Тема: «Решение элементарных упражнений по транскрипции и трансляции»
Цели и задачи урока:
Образовательные: решение элементарных задач по транскрипции и трансляции.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения, осуществление экологического, санитарно - гигиенического воспитания, привитие интереса к естественным наукам.
Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, предъявлять результаты своей деятельности.
Оборудование: дидактические карточки с таблицей «Генетический код»
Тип урока: практическая работа.
Тема: «Решение элементарных упражнений по транскрипции и трансляции»
Цели и задачи урока:
Образовательные: решение элементарных задач по транскрипции и трансляции.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения, осуществление экологического, санитарно - гигиенического воспитания, привитие интереса к естественным наукам.
Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, предъявлять результаты своей деятельности.
Оборудование: дидактические карточки с таблицей «Генетический код»
Тип урока: практическая работа.
Дата:_____________________
Ход урока:
- Приветствие класса.
- Что такое половое размножение?
- Какие типы размножений живых организмов вам известны?
- Что такое митоз?
- Что такое мейоз?
- Какие половые клетки живых организмов вы знаете?
III. Изучение нового материала:
Практическая работа №2
«Решение элементарных упражнений по транскрипции и трансляции»
Цель: научиться решать задачи по молекулярной биологии.
Оборудование: тетрадь.
Необходимые данные: длина нуклеотида – 0,34 нм, молекулярная масса нуклеотида – 345 г/моль, молекулярная масса аминокислоты – 100 г/моль
Ход работы
Упражнение 1: Участок ДНК содержит последовательно расположенные нуклеотиды ААГТГТГАЦТТА. Укажите аминокислотный состав белковой цепи, кодируемой этим участком ДНК.
Упражнение 2: В молекуле белка следующая последовательность аминокислот: тре-лей-тир-лиз-сер-гли. Постройте участок и-РНК, на котором закодирован этот белок.
Упражнение 3: Покажите порядок аминокислот в белке, если известно, что
и-РНК, по которой он строится, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АААЦААГУУАЦАГАУУУЦ.
Упражнение 4: Под воздействием ионизирующей радиации цитозиновый нуклеотид в кодирующей цепи гена заменяется на тиаминовый. Как изменится
аминокислотный состав белковой молекулы, если белок до облучения был следующим: вал-цис-тре-фен-цис.
Упражнение 5: Фрагмент кодирующей цепи гена мыши содержит 1800 нуклеотидов. Из них 600 приходятся на интроны. Кодирующая часть (экзоны) данного фрагмента гена содержат 300 адениновых, 200 тиаминовых, 100 гуаниновых нуклеотидов. Определите:
1) длину данного фрагмента ДНК;
2) количество треплетов в кодирующей и-РНК;
3) количество аминокислот в соответствующем фрагменте молекулы белка.
Упражнение 6: Фрагмент ДНК собаки содержит 600 тиаминовых нуклеотидов. Определить количество аминокислот в белковой молекуле, если экзоны составляют 10% всех нуклеотидов кодирующей цепи гена, а количество гуаниновых нуклеотидов в этом фрагменте ДНК равняется 35%.
IV. Домашнее задание: § 26, упр. 5, 8 стр. 113