Тема: «Развитие речи. Сочинение в форме дневниковой записи», 9 класс

Про матеріал
Цель: ознакомить учащихся с видом сочинения в форме дневниковой записи; помочь определиться, что такое дневник и какие виды дневников бывают; на практике коллективно составить сочинение в форме дневниковой записи; трансформировать классическое сочинение в сочинение в форме дневниковой записи. Развивать образное мышление, навыки устной и письменной речи, память. Воспитывать собранность.
Перегляд файлу

Тема: «Развитие речи. Сочинение в форме дневниковой записи»

Цель: ознакомить учащихся с видом сочинения в форме дневниковой записи; помочь определиться, что такое дневник и какие виды дневников бывают; на практике коллективно составить сочинение в форме дневниковой записи; трансформировать классическое сочинение в сочинение в форме дневниковой записи.

Развивать образное мышление, навыки устной и письменной речи, память.

Воспитывать собранность.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: текст для работы на уроке, задания к тексту

Ход урока

Эпиграф. «Бумага всё стерпит».

Марк Туллий Цицерон

I.Оргмомент.

II.Актуализация опорных знаний и умений

Составить ассоциативный ряд «дневник». Определить в нём тематические группы слов.

III.Мотивация учебной деятельности учащихся

Записать слова. Попробовать объяснить, что представляет каждый из названных дневников.

Памятка¸ собеседник, психотерапевт, альбом (арт-терапевтический), «копилка счастья», читательский, путевой, сновидений.

Для справок.

Дневник-памятка – привычный нам дневник, включая школьный; особенность – указание дат и времени.

Дневник-собеседник – дневник-друг, тот, кому доверяют свои тайны.

Психотерапевт – вид дневника, в котором подробно описывается неприятное событие, повлиявшее на жизнь. После написания возможно полное уничтожение записи.

Альбом – единственный из представленных, в котором нет слов. Своего рода психотерапевт, только через арт-терапию.

«Копилка счастья» - особая форма дневника, при котором записываются только счастливые моменты жизни. Потребность вести запись подталкивает человека либо к совершению хороших поступков, либо к переосмысливанию привычных.

Читательский – форма дневника, которая помогает систематизировать знания после прочтения определённой книги.

Путевой – вид дневника, который ведётся во время путешествия с фиксированием наиболее запомнившихся моментов.

Сновидений – дневник, в котором записываются сюжеты сновидений с целью их систематизации.

IV.Активизация познавательной деятельности учащихся

Упражнение 1. Дать определение слова «дневник».

Упражнение 2. Создание коллективного сочинения в форме дневниковой статьи дневника-памятки «Школьная перемена».

  1. Составить план к тексту (определиться, о чём мы будем писать).

План

  1. Вступление.
  2. Основная часть:

2.1.Начало перемены.

2.2.Самое яркое событие на перемене.

2.3.Окончание перемены.

  1. Вывод.
  1. Создание устного коллективного сочинения «Школьная перемена».
  2. Написание коллективного сочинения на доске.

 

Упражнение 3. Работа в группах.

Задание для групп. Методом случайного выбора определить вид дневника, статью которого будет составлять та или иная группа.

  1. Дневник-собеседник.

Задание: дать имя дневнику. В тексте должен определяться пол дневника, статус, внешний вид и ваше отношение к нему.

  1. Путевой дневник.

Задание. В нём должна быть описана местность, на которой вы проживаете, но подать её нужно как взгляд со стороны.

  1. Дневник – «копилка счастья».

Задание: запишите в нём то хорошее, что вы уже успели сделать для людей с утра нынешнего дня от имени одного человека. Фамилия, имя, отчество должны быть составными от собственных имён членов группы.

  1. Дневник-психотерапевт.

Задание: определиться с ситуацией, которая требует терапевтической помощи, которую в состоянии оказать дневник. Описание ситуации должно быть подробным, с акцентом на мелких деталях, желательно прийти к решению вопроса.

 

Упражнение 4. Презентация выполненных работ.

Упражнение 5. Трансформация обычного текста в текст в форме дневниковой записи.

Текст для работы.

СТУЛ-САМОЗВАНЕЦ

Поставили стул на стол, когда окна мыли, а убрать позабыли. Тот и возгордился.

- Я, - говорит, - теперь самый главный в доме!

И велел всем вещам называть себя троном.

Услыхала это муха. Села на стул и говорит:

- Я теперь царица, раз на троне сижу!

Хлопнула мухобойка муху и объявила, что в доме – государственный переворот.

Неизвестно, чем бы все это закончилось, только пришла хозяйка. Она поставила стул на место, присела на него передохнуть и ничего не сказала.

Но все вещи и так знали: вот теперь в доме порядок!

Монах Варнава (Санин)

 

V.Итог урока

Назвать недостатки дневника.

VI.Домашнее задание: составить статью читательского дневника по изучаемому произведению.

 

docx
Додано
26 березня 2019
Переглядів
2894
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку