Дана лінгвістична казка призначена для використання під час вивчення теми "Особливі форми дієслова: дієприкметник та дієприслівник" , так як у самому змісті казки перелічені форми дієслова, їхні морфологічні ознаки, синтаксична роль. Такий вид роботи доцільний на самому початку уроку з метою активізації мотиваційної діяльності учнів.
Жил-был Глагол. И не просто жил, а постоянно трудился, был в заботах и хлопотах, потому что растил двух сыновей: Причастие и Деепричастие.
Причастие чем-то на девочку был похож: вечно улыбающийся, с искрящимися от веселья глазами, одетый в модную одежду, обожаемый отцом и матерью, чуть-чуть избалованный, но добрый. И быть не могло иначе, ведь другие части речи постоянно твердили Глаголу восхищенными от изумления голосами: «Ах, какой!»
Зато Деепричастие всегда был рядом с отцом, всегда старался ему в чем-то помочь. Глагол собирается читать газету, Деепричастие быстренько находит очки отца, надевает их ему на нос. Вот читает Глагол газету, надев очки на нос. Глагол смотрит футбол или другую любимую телепередачу, Деепричастие тут как тут: подкладывает отцу под спину мягкую подушку для удобства. Вот и смотрит Глагол телевизор, опершись спиной на диванную подушку, а Деепричастие думает, чем бы еще подсобить отцу? Иногда Глагол пьет чай, прихлебывая из чашечки маленькими глоточками, потому что сынок Деепричастие слишком горячим подал его отцу.
Очень любил Глагол своих сыновей и решил, что они вырастут настоящими членами общества, а он будет для них примером во всех делах.
Задание: напишите продолжение сказки, выпишите причастия и деепричастия по их признакам.
Подготовила
учитель русского языка высшей
категории, старший учитель
Я.Н.Щирая
г.Доброполье, 2018 г.