Великоновосілківська гімназія
з загальноосвітньою школою I ступеня
Міні-збірник диктантів
щодо розвитку
культурологічної компетенції школярів
(7, 9 класи)
Учитель М. Д. Лєвтєрова
2019
Введение
Диктант – основная форма проверки уровня языковой компетентности школьников.
Настоящий мини-сборник диктантов предназначен для проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся 7, 9 классов общеобразовательных учебных заведений Украины с русским языком обучения. Диктанты подобраны с учетом требований школьной программы по русскому языку, утвержденной Министерством образования и науки Украины.
Сборник составлен из текстов, взятых из произведений классической и современной литературы, из научно-популярных книг, периодической печати.
Подобранные тексты диктантов способствуют развитию культурологической компетентности школьников. Они интересны и доступны по содержанию, расширяют кругозор учащихся.
Мини-сборник может быть использован для организации урочной и самообразовательной деятельности, диагностической и коррекционной работы.
7 класс
Причастие
Роберт Бернс
Великий шотландский поэт XVIII века Роберт Бернс глубоко воспринял народное творчество. Песни, созданные поэтом, до сих пор поются в Англии и Шотландии народом. Положенные на музыку композиторами, они популярны и в других странах.
Жизнь Роберта Бернса, сына бедного шотландского фермера, прошла в борьбе с нуждой и лишениями. Сделавшись с пятнадцати лет главным работником в семье своего отца, он не сумел получить систематического образования, но много и жадно читал. Поэтический талант Бернса, рано пробудившийся, нашел выражение в лирических песнях, балладах, остроумных эпиграммах на богачей. Вскоре произведения поэта-самоучки получили широкое распространение. Используя сюжеты народных песен и баллад, он создал незабываемые самобытные произведения. У Бернса учились поэты- песенники других стран. (108 слов)
(По Е. Брандису)
«Седьмая симфония» Шостаковича
Некоторые произведения искусства создавались в совершенно необыкновенных условиях, и уже сам факт их появления вызывает восхищение перед беспримерной силой духа и мужеством их творцов. К числу таких произведений принадлежит «Седьмая симфония» Дмитрия Шостаковича, прозванная «Ленинградской» и посвященная, по удачному определению Алексея Толстого, «торжеству человеческого в человеке».
Написанная композитором в первые месяцы войны в Ленинграде, блокированном жестоким врагом, эта симфония является вдохновляющим примером беззаветного служения художника своей Родине.
Вот что писал сам композитор о «Седьмой симфонии»: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте. Во имя всего этого мы вели жестокую борьбу». (110 слов)
Игра на рожке
Рожок, чисто деревенский музыкальный инструмент, доживший от средневековья до современности.
Летняя непоколебимая тишь. Изредка на березовый перелесок, чуть розоватый от малиновой зари, набежит легкий ветер, и опять все смолкнет. Но вот луговая тишина нарушается. На бугре, среди двух берез, сидит старик с рожком, напоминающий Велеса, древнеславянского бога домашнего скота. Пастух надувает красноватые щеки, выводя мелодию за мелодией. Старинные печальные звуки, проникающие своей тоской в сердце… Даже белесое облачко, стремглав мчавшееся на встречу с зарей, останавливается, чтобы послушать пастуха. Стадо пощипывает траву, а старик услаждает безлюдную окрестность мелодиями давних лет.
Игра на рожке не простое занятие. Кроме умения, которое дается не всем и не сразу, требуется и физическая тренировка, хорошие легкие.
(110 слов)
( По Е. И. Осетрову)
Сила поэзии
Среди множества ремесел и искусств, воздействующих на человеческую душу, нет силы более доброй и более беспощадной, чем поэзия. Она все может. Я утверждаю: она сильнее атомной бомбы! Ведь это разрушающее и творящее слово, пропитанное кровью любящего сердца, окрыленное великой мыслью. Нет подчинения более добровольного и более неодолимого, чем подчинение поэзии. Нет любви более вознаграждаемой, чем любовь к поэзии: любящий поэзию – дважды поэт. Нет доверия более простого и обогащающего, чем доверие к поэзии. Но доверять ей нужно безгранично, потому что она бескорыстна, потому что ведь она-то доверяется тебе вполне, она готова отдать тебе всю неисчерпаемость свою. Доверяющий поэзии одарен судьбою, как говорили в старину, блажен. (109 слов)
(По О. Ф. Берггольц)
Парк в селе Михайловском
Центром Михайловского парка является еловая аллея, служившая прежде въездной дорогой. Она же разделяет парк на две равные части. В центре усадьбы, над рекой Соротью, стоит дом Пушкина. Вокруг дома – цветники, кусты жасмина, сирени, акации, шиповника, орешника. Рядом, утопая в зелени, белеет маленький флигелек, служивший когда-то приютом Арине Родионовне.
В парке хорошо сохранились две аллеи: еловая и липовая. Еловая аллея – прямая ровная дорога, соединяющая лес с парком и усадьбой. Здесь можно увидеть двухсотлетние ели-великаны, посаженные еще при основании парка. Лучше сохранилась липовая аллея, расположенная под углом к еловой. Древние липы аллеи – тоже старожилы Михайловского парка.
Кроме двух этих аллей, парк был перерезан многочисленными аллеями и дорожками, пересекающими друг друга. (109 слов.)
(По С. С. Гейченко.)
Деепричастие
Памятники народной славы
У каждого города есть свои памятники – символы его гордости и славы, рассказывающие ярким и образным языком искусства о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях, художниках и ученых. Гордо возвышаясь на центральных площадях или почти незаметные, скрываясь в густой зелени парков и тихих улиц, они неразрывно сливаются со всем обликом города. Люди, даже торопливо пробегая мимо, все же хоть мельком взглянут на хорошо знакомую и такую привычную статую, мысленно здороваясь с ней. Эти памятники незаметно для нас самих становятся неотъемлемой частицей нашей жизни. Изваянные много лет назад, они и сейчас живут среди нас, восхищая и радуя вдохновением и мастерством их создателей. Время не властно над такими произведениями. (111 слов)
(По И. М. Сергееву)
Сокровище
У Шаляпина был объемистый кожаный портфель, оклеенный множеством пестрых ярлыков… Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял.
В портфеле вместе с самыми необходимыми вещами лежал небольшой ящичек. Даже родные не имели ни малейшего представления о его содержимом. Они лишь недоумевали, наблюдая, как Шаляпин, приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, прежде всего бережно вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать. Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике.
После смерти артиста его вдова вскрыла ящик. В нем оказалась горсть земли, взятой Федором Ивановичем перед отъездом за границу с могилы своей матери, - горсть русской земли. (109 слов.)
(По А. Л. Лессу)
Ганнибалова клятва
Еще девятилетним мальчиком Ганнибал Барка, впоследствии выдающийся карфагенский полководец, неутомимый и свирепый враг древнего Рима, поклялся своему отцу, старому карфагенскому правителю, вечно бороться с Римом, угрожавшим Карфагену.
Он сдержал свою клятву, и много раз судьба Рима висела на волоске. Но в конце концов победа осталась за Римом. Сам же Ганнибал умер, не склонив головы. Не желая попасть в руки врагов, предчувствуя свое поражение, он застрелился на поле боя.
С той поры ганнибаловой клятвой людей называют обет, который человек дает в юности, намереваясь посвятить благородному делу всю свою жизнь.
Известна ганнибалова клятва Герцена и Огарева, давших в ранней юности обет всю свою жизнь бороться с царским режимом в России. (108 слов.)
(По Э. А. Вартаньяну)
«Соловей»
Слыхали ли вы «Соловья» - знаменитый романс русского композитора Александра Александровича Алябьева на слова поэта Дельвига? Помните начало: «Соловей мой, соловей, голосистый соловей!»?
Эта замечательная мелодия родилась в тюремной камере московской городской полицейской части. Уже около года томился здесь композитор Алябьев, человек вольнолюбивый, близкий к кругам декабристов. После трех лет судебного разбирательства его сослали в Сибирь, лишив всех чинов, отличий и прав. Но песню, сочиненную им, нельзя было ни арестовать, ни сослать. «Соловей», вырвавшись за решетки, понесся по белу свету, сразу же очаровав слушателей неповторимой поэтической выразительностью. Алябьева, автора романса, стали называть «голосистым соловьем». (100 слов)
(Из журнала)
Опера «Каменный гость»
…Последним произведением Даргомыжского, названным самим композитором «лебединой песнью», была опера «Каменный гость», написанная на текст одноименном трагедии Пушкина…
Обратившись к «Каменному гостю», Даргомыжский поставил перед собой новую и смелую задачу – сохранить в неприкосновенности полный текст Пушкина и, избежав обычных оперных форм, написать на него музыку, состоящую исключительно из речитативов. Задача была поистине небывалой! Ее мог выполнить только музыкант, в совершенстве владеющий способностями музыкального воплощения слова и живой речи.
И Даргомыжский справился с этой трудной задачей. Он не только нашел индивидуальный музыкальный язык для каждого персонажа, но сумел средствами речитатива, изобразив характерную повадку, темперамент, манеру речи действующего лица, показать внезапную смену настроений, мыслей и чувств. (104 слова)
(По Б. Асафьеву)
9 класс
Сложносочиненное предложение
О поэзии
Богатства поэзии огромны. Каждый поэт – целый мир или хотя бы целая страна, целый город.
Нужно побольше читать. Нужно сделать чтение потребностью. Читая, можно прожить как бы не одну, а много жизней.
Человек хочет развить свой вкус, лучше понимать поэзию, ее сущность. Значит, нужно поглубже войти в эту стихию, читать интереснейшие воспоминания, писательские дневники, письма.
После многих великих писателей, кроме их произведений, осталось и по нескольку томов писем, адресованных самым разным людям, а в них разбросана масса замечательных суждений, мыслей, афоризмов.
Поэзия – удел молодости, и читатели стихов в большинстве своем молоды (хотя, разумеется, поэзию любят и понимают очень многие люди самого разного возраста). Многие из них в дальнейшем отойдут от стихов, будут больше читать прозу, но все равно свет из юности, чудесный свет поэзии будет озарять всю их жизнь. (124 слова)
(По К. А. Ваншенкину)
«Грачи прилетели»
Войдите в уютный маленький зал Третьяковской галереи. Там всегда людно. Подойдите ближе к саврасовской картине «Грачи прилетели», и вы услышите ее звучание. Ваш слух уловит музыку весны: звон капели, журчание воды в проталинах, шорох ветвей берез, грачиный гомон, шелест весеннего ветра и тихий благовест.
В серой стене зала будто вырублено светлое окно. Изысканные колебания бледно-лазоревых, голубых, бирюзовых тонов. Солнце скрылось, но его лучи пробивают легкую пелену и бросают сложные серо-голубые тени на снег.
Пейзаж до предела обжит. Следы в выщербленных кирпичах колокольни, в отсыревших досках заборов, в покосившихся домах свидетельствуют о неумолимом влиянии времени.
Каждая пядь картины выстрадана влюбленным в природу России поэтом-художником, и эта его пристрастность передается вам. Вы дышите морозным, колючим воздухом. Вы слышите пение весны.
Саврасов – лирик, и его «Грачи» - пример проникновения в самую суть, душу природы. (129 слов)
(По И. Долгополову)
Сложноподчиненное предложение
Рождество
Во время рождественских праздников в Украине популярна традиция колядования, когда дети ходят от дома к дому, поют рождественские песни и желают хозяевам мира и процветания. Это несет в дом благосостояние и счастье. В благодарность хозяева одаривают детей сладостями и монетками, которые приносят удачу на весь год.
На сочельник (Святой Вечер), в преддверии Рождества, строго соблюдается традиция подачи 12 постных блюд. На столе по традиции -- кутья, узвар, свежевыпеченный хлеб и вареники, в которые хозяйки прячут монетки. Кто монетку найдет, тому и будет сопутствовать удача в новом году. Особо почетное место в доме занимает Дидух, заботливо сохраненный со времен сенокоса, в который вставляют стебли различных злаковых культур: овёс, жито, пшеницу. За столом поют рождественские песни, вспоминают все хорошее, что было в уходящем году. Родные желают друг другу здоровья и счастья. (128 слов)
(Из журнала)
Бессоюзное сложное предложение
Литературный быт пушкинской эпохи
Литературный быт пушкинской эпохи становится сейчас предметом пристального внимания и всестороннего изучения
В XIX веке люди увлекались любимыми литературными героями и подражали им, читали и переписывали стихи; поэты эти стихи писали, встречались друг с другом, спорили и обсуждали литературные новинки.
Дядя великого поэта являл собою часть литературного быта того времени. Василий Львович Пушкин творил этот быт: он участвовал во всех литературных развлечениях, присутствовал на всех литературных собраниях, с удовольствием декламировал в гостиных свои и чужие стихотворения, заполнял ими альбомы друзей и знакомых, отзывался на любое событие общественной жизни или жизни своих приятелей (не говоря уже о своей собственной) стихами «на случай». Его остроумные экспромты повторялись современниками; его басни, мадригалы, эпиграммы, послания переписывались в толстые сборники и тоненькие тетрадки; его «Опасный сосед» в многочисленных рукописных копиях ходил по рукам.
(126 слов)
(По Н. Михайловой)
«Камаринская» - симфоническая фантазия М. Глинки
В течение пьесы Глинка ставит слушателя в постоянное изумление перед неисчерпаемостью плясовой темы. Кажется, что она изобилует превращениями без конца и без края. А на самом деле не тема меняет свои предназначения – меняется точка зрения на нее. Перебираются различные тембры, тему «поддразнивают» инструменты в разных регистрах и ритмах. Когда, наконец, плясовой мотив остается, казалось бы, в одиночестве, под ним вдруг фанфарно акцентируют себя две валторны. Дальше подобное же выступление труб, - словно глашатаи. И вот опять начинают «собираться действующие лица»; сперва в плотной звучности струнные, к ним присоединяются фаготы, гобои, трубы, кларнеты, флейты, литавры… Вдруг сразу все исчезло: только первые скрипки продолжают играть тему. Молчание: выдержанная квинта валторн. Опять тема у первых скрипок. Наконец, будто падает занавес: плясовая тема звучит последний раз, на последней ноте ее обрывает акцент оркестра… (128 слов)
(По Б. Асафьеву)
Михайловское
Псковская земля. Михайловское. Пушкинский музей-заповедник. Всюду и во всём здесь ощущается незримое присутствие поэта.
«Страной родной» называл Александр Сергеевич Пушкин древнюю Псковщину: ведь это земля его предков, он ощущал духовное родство с нею, понимал ее значение для своего творчества. Простые люди, ее населяющие, ее песни и сказания, ее полные скромной прелести леса и поля олицетворяли для него самое дорогое – родину…
Нередко поэт навещал Святогорский монастырь: здесь находились могилы его деда и бабушки. Он перерыл библиотеку монастыря, находя в древних свитках ценнейшие свидетельства ушедших эпох. А в ярмарочные дни возле стен монастыря, одетый чуть ли не в крестьянскую рубаху, он слушал песни нищих слепцов, присматривался к юродивым. Поэт в ту пору завершал «Бориса Годунова» - первую истинно народную драму…
В апреле 1836 года у стен Святогорского монастыря Пушкин похоронил мать, себя он распорядился похоронить рядом, возле матери… (126 слов)
(Из журнала)
Масленица
Масленица… Я и теперь еще, как в детстве, чувствую это слово: яркие пятна, звоны вызывает оно во мне, пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Оттепели все чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянною бахромою сосульки, плавятся, звякают о ледышки. Прыгнешь на одном коньке, и чувствуется, как мягко режет, словно по толстой коже. Прощай, зима! Это и по галкам видно: они кружат «свадьбой». Цокающий их гомон куда-то манит. Сыроватый, мягкий ветерок пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, блинами. Капает в темноте, масленица идет. (120 слов)
(По И. Шмелеву)
Сложное предложение с разными видами связи
Поучение Владимира Мономаха
Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то пищей и питьем, ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь; как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь - всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. (130 слов)
Театр Мамонтова
Главным режиссером театра стал сам Мамонтов. На задачи оперного режиссера Мамонтов смотрел шире, чем его коллеги, работавшие в императорских театрах… Интересно свидетельство С. В. Рахманинова:
«Мамонтов был прирожденным театральным руководителем; этим, вероятно, объясняется, что основное внимание он уделял происходящему на сцене. Мне приходилось слышать, как он давал советы даже Шаляпину; обыкновенно несколько коротких фраз, как будто случайных замечаний, но всегда с таким верным чувством театра, что Шаляпин, с его необыкновенным дарованием, мог сразу схватить высказанную мысль и претворить совет Мамонтова по-своему. Мамонтов был большим человеком; безусловно, он оказал решительное влияние на развитие оперы. До известной степени влияние Мамонтова можно сравнить с влиянием Станиславского в драматическом театре…
Одно из высших творческих достижений Шаляпина – роль Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова. Эта партия вошла в шаляпинский репертуар. (122 слова)
(По А. Соловцову)