) Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед или даже некоторого регресса. 4) Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности. 5) В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится. 6) Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому лучше выбирать игровую форму занятий. 7) Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи – все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы. 8) Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать. Как заинтересовать?
Перегляд файлу

Уважаемые родители!

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине

огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

     Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

     1) Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

     2) Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

     3) Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед или даже некоторого регресса.

     4) Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

     5) В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

     6) Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому лучше выбирать игровую форму занятий.

     7) Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи – все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

     8) Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

     А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

     Сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.

 

Как заинтересовать?

 

  1. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает "открытия" сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
  2. Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.
  3. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
  4. Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком легким. Оно должно быть посильным.
  5. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
  6. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его "рост", терпение, старание.
  7. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только – с самим собой.  Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.

Итак, успехов вам и – больше веры в себя и в возможности

своего ребенка!

 

     Рекомендации психологам и педагогам.

 

  1. Предоставьте каждому ребенку возможность развиваться в соответствии со своими склонностями и способностями, полностью реализуя свой природный потенциал.
  2. Первостепенной при работе с детьми низкого уровня психологической готовности к школе является задача не столько обучения, сколько их развития.
  3. Необходимо целенаправленно использовать прежде всего игровой вид деятельности, т.к. он является ведущим в дошкольном периоде, в ходе которого формируются предпосылки для успешного овладения полноценной учебной деятельностью.
  4. Работу с детьми необходимо строить, ориентируясь непосредственно на исходный уровень каждого ребенка.

 

Мы предлагаем школьному психологу и педагогам простейшие упражнения и задания, направленные на развитие памяти, мышления, речи, произвольной сферы и внимания.

 

На развитие памяти

 

     Зрительно-моторная память необходима для выполнения

работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим продолжением по памяти);

     вербально-моторная память (работа по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам и т.п.);

     логическая память (запоминание последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группировки, запоминание последовательности действий в сюжетных рассказах и т.д.).

     Если при выполнении этих видов заданий обнаружились какие-либо отклонения, недостатки в работе ребенка, это может означать, что у него плохо сформирован соответствующий вид памяти. Самыми простыми и доступными способами развития недостаточно сформированных видов памяти могут служить  следующие упражнения.

     Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую следует осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца постепенно сокращается по 15-20 секунд, в зависимости от сложности предлагаемой работы, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец. Эти виды упражнений целесообразно проводить на таких видах деятельности: рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам. Кроме того, дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа; им предъявляется на определенное ограниченное время какая-либо сюжетная картинка, содержание которой они должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. Затем предъявляется похожая картинка, в которой не достает каких-то деталей, или, напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети.

     Для развития вербально-моторной памяти целесообразно использовать упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти, с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности. Например, вы просите ребенка выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти: воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т.д.

     Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения: вы читаете ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем просите назвать слова, которые он запомнил.

     Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том,  на сколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Если вы обнаружили, что ребенок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старался запомнить механически, можно объяснить и показать ему, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу. Вскоре он и сам убедится, что так запоминать легче.

     Аналогичный способ запоминания можно предложить детям для использования и при запоминании  различных предметов, цветов, последовательности событий.

 

На развитие мышления

 

     Дети приходят в школу с разным уровнем общего психического развития, поэтому у них в силу разных причин  могут отсутствовать не только зачатки логического или наглядно-образного мышления, но и быть недостаточно развито наглядно-действенное мышление, формирование которого в норме должно быть завершено к моменту поступления в школу.

     Что же делать, если у ребенка все-таки не сформировано наглядно-действенное мышление? Самым эффективным способом его развития является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Поэтому желательно, чтобы в каждой группе, каждом классе был набор самых разных конструкторов (пластмассовых, металлических, деревянных и др.).

     Развитию наглядно-образцового мышления способствуют следующие виды заданий: вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.

     Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.

     Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

     а) "Четвертый лишний": задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех (для этого упражнения удобно использовать карточки лото);

     б) придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащение его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. На это же направлена игра "Говори наоборот", в которой взрослый говорит какое-либо слово и просит ребенка тоже назвать слово, но только с обратным смыслом;

     в) логические загадки и задачи, например, хорошо известная загадка про волка, козу и капусту, всевозможные головоломки, различные виды заданий с палочками или спичками.

 

На развитие моторики и координации движений

 

     Многочисленные психологические исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка. В этом мы не единожды имели возможность убедиться на собственном опыте: если ученик в состоянии правильно и аккуратно воспроизвести графический материал (буквы и их элементы, цифры, линии и т.п.), то он значительно успешнее овладевает учебной программой в целом, и наоборот, чем хуже развиты эти навыки, тем больше хлопот доставляет такой ребенок.

     Причины недостаточного развития навыков тонкой моторики у ребенка  могут быть очень различными. Одной из них может являться неспособность ребенка увидеть, воспринять образец, что связано с определенными дефектами восприятия (пониженное зрение, неразличение деталей предмета, неспособность выделить его части из целого и т.д.).

     Что делать в этом случае? Для начала попросите ребенка подробно описать то, что он видит, т.е. образец, и проанализируйте с ним детали изображения. Особое внимание уделите ошибкам, допущенным при описании. И лишь убедившись в том, что ребенок сумел правильно воспринять образец, приступайте к графическому воспроизведению.

     Возможны и другие причины, когда у ребенка не сформированы собственно графические навыки: он видит образец во всех деталях, но из-за неразвитой моторики не в состоянии воспроизвести его. Это легко преодолеть, если моторный навык будет вырабатываться совместно со взрослым в процессе работы по принципу "рука в руке" (взрослый берет руку ребенка с карандашом в свою руку и вместе с ним воспроизводит образец). Особое внимание уделите тому, чтобы ребенок не только отрабатывал моторный навык, но и постоянно соотносил полученное изображение с образцом.

     Для развития тонкой моторики существует множество разнообразных упражнений и игр - это, прежде всего, работа с конструкторами, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезывание (особенно плавное, не отрывая ножниц от бумаги). Одним из эффективных упражнений является продевание нитки в игольное ушко, а также шитье, вышивание, вязание, плетение.

     С целью развития общей координации и точности движений можно предложить детям следующие игры и соревнования:

     а) игра "Съедобное – несъедобное", а также любые игры и упражнения с мячом;

     б) игра "Зеркало": ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого.

     Развитию этих навыков способствует также весь спектр спортивных игр, физических упражнений, занятий танцами, ритмикой, аэробикой.

 

На развитие произвольности

 

    Одним из основных показателей готовности ребенка к школе является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.

     Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих. Поэтому развитию произвольности целесообразно уделить особое внимание.

     Развитие произвольности – многокомпонентный процесс, требующий обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции. Эта система включает в себя способность удерживать цель выполняемой деятельности, составлять программу исполнительных действий, формировать модель значимых условий деятельности, уметь пользоваться обратной связью и корректировать допущенные ошибки как в процессе самой деятельности, так и по ее окончании. Успешное выполнение любой деятельности возможно лишь при наличии такой целостной системы произвольной саморегуляции.

     Как показывает практика, очень немногие дети к моменту поступления в школу обладают достаточно высоким уровнем произвольной  саморегуляции. Поэтому не будет ошибкой, если специальные занятия по развитию произвольности будут проводиться со всеми детьми.

     Предлагаемые задания и упражнения будут способствовать развитию и совершенствованию у ребенка всех звеньев системы  произвольной  саморегуляции.

     Наиболее эффективной деятельностью по развитию произвольности служит продуктивная деятельность, в первую очередь конструирование, которое можно рассматривать как универсальную деятельность, способствующую всестороннему развитию ребенка.

     Функция произвольности является базовой для осуществления любого вида продуктивной и учебной деятельности, поскольку обеспечивает регуляцию всех психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и поведенческих реакций, она же является необходимой основой формирования внимания. В этой связи отработка системы произвольной саморегуляции является залогом успешного овладения учебной деятельностью.

     И здесь необходимо отметить существующие особенности построения учебного процесса, которые препятствуют полноценному формированию системы регуляции. Их специфика заключается в том, что учащийся преимущественно ориентирован не на процесс выполнения учебных заданий, а на конечный результат, который прежде всего и оценивается педагогом. Именно этим, по-видимому, обусловлено стремление многих детей к получению лишь правильных результатов и их формальному совпадению с ответами в учебниках. При этом педагогам рекомендуется  контролировать правильность выполнения промежуточных действий, где чаще всего и допускаются ошибки.

     В этой связи очень важной является переориентация, как педагога, так и ученика на необходимость оценки промежуточных действий и их коррекцию в процессе выполнения деятельности. Именно это будет способствовать не только более глубокому и полному усвоению знаний, но и использованию неординарных способов решения, творческому, а не формальному подходу к выполнению любого задания в самых разных видах деятельности.

     Итак, мы кратко остановились на типичных недостатках в развитии памяти, мышления, моторики, произвольности, которые являются наиболее характерными для детей, приходящих в первый класс школы и не готовых к обучению в ней. Однако разделение этих психических функций является весьма условным, поскольку в жизни осуществление любой деятельности требует их совместного, взаимосвязанного участия. Поэтому каждое из перечисленных выше заданий, по сути, будет способствовать повышению общего уровня психического и интеллектуального развития ребенка.

     Недостатки развития в той или иной сфере обязательно повлияют на общий ход психического развития ребенка, скажутся на особенностях становления его личности в целом. Поэтому целенаправленная коррекционная и развивающая работа должна носить комплексный характер. Именно тогда она будет служить развитию индивидуальности ребенка, раскрытию и реализации его способностей, раскрепощению его творческого потенциала.

     Уважаемые психологи и педагоги! Предложенные вашему вниманию виды развивающих занятий и упражнений являются лишь общим ориентиром, канвой для реализации ваших творческих возможностей в работе с детьми. Мы рассчитываем, что знакомство с ними послужит импульсом, который будет способствовать поиску вами индивидуальных форм работы с детьми.

 

doc
Додано
15 березня 2019
Переглядів
443
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку