Урок русского языка в 9 классе. Тема "Введение. Многообразие языков мира ".

Про матеріал

План-конспект урока русского языка № 1 в 9 классе с использованием интеллект-карты (опорного конспекта по теме урока). Тема "Введение. Многообразие языков мира". Использование такой опоры на уроке помогает структурировать учебный материал, увидеть связи, способствует запоминанию.

Перегляд файлу

План-конспект урока русского языка  в 9- классе

Урок № 1                                                                                              Дата_________________

Тема. Введение. Многообразие языков мира.

Цели:

  • развивающая: совершенствовать культуру устного и письменного речевого общения; развивать творческое мышление; активизировать и пополнять словарный запас учащихся; учить находить аргументы для доказательства собственного мнения; 
  • образовательная:  формировать представление о многообразии языков мира, о причинах такого многообразия,   совершенствовать навыки работы с текстом;
  • воспитательная: воспитывать  личность, ориентированную  на самопознание и самоусовершенствование.

Оборудование: эпиграфы к уроку, учебник Русский язык 9 класс. Быкова Е.И. и др., интеллект-карта «Многообразие языков мира».

Тип урока: комбинированный.

Эпиграфы. Язык — это история народа.

Язык — это путь цивилизации и культуры…

А.Куприн

Самая большая ценность народа – язык,

на  котором он пишет, говорит, думает. (Д.С. Лихачев)

 

Ход урока

І. Организационный этап

Ознакомление учащихся с программой изучения курса русского языка в 9 классе.

ІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя. Согласно одному из сюжетов Библии, некогда люди на Земле разговаривали на одном языке. Однако Бог наказал их за гордыню, и во время строительства знаменитой Вавилонской башни между людьми возник языковой барьер – они перестали понимать друг друга, и постройка так и осталась незаконченной, а сами строители разбрелись по всему свету. Вот так и образовались народы и нации, говорящие на разных языках. Отсюда и значение фразеологизма «вавилонское столпотворение» -  суматоха, беспорядок, бестолковщина, неорганизованность.

Работа с эпиграфами (записать, обсудить).

III. Работа над темой урока.

1. Работаем с интеллект-картой. Вопросы для обсуждения:

  • Что такое язык?
  • Сколько языков в мире?
  • Что такое мертвые языки?
  • Каково распространение языков в современном мире?
  • Что такое классификация языков?

2. Работа с учебником (стр.9). Составить мини-диалог по тексту – 3-4 реплики (работа в парах).

3. Беседа с учащимися.

  • Какой язык, по-вашему, самый распространенный? (китайский)
  • Какова роль английского языка в мире и почему? (Английский – национальный язык не только англичан и американцев, но и канадцев, австралийцев, новозеландцев. Это один из государственных языков Индии и 15 государств Африки (бывшие британские колонии), на нем общаются и в др. странах).
  • Какой язык является основным языком интернета?
  • Существует ли эльфийский язык? А язык эсперанто?

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

1. Игра Да – Нет.

  1. Количество языков в мире точно известно (нет)
  2. В Украине один государственный язык – украинский (да)
  3. Санскрит, арамейский, древнерусский – мертвые языки (да)
  4. Понятия государственный и национальный язык тождественны (нет)
  5. Изучение иностранных языков помогает человеку в жизни (да)
  6. Английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский являются официальными языками ООН (да)
  7. Число официальных языков мира точно не известно (нет)
  8. 2/3 населения Земли говорит на 40 языках (да).
  9. Латынь не входит в число официальных языков мира (нет).

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя.

На данный момент в мире насчитывается около 7 тыс. языков и диалектов. В ближайшие 100 лет человечество лишится половины из них, а вместе с ними истории, культуры, знаний народов, говоривших на этих языках. «С потерей языка исчезают целые века человеческих размышлений о времени, окружающей среде, математике, мифах, музыке и неизведанного настоящего», — говорит по этому поводу автор книги «Когда умирают языки» профессор лингвистики Дэвид Харрисон.

Языки умирают вместе с последним носителем, и поэтому опасность грозит, прежде всего, народностям, не использующим письменность. Одна из причин гибели языков — неравномерное распределение их по числу носителей. Так, на 80 % населения планеты приходится 80 языков, а на 3,5 тыс. языков — лишь 0,2 % жителей Земли.

VI. Домашнее задание.

  • Работа со словарем: дать определение понятиям «государственный язык», «национальный язык», «полиглот».
  • Упражнение 5.
_языков_мира.jpg
zip
Додано
9 березня 2019
Переглядів
3011
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку