Риторический турнир ( обобщающий урок по риторике)

Про матеріал

Цели:

образовательные: совершенствовать знания учеников о риторике: основные понятия, законы риторики, роль в обществе и в жизни отдельного человека;

развивающие: прививать риторические навыки: учить строить собственное монологическое высказывание, аргументировать своё мнение, правильно формулировать вопросы, создавать презентации на тему по риторике, совершенствовать навыки анализа прослушанной ораторской речи; формировать умения работать в команде;

воспитательные: способствовать воспитанию интереса к риторике как науке и искусству слова, повышению речевой культуры, коммуникативной компетентности; прививать дух здорового соперничества, чувство юмора.

Перегляд файлу

Открытый урок по русскому языку в 11 классе гимназии №50

Учитель – Мироненко Н. Ф.

 

Тема:

Риторический турнир (обобщающий урок по риторике)

 

Цели:

образовательные: совершенствовать знания учеников о риторике: основные понятия, законы риторики, роль в обществе и в жизни отдельного человека;

развивающие: прививать риторические навыки: учить строить собственное монологическое высказывание, аргументировать своё мнение, правильно формулировать вопросы, создавать презентации на тему по риторике, совершенствовать навыки анализа прослушанной ораторской  речи; формировать умения работать в команде;

воспитательные: способствовать воспитанию интереса к риторике как науке и искусству слова, повышению речевой культуры, коммуникативной компетентности; прививать дух здорового соперничества, чувство юмора.

 

Оборудование:

записи высказываний о риторике, видеозаписи выступлений ораторов, компьютерные презентации, портреты риторов прошлого.

 

Ход урока:

 

  1. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя:

 

 

 

По словам Феофана Прокоповича, риторика – «царица душ».  Античные философы, портреты которых вы видите перед собой (Сократ, Аристотель, Цицерон), ценили ораторское мастерство так же высоко, как и талант полководца. Нам также хорошо известно выражение Цицерона «Поэтами рождаются – ораторами становятся». Эти слова вдохновили меня на рифмованные строчки:

         

                  Ода риторике

         

           Поэтом можешь ты не быть,

 Оратором же стать обязан.

 И смело к людям выходить,

 Их увлекая меткой фразой.

 В горячем споре побеждать,

 Не обижая оппонентов,

 И слушателей убеждать

 Лишь силой слов и аргументов.

 Разнообразен и широк

 Запас ораторских умений:

 Вопрос, ирония, намёк,

 Призыв, сомненье, удивленье…

 Риторика поможет стать

 И популярным, и успешным,

 Хоть и непросто постигать

 Её премудрости, конечно.

 

Мы с вами постигали эти премудрости в течение семестра. И сегодня на уроке в ходе «рыцарского, то есть риторического турнира» увидим, чего вам уже удалось достичь.

 

II. Работа по теме урока.

 

Ведущие:

Приветствуем участников и гостей нашего риторического турнира, желаем успеха обеим командам и удовольствия от общения. Так как полностью согласны со словами Антуана де Сент- Экзюпери о том, что «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».  В первую очередь разрешите представить вашему вниманию жюри.

Начинаем первый конкурс: капитаны представляют названия своих команд и приводят аргументацию их выбора. Удачное название оценивается 1 баллом, мотивация – тоже 1 баллом.

1.Конкурс названий команд:  капитаны представляют названия своих команд и приводят аргументацию их выбора  (Например: «Вдохновение», так как оратор должен говорить вдохновенно – только тогда его речь достигнет умов и сердец слушателей).

 

Ведущие:

Прежде, чем начать разминку, проведём жеребьёвку к последующим конкурсам. Просим капитанов подойти и сделать свой выбор.

Итак, конкурс «Разминка». Команды задают друг другу по 5 вопросов.

Оценивается как правильно сформулированный вопрос, так и верный ответ – по 1 баллу.

 

2.Конкурс «Разминка». Команды задают друг другу по 5 вопросов.

 

3.Конкурс на знание афоризмов «Продолжить фразу».

 

Ведущие:

Конкурс на знание афоризмов «Продолжить фразу»:     оценивается близость к первоисточнику, оригинальность, речевое оформление и остроумие импровизатора.

 

Участники команд вытягивают по 4 карточки с началом фраз и экспромтом стараются максимально приближенно к первоисточнику их продолжить:

 

 

Долг оратора –…(говорить правду).

                                                                                           Платон

 

Много говорить и много сказать… (не есть одно и то же).

                                                                                            Софокл

 

 

 Острый язык – дарование,… (длинный язык – наказание).

                                                                                           Достоевский

 

Поведение – это зеркало, в котором… (каждый показывает свой лик).

                                                                                              Гёте

 


 


Статую красит вид, а человека – …(деяния его).

                                                                                               Пифагор

 

Знать много языков – это значит… (иметь много ключей к одному замку).

                                                                                               Вольтер

 

Кто ясно мыслит, тот… (ясно излагает).

                                                                                                 Буало

 

Счастлив тот, кто… (сделал счастливым наибольшее число людей).

                                                                                                Бетховен

 

 

 

4.Конкурс аналитиков.

 

Ведущие:

Конкурс аналитиков. Прослушав речь известного ритора, проанализировать её по предложенному плану (план прилагается – распечатка на столах каждой команды и на столе у жюри).

 

Для анализа предлагаются видеофрагменты:

https://www.youtube.com/watch?v=gQ2TG8K2Am8 - Стив Джобс. Хочешь успеха – ищи неудач.

https://www.youtube.com/watch?v=FC-Ewi3BKTsНик Вуйчич. Стремление к жизни.

 

План анализа ораторской речи

 

1

Тип ораторской речи: академическая, судебная, социально-политическая, социально-бытовая, духовная.

 

2

Жанр:

доклад,  сообщение, лекция, митинговая речь, хвалебная речь, политическое обозрение, приветственная речь, застольная речь…

 

3

Тема и цель высказывания.

4

Содержательность речи и весомость аргументов.

 

5

Целесообразность использования приёмов оживления речи: тропов и риторических фигур.

 

6

Исполнительское мастерство: темп, громкость, внятность и чёткость речи, владение невербальными средствами (взгляд, поза, жесты, мимика), внешний вид, приёмы поддержания внимания аудитории.

 

5. Конкурс хвалебных речей.

Ведущие:

В пьесе Ф. П. Чехова «Вишнёвый сад» Гаев произносит хвалебную речь многоуважаемому шкафу. А наши игроки попытаются посвятить аналогичную похвалу бытовому прибору.

Конкурс хвалебных речей:

каждая группа путём жеребьёвки выбирает бытовой прибор (утюг, тостер, электрочайник, пылесос, холодильник) и посвящает ему хвалебное слово.

6. Конкурс  презентаций на тему: «Риторика в современном мире и её значение для достижения личного успеха». Конкурс объявлен накануне и готовился дома.

 

7. Конкурс ораторского мастерства.  

Ведущие:

 И наконец, заключительный конкурс - конкурс ораторского мастерства.  Речь перед аудиторией на одну из тем:

 

«Беседа – вкусная изюминка в пресном тесте существования» (О.Генри).

«Немало сокровищ в мире открывается, как Сезам сказочного Али-Бабы, словесным ключом» (А. Ван Дейк).

Как риторика поможет мне добиться успеха и уважения.

III. Итог урока.

Ведущие:

Друзья, пришло время подвести итоги и назвать победителя. Слово предоставляется жюри.

 Жюри объявляет итоги конкурсов, отмечает лучших игроков, присваивает звание «Лучший ритор команды».

 

  Критерии оценивания для членов жюри

Конкурс

Критерии оценивания

1 команда

Цицероны

2команда

Гармония

1. Название и его мотивация: по 1 баллу.

1+1=2 балла

 

 

2. Разминка – 5 вопросов задаёт сопернику каждая команда: оценивается удачный вопрос и правильный ответ.

(1+1)х5=10

 

 

3. Конкурс на знание афоризмов «Продолжить фразу»: оценивается близость к первоисточнику, оригинальность, речевое оформление и остроумие.

4х2=8 баллов

 

 

4. Конкурс аналитиков. Прослушав речь известного ритора, проанализировать её по плану (план прилагается).

10 баллов

 

 

5. Конкурс хвалебных речей.

Каждая команда путём жеребьёвки выбирает какой-либо бытовой прибор (утюг, тостер, электрочайник, пылесос, холодильник) и посвящает ему хвалебное слово.

5 баллов

 

 

 6.Конкурс  презентаций на тему: «Риторика в современном мире и её значение для достижения личного успеха».

10 баллов

 

 

7.Конкурс ораторского мастерства.

 Речь перед аудиторией на одну из тем: «Беседа – вкусная изюминка в пресном тесте существования» (О.Генри).

«Немало сокровищ в мире открывается, как Сезам сказочного Али-Бабы, словесным ключом»

(А. Ван Дейк).

Как риторика поможет мне добиться успеха и уважения.

 

10 баллов

 

 

Общий итог.

Определение команды-победителя.

Определение лучшего ритора в каждой команде.

50 баллов

 

 

 

IV.Домашнее задание:

1 вариант: составить кроссворд по теме «Риторика как наука и искусство слова»;

2 вариант: написать эссе «Роль риторики в моей жизни»;

3 вариант: подготовить  сообщение о талантливом ораторе прошлого или современности.

 

docx
Додано
1 січня 2019
Переглядів
237
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку