Тема: «Развитие речи. Сочинение в форме дневниковой записи»
Цель: ознакомить учащихся с видом сочинения в форме дневниковой записи; помочь определиться, что такое дневник и какие виды дневников бывают; на практике коллективно составить сочинение в форме дневниковой записи; трансформировать классическое сочинение в сочинение в форме дневниковой записи.
Развивать образное мышление, навыки устной и письменной речи, память.
Воспитывать собранность.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: текст для работы на уроке, задания к тексту
Ход урока
Эпиграф. «Бумага всё стерпит».
Марк Туллий Цицерон
I.Оргмомент.
II.Актуализация опорных знаний и умений
Составить ассоциативный ряд «дневник». Определить в нём тематические группы слов.
III.Мотивация учебной деятельности учащихся
Записать слова. Попробовать объяснить, что представляет каждый из названных дневников.
Памятка¸ собеседник, психотерапевт, альбом (арт-терапевтический), «копилка счастья», читательский, путевой, сновидений.
Для справок.
Дневник-памятка – привычный нам дневник, включая школьный; особенность – указание дат и времени.
Дневник-собеседник – дневник-друг, тот, кому доверяют свои тайны.
Психотерапевт – вид дневника, в котором подробно описывается неприятное событие, повлиявшее на жизнь. После написания возможно полное уничтожение записи.
Альбом – единственный из представленных, в котором нет слов. Своего рода психотерапевт, только через арт-терапию.
«Копилка счастья» - особая форма дневника, при котором записываются только счастливые моменты жизни. Потребность вести запись подталкивает человека либо к совершению хороших поступков, либо к переосмысливанию привычных.
Читательский – форма дневника, которая помогает систематизировать знания после прочтения определённой книги.
Путевой – вид дневника, который ведётся во время путешествия с фиксированием наиболее запомнившихся моментов.
Сновидений – дневник, в котором записываются сюжеты сновидений с целью их систематизации.
IV.Активизация познавательной деятельности учащихся
Упражнение 1. Дать определение слова «дневник».
Упражнение 2. Создание коллективного сочинения в форме дневниковой статьи дневника-памятки «Школьная перемена».
План
2.1.Начало перемены.
2.2.Самое яркое событие на перемене.
2.3.Окончание перемены.
Упражнение 3. Работа в группах.
Задание для групп. Методом случайного выбора определить вид дневника, статью которого будет составлять та или иная группа.
Задание: дать имя дневнику. В тексте должен определяться пол дневника, статус, внешний вид и ваше отношение к нему.
Задание. В нём должна быть описана местность, на которой вы проживаете, но подать её нужно как взгляд со стороны.
Задание: запишите в нём то хорошее, что вы уже успели сделать для людей с утра нынешнего дня от имени одного человека. Фамилия, имя, отчество должны быть составными от собственных имён членов группы.
Задание: определиться с ситуацией, которая требует терапевтической помощи, которую в состоянии оказать дневник. Описание ситуации должно быть подробным, с акцентом на мелких деталях, желательно прийти к решению вопроса.
Упражнение 4. Презентация выполненных работ.
Упражнение 5. Трансформация обычного текста в текст в форме дневниковой записи.
Текст для работы.
СТУЛ-САМОЗВАНЕЦ
Поставили стул на стол, когда окна мыли, а убрать позабыли. Тот и возгордился.
- Я, - говорит, - теперь самый главный в доме!
И велел всем вещам называть себя троном.
Услыхала это муха. Села на стул и говорит:
- Я теперь царица, раз на троне сижу!
Хлопнула мухобойка муху и объявила, что в доме – государственный переворот.
Неизвестно, чем бы все это закончилось, только пришла хозяйка. Она поставила стул на место, присела на него передохнуть и ничего не сказала.
Но все вещи и так знали: вот теперь в доме порядок!
Монах Варнава (Санин)
V.Итог урока
Назвать недостатки дневника.
VI.Домашнее задание: составить статью читательского дневника по изучаемому произведению.