План-конспект урока русского языка № 1 в 9 классе с использованием интеллект-карты (опорного конспекта по теме урока). Тема "Введение. Многообразие языков мира". Использование такой опоры на уроке помогает структурировать учебный материал, увидеть связи, способствует запоминанию.
План-конспект урока русского языка в 9- классе
Урок № 1 Дата_________________
Тема. Введение. Многообразие языков мира.
Цели:
Оборудование: эпиграфы к уроку, учебник Русский язык 9 класс. Быкова Е.И. и др., интеллект-карта «Многообразие языков мира».
Тип урока: комбинированный.
Эпиграфы. Язык — это история народа.
Язык — это путь цивилизации и культуры…
А.Куприн
Самая большая ценность народа – язык,
на котором он пишет, говорит, думает. (Д.С. Лихачев)
Ход урока
І. Организационный этап
Ознакомление учащихся с программой изучения курса русского языка в 9 классе.
ІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя. Согласно одному из сюжетов Библии, некогда люди на Земле разговаривали на одном языке. Однако Бог наказал их за гордыню, и во время строительства знаменитой Вавилонской башни между людьми возник языковой барьер – они перестали понимать друг друга, и постройка так и осталась незаконченной, а сами строители разбрелись по всему свету. Вот так и образовались народы и нации, говорящие на разных языках. Отсюда и значение фразеологизма «вавилонское столпотворение» - суматоха, беспорядок, бестолковщина, неорганизованность.
Работа с эпиграфами (записать, обсудить).
III. Работа над темой урока.
1. Работаем с интеллект-картой. Вопросы для обсуждения:
2. Работа с учебником (стр.9). Составить мини-диалог по тексту – 3-4 реплики (работа в парах).
3. Беседа с учащимися.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
1. Игра Да – Нет.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя.
На данный момент в мире насчитывается около 7 тыс. языков и диалектов. В ближайшие 100 лет человечество лишится половины из них, а вместе с ними истории, культуры, знаний народов, говоривших на этих языках. «С потерей языка исчезают целые века человеческих размышлений о времени, окружающей среде, математике, мифах, музыке и неизведанного настоящего», — говорит по этому поводу автор книги «Когда умирают языки» профессор лингвистики Дэвид Харрисон.
Языки умирают вместе с последним носителем, и поэтому опасность грозит, прежде всего, народностям, не использующим письменность. Одна из причин гибели языков — неравномерное распределение их по числу носителей. Так, на 80 % населения планеты приходится 80 языков, а на 3,5 тыс. языков — лишь 0,2 % жителей Земли.
VI. Домашнее задание.