Цели:
образовательные: совершенствовать знания учеников о риторике: основные понятия, законы риторики, роль в обществе и в жизни отдельного человека;
развивающие: прививать риторические навыки: учить строить собственное монологическое высказывание, аргументировать своё мнение, правильно формулировать вопросы, создавать презентации на тему по риторике, совершенствовать навыки анализа прослушанной ораторской речи; формировать умения работать в команде;
воспитательные: способствовать воспитанию интереса к риторике как науке и искусству слова, повышению речевой культуры, коммуникативной компетентности; прививать дух здорового соперничества, чувство юмора.
Открытый урок по русскому языку в 11 классе гимназии №50
Учитель – Мироненко Н. Ф.
Тема:
Риторический турнир (обобщающий урок по риторике)
Цели:
образовательные: совершенствовать знания учеников о риторике: основные понятия, законы риторики, роль в обществе и в жизни отдельного человека;
развивающие: прививать риторические навыки: учить строить собственное монологическое высказывание, аргументировать своё мнение, правильно формулировать вопросы, создавать презентации на тему по риторике, совершенствовать навыки анализа прослушанной ораторской речи; формировать умения работать в команде;
воспитательные: способствовать воспитанию интереса к риторике как науке и искусству слова, повышению речевой культуры, коммуникативной компетентности; прививать дух здорового соперничества, чувство юмора.
Оборудование:
записи высказываний о риторике, видеозаписи выступлений ораторов, компьютерные презентации, портреты риторов прошлого.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
По словам Феофана Прокоповича, риторика – «царица душ». Античные философы, портреты которых вы видите перед собой (Сократ, Аристотель, Цицерон), ценили ораторское мастерство так же высоко, как и талант полководца. Нам также хорошо известно выражение Цицерона «Поэтами рождаются – ораторами становятся». Эти слова вдохновили меня на рифмованные строчки:
Ода риторике
Поэтом можешь ты не быть,
Оратором же стать обязан.
И смело к людям выходить,
Их увлекая меткой фразой.
В горячем споре побеждать,
Не обижая оппонентов,
И слушателей убеждать
Лишь силой слов и аргументов.
Разнообразен и широк
Запас ораторских умений:
Вопрос, ирония, намёк,
Призыв, сомненье, удивленье…
Риторика поможет стать
И популярным, и успешным,
Хоть и непросто постигать
Её премудрости, конечно.
Мы с вами постигали эти премудрости в течение семестра. И сегодня на уроке в ходе «рыцарского, то есть риторического турнира» увидим, чего вам уже удалось достичь.
II. Работа по теме урока.
Ведущие:
Приветствуем участников и гостей нашего риторического турнира, желаем успеха обеим командам и удовольствия от общения. Так как полностью согласны со словами Антуана де Сент- Экзюпери о том, что «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». В первую очередь разрешите представить вашему вниманию жюри.
Начинаем первый конкурс: капитаны представляют названия своих команд и приводят аргументацию их выбора. Удачное название оценивается 1 баллом, мотивация – тоже 1 баллом.
1.Конкурс названий команд: капитаны представляют названия своих команд и приводят аргументацию их выбора (Например: «Вдохновение», так как оратор должен говорить вдохновенно – только тогда его речь достигнет умов и сердец слушателей).
Ведущие:
Прежде, чем начать разминку, проведём жеребьёвку к последующим конкурсам. Просим капитанов подойти и сделать свой выбор.
Итак, конкурс «Разминка». Команды задают друг другу по 5 вопросов.
Оценивается как правильно сформулированный вопрос, так и верный ответ – по 1 баллу.
2.Конкурс «Разминка». Команды задают друг другу по 5 вопросов.
3.Конкурс на знание афоризмов «Продолжить фразу».
Ведущие:
Конкурс на знание афоризмов «Продолжить фразу»: оценивается близость к первоисточнику, оригинальность, речевое оформление и остроумие импровизатора.
Участники команд вытягивают по 4 карточки с началом фраз и экспромтом стараются максимально приближенно к первоисточнику их продолжить:
Долг оратора –…(говорить правду). Платон
|
Много говорить и много сказать… (не есть одно и то же). Софокл
|
Острый язык – дарование,… (длинный язык – наказание). Достоевский
|
Поведение – это зеркало, в котором… (каждый показывает свой лик). Гёте
|
Статую красит вид, а человека – …(деяния его). Пифагор
|
Знать много языков – это значит… (иметь много ключей к одному замку). Вольтер |
Кто ясно мыслит, тот… (ясно излагает). Буало
|
Счастлив тот, кто… (сделал счастливым наибольшее число людей). Бетховен
|
4.Конкурс аналитиков.
Ведущие:
Конкурс аналитиков. Прослушав речь известного ритора, проанализировать её по предложенному плану (план прилагается – распечатка на столах каждой команды и на столе у жюри).
Для анализа предлагаются видеофрагменты:
https://www.youtube.com/watch?v=gQ2TG8K2Am8 - Стив Джобс. Хочешь успеха – ищи неудач.
https://www.youtube.com/watch?v=FC-Ewi3BKTs – Ник Вуйчич. Стремление к жизни.
План анализа ораторской речи
1 |
Тип ораторской речи: академическая, судебная, социально-политическая, социально-бытовая, духовная.
|
2 |
Жанр: доклад, сообщение, лекция, митинговая речь, хвалебная речь, политическое обозрение, приветственная речь, застольная речь…
|
3 |
Тема и цель высказывания. |
4 |
Содержательность речи и весомость аргументов.
|
5 |
Целесообразность использования приёмов оживления речи: тропов и риторических фигур.
|
6 |
Исполнительское мастерство: темп, громкость, внятность и чёткость речи, владение невербальными средствами (взгляд, поза, жесты, мимика), внешний вид, приёмы поддержания внимания аудитории. |
5. Конкурс хвалебных речей.
Ведущие:
В пьесе Ф. П. Чехова «Вишнёвый сад» Гаев произносит хвалебную речь многоуважаемому шкафу. А наши игроки попытаются посвятить аналогичную похвалу бытовому прибору.
Конкурс хвалебных речей:
каждая группа путём жеребьёвки выбирает бытовой прибор (утюг, тостер, электрочайник, пылесос, холодильник) и посвящает ему хвалебное слово.
6. Конкурс презентаций на тему: «Риторика в современном мире и её значение для достижения личного успеха». Конкурс объявлен накануне и готовился дома.
7. Конкурс ораторского мастерства.
Ведущие:
И наконец, заключительный конкурс - конкурс ораторского мастерства. Речь перед аудиторией на одну из тем:
● «Беседа – вкусная изюминка в пресном тесте существования» (О.Генри).
●«Немало сокровищ в мире открывается, как Сезам сказочного Али-Бабы, словесным ключом» (А. Ван Дейк).
●Как риторика поможет мне добиться успеха и уважения.
III. Итог урока.
Ведущие:
Друзья, пришло время подвести итоги и назвать победителя. Слово предоставляется жюри.
Жюри объявляет итоги конкурсов, отмечает лучших игроков, присваивает звание «Лучший ритор команды».
Критерии оценивания для членов жюри
Конкурс |
Критерии оценивания |
1 команда Цицероны |
2команда Гармония |
1. Название и его мотивация: по 1 баллу. |
1+1=2 балла |
|
|
2. Разминка – 5 вопросов задаёт сопернику каждая команда: оценивается удачный вопрос и правильный ответ. |
(1+1)х5=10 |
|
|
3. Конкурс на знание афоризмов «Продолжить фразу»: оценивается близость к первоисточнику, оригинальность, речевое оформление и остроумие. |
4х2=8 баллов |
|
|
4. Конкурс аналитиков. Прослушав речь известного ритора, проанализировать её по плану (план прилагается). |
10 баллов |
|
|
5. Конкурс хвалебных речей. Каждая команда путём жеребьёвки выбирает какой-либо бытовой прибор (утюг, тостер, электрочайник, пылесос, холодильник) и посвящает ему хвалебное слово. |
5 баллов |
|
|
6.Конкурс презентаций на тему: «Риторика в современном мире и её значение для достижения личного успеха». |
10 баллов |
|
|
7.Конкурс ораторского мастерства. Речь перед аудиторией на одну из тем: ● «Беседа – вкусная изюминка в пресном тесте существования» (О.Генри). ●«Немало сокровищ в мире открывается, как Сезам сказочного Али-Бабы, словесным ключом» (А. Ван Дейк). ●Как риторика поможет мне добиться успеха и уважения.
|
10 баллов |
|
|
Общий итог. Определение команды-победителя. Определение лучшего ритора в каждой команде. |
50 баллов |
|
|
IV.Домашнее задание:
1 вариант: составить кроссворд по теме «Риторика как наука и искусство слова»;
2 вариант: написать эссе «Роль риторики в моей жизни»;
3 вариант: подготовить сообщение о талантливом ораторе прошлого или современности.