Розробка захисту проекту класу "Багатолікий Інтернет. Небезпека в мережі" до Всесвітнього дня Безпеки в Інтернеті. Групова робота учнів над різними темами про небезпеку в мережі інтернет. Містить інформацію про комп'ютерні віруси, мережевий етикет, інтернет-залежність.
Проект класса: Многоликий Интернет. Опасности в сети
Цель: ознакомить учащихся с основными службами и услугами сети Интернет, понятиями: сетевой этикет, компьютерный вирус, интернет-зависимость; сформировать навыки у учащихся при работе с веб-ресурсами, умение работать с браузером, развивать информационную компетентность, воспитывать культуру работы в сети Интернет, умение анализировать полученную информацию и эффективно представлять результаты исследований в виде диаграмм, презентаций, буклетов; развивать навыки критического мышления и умение аргументированно доказывать собственное мнение; развивать здоровье сберегающую компетентность.
Оборудование: выставка плакатов «Опасности в Интернете», рисунков «Для меня Интернет –это…», проектор, экран.
Ход мероприятия:
Учитель: Добрый день! Сегодня мы поговорим о том, о чем не представляем жизни в современном мире. Конечно же это - Интернет. Интернет – обширная информационная система, которая стала наиболее важным изобретением в истории человечества. Хотя сеть интернет построена на основе компьютеров, программ и линий связи, в действительности она представляет собой систему взаимодействия людей и информации.
Интернет - технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека, особенно популярны они среди детей и молодежи. Однако виртуальное пространство полно опасностей. Угрозы, хулиганство, вымогательство, неэтичное и агрессивное поведение – все это нередко можно встретить. Поэтому ребятам было предложено объединиться в группы и провести исследование опасностей сети Интернет.
У нас образовалось 3 группы: Пользователи, Консультанты и Психологи. Представляем вашему вниманию отчет о выполненной работе 1-ю группу Пользователи:
1 группа Пользователи
Ученик 1: Целью нашей группы было узнать зачем нужен сетевой этикет? Уже давно было подмечено, что любое новое открытие привносит в нашу жизнь как много положительного, так, к сожалению, и отрицательного. Нет ни одной инновационной технологии, которая бы не привнесла в наши жизни новые хлопоты и заботы.
Ученик 2: Интернет — не исключение и тоже имеет свои позитивные и негативные стороны. К позитивным сторонам относится доступ к любой информации в любое время дня и ночи, а также возможность общения с человеком, где бы он ни находился. Но одновременно с этим на каждого пользователя ежедневно выливается тонна навязываемой рекламы и спама через всевозможные службы рассылки, который нередко включает в себя оскорбительные и скандальные послания.
Ученик 3 Сетевой этикет - это несложные правила, которые придумали люди, много общающиеся друг с другом через интернет. Он нужен для того, чтобы всем - и опытным пользователям, и новичкам было в равной мере комфортно общаться между собой. Большинство правил не носит никакого специального характера, а просто представляет собой повторение правил хорошего тона, принятых в обществе в целом.
Ученик 4 Как соблюдать сетевой этикет? Вы должны научиться вести себя так, словно оказались в незнакомом мире, очень похожем на Ваш реальный мир, и не желаете задеть кого-либо своим бестактным поведением. На самом деле, все очень просто. Сетевой этикет - такой же, как и обычный. Большинство стычек в Сети происходит от неумения и нежелания участников слышать друг друга. Прежде всего - старайтесь руководствоваться здравым смыслом. Уважайте ваших собеседников, кем бы они не представились, и тогда ваша жизнь в сообществе станет легкой и приятной.
Ученик 5 Что запрещает сетевой этикет?
Прежде всего нельзя делать тех вещей, которые не поощряются в любом цивилизованном обществе:
Ученик 6 Защита личных данных — это важная проблема для людей всех возрастов. В рамках нашего проекта мы проводили акцию «ученик-ученику» ко дню Защиты информации. Предлагаем вам ознакомиться с десятью простыми правилами, которые помогут вам сохранить конфиденциальность.
Учитель: Спасибо группе Пользователей за предоставленный отчет. А я передаю слово группе Консультанты.
2 группа Консультанты
Ученик1 Задачей нашей группы было выяснить что такое компьютерный вирус. Какие они бывают и как же от них защищаться.
Компьютерный вирус – это вид вредоносного программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространять свои копии по разнообразным каналам связи.
Основная задача вируса – это его распространение и нарушение работы как аппаратных частей компьютера, так и программного обеспечения.
Ученик 2 Если вы видите, что на компьютере:
то, скорее всего, он поражен вирусом.
Ученик 3 Вы заразились через почту, если:
А также есть косвенные признаки заражения компьютера:
Ученик 4 На сегодняшний день существует огромное количество разных компьютерных вирусов. Но предлагаем вам ознакомиться с самыми вредоносными: они останавливали работу банков, сажали самолеты, атаковали ядерные объекты, вызывали массовую панику, нанеся ущерб в сотни миллиардов долларов
Ученик 5 1. Вирус Anna Kournikova получил такое название неспроста - получатели думали, что они загружают фотографии привлекательной теннисистки. Anna Kournikova — компьютерный червь, созданный нидерландским программистом Яном де Витом 11 февраля 2001 года.
Он предлагал пользователям открыть почтовое сообщение, в котором предположительно было изображение Анны Курниковой, хотя на самом деле там была вредоносная программа.
2. Sasser (2004)
Sasser — компьютерный червь, обнаруженный в сети, эпидемия которого началась 30 апреля 2004 года.
В течение нескольких дней червь «заразил» порядка 250 тысяч компьютеров по всему миру. Но особого вреда червь не причинял — он только перезагружал компьютер.
Многочисленные вариации Sasser появились в сетях авиакомпаний, транспортных компаний и медицинских учреждений, вызвав ущерб на 18 миллиардов долларов.
Ученик 6 3. Melissa (1999) Вирус Melissa был разработан для распространения посредством отправки вредоносного кода 50 первым контактам в адресной книге Microsoft Outlook жертвы. Атака была настолько успешной, что вирус заразил 20 процентов компьютеров по всему миру и нанес ущерб на 80 миллионов долларов.
Создатель вируса Дэвид Смит (David L.Smith) был арестован ФБР, провел 20 месяцев в тюрьме и заплатил 5000 долларов штрафа.
Ученик5 . 4. Zeus (2009)В то время как большинство вредоносных программ нашего списка вызывали неприятности Zeus (aka Zbot) изначально был инструментом, используемым организованной преступной группировкой.
Троян использовал приемы фишинга и кейлоггинга для кражи банковских аккаунтов у жертв. Зловред успешно похитил 70 миллионов долларов со счетов жертв.
Ученик 6 5. ILOVEYOU (2000)
Червь ILOVEYOU (Письмо счастья) маскировался под текстовый файл от поклонника.
На самом деле любовное письмо представляло серьезную опасность: в мае 2000 года угроза распространилась на 10 процентов подключенных к сети компьютеров, вынудив ЦРУ отключить свои серверы, чтобы предотвратить дальнейшее распространение. Ущерб оценивается в 15 миллиардов долларов.
Ученик 5 6. Sircam (2001)
Как многие ранние вредоносные скрипты, Sircam использовал методы социальной инженерии, чтобы вынудить пользователей открыть вложение электронной почты.
Червь использовал случайные файлы Microsoft Office на компьютере жертвы, инфицировал их и отправлял вредоносный код контактам адресной книги. Согласно исследованию Университета Флориды, Sircam нанес 3 миллиарда долларов ущерба.
Ученик 6 7. Slammer/Sapphire (2003)
Занимавший всего 376 байт, червь Slammer червь отключал Интернет, колл-центры экстренных служб, 12000 банкоматов Bank of America и отключил от Интернета большую часть Южной Кореи. Червь также смог отключить доступ к глобальной паутине на атомной электростанции в Огайо.
Ученик 5 8. Michaelangelo (1992)
Вирус Michaelangelo распространился на относительно небольшое количество компьютеров и вызвал небольшой реальный ущерб. Однако, концепция вируса, предполагающая “взорвать компьютер” 6 марта 1992 года вызвала массовую истерию среди пользователей, которая повторялась еще каждый год в эту дату.
Ученик 6 9. Cryptolocker (2014)
На компьютерах, зараженных Cryptolocker, зашифровывались важные файлы и требовался выкуп. Пользователи, которые заплатили хакерам более 300 миллионов долларов в биткоинах получили доступ к ключу шифрования, остальные потеряли доступ к файлам навсегда.
Ученик 5 10. Sobig.F (2003)
Троян Sobig.F инфицировал более 2 миллионов компьютеров в 2003 году, парализовав работу авиакомпании Air Canada и вызвав замедление в компьютерных сетях по всему миру. Данный зловред привел к 37,1 миллиардным затратам на очистку, что является одной из самых дорогих кампаний по восстановлению за все время.
Ученик 6 11. Stuxnet (2009)
Stuxnet является одним из самых известных вирусов, созданных для кибер-войны. Созданный в рамках совместных усилий Израиля и США, Stuxnet был нацелен на системы по обогащению урана в Иране.
Зараженные компьютеры управляли центрифугами до их физического разрушения, и сообщали оператору, что все операции проходят в штатном режиме.
Ученик 5 12. MyDoom (2004)
В апреле 2004 MyDoom был назван“худшим заражением за все время”. Червь увеличил время загрузки страниц на 50 процентов, блокировал зараженным компьютерам доступ к сайтам антивирусного ПО и запускал атаки на компьютерного гиганта Microsoft, вызывая отказы обслуживания.
Кампания по очистке от MyDoom обошлась в 40 миллиардов долларов.
Ученик 6 13. Conficker (2008)
Червь Conficker был впервые обнаружен в 2008 и был предназначен для отключения антивирусных программ на зараженных компьютерах и блокировки автоматических обновлений, который могли удалять угрозу.
Conficker быстро распространился по многочисленным сетям, включая сети оборонных ведомств Великобритании, Франции и Германии, причинив 9-миллиардный ущерб.
Напомним, накануне Дня Конституции украинские банки, энергетические компании, государственные интернет-ресурсы и локальные сети, медиа и другие крупные предприятия подверглись массированной хакерской атаке, распространяющей вирус Petya.A, который блокировал работу. Вирус распространялся также в России, Англии, Индии и других странах Европы и Азии. Уже к 30 июня по всему миру убытки от кибератаки составили 8 млрд долларов.
Ученик 6 Но как же уберечь свой компьютер от вирусов. Мы предлагаем следовать простым правилам:
1. Будьте особо осторожны с электронными письмами, обратный адрес которых вам неизвестен;
2. Никогда не открывайте файлы, прикрепленные к письму, если вы не знаете, что там;
3. Используйте «почтовые ящики» на серверах, имеющих антивирусы. Тогда антивирус сам отсканирует присланную вам почту и выдаст сообщение о возможности заражения, если письмо будет содержать опасные файлы.
4. Будьте осторожны при скачивании программ из инета.
5. Установите ОБЯЗАТЕЛЬНО на свой компьютер фаервол и антивирусную программу, имеющую опцию постоянного обновления вирусной базы через Интернет.
Учитель: Спасибо, ребята. Очень содержательный отчет вы нам представили. А сейчас готова представить результаты своих исследований наша третья группа Психологи
3. группа Психологи
Ученик 1 Заданием нашей группы было исследовать какую опасность Интернет представляет для психического здоровья человека.
Проводимые исследования на тему интернет-зависимости показывают, что при длительном и неконтролируемом нахождении в сети происходят изменения в состоянии сознания и в функционировании головного мозга. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить.
Ученик 2 Николас Карр, известный американский ученый-публицист, эксперт в области процессов управления и передачи информации, совместно с созданной им группой исследователей-психологов пришел к неутешительным выводам — быстрое и регулярное просматривание сайтов ведет к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в импульсивных и не способных к интеллектуальной работе людей.
Ученик 3 Однако нарушение мыслительных процессов и ухудшение памяти - не единственные негативные влияние интернета на человека. Окунаясь с головой в сети всемирной паутины, человек постепенно утрачивает навыки реального общения, что приводит к некой асоциальности. Зачем встречаться с друзьями, когда можно поболтать с ними по Skype, зачем с кем-то договариваться в живую или созваниваться, если можно просто отправить письмо по e-mail, зачем искать и покупать товар в обычных магазинах, когда можно приобрести что угодно, не выходя из дома… То есть все приемущества сети Интернет превращаются в недостатки. Так начинают появляться сложности в общении с новыми людьми, а попадание в незнакомую компанию для интернет-зависимого человека и вовсе становится стрессовой ситуацией. Дальше человек замыкается в себе, что сказывается на работе или учебе, у него появляются проблемы со сном и приемом пищи. Некоторых нездоровая привязанность к информационным технологиям доводит даже до самоубийства.
Ученик 4 Мы провели опрос среди учащихся 6-х классов и выяснили что же именно привлекает их в Интернете.
55% опрошенных используют Интернет для общения в социальных сетях и просмотра видео на YouTube, 30% для игр, 10% для поиска информации и 5% для учебы
Сейчас мы предлагаем вам пройти тест на интернет-зависимость:
Тест «бредишь ли ты Интернетом?»
Если ты насчитал пять и более положительных ответов – время бить тревогу. У тебя Интернет-зависимость. Интернет не способен решить твои проблемы и никогда не заменит живого общения с родными и друзьями.
Ученик 5 Как же бороться с зависмостью от интернета? Самый эффективный способ борьбы с интернет-зависимостью — вернуться в реальную жизнь и забыть о существовании интернета на несколько дней. Где вход, там и выход! Чаще выезжайте на природу, встречайтесь с друзьями, посещайте различные мероприятия, вспомните о давно забытом хобби, начните заниматься спортом, прочтите интересную книгу и т.д. Вы хотите перестать проводить в онлайн режиме так много времени? Тогда перестаньте! Вы же точно этого хотите, правда?
Ученик 6 Если сейчас вы вообще не представляете своей жизни без социальных сетей, вам будет трудно сразу от этого отказаться. Для начала можно сократить время пребывания в них, а дальше, постепенно сворачивая активность, вы сможете свести до минимума свое там присутствие. Что касается людей то и дело проверяющих почту, здесь можно посоветовать установить для ее проверки определенные часы и строго следовать этому расписанию.
Ученик 1 Дополнительные советы:
Ученик 2 В рамках нашего проекта мы проводили акцию ученик-ученику для 5-х классов в международный день Безопасности в Интернете и предложили им такие правила пользования Интернетом:
Очень-очень любят дети
Прогуляться в Интернете
Там все очень интересно
Познавательно, полезно
Это точно каждый знает
Мы ведь тоже там бываем
А теперь ответьте нам на вопросы эти
Если в игры поиграть – это в Интернете
Если песенку скачать – это в интернете
Письмо другу написать – это в интернете
Интернет наш общий друг, но должны вы знать
Что есть правила, которые нужно соблюдать
По незнакомым сайтам в сети ты не гуляй
И файлы неизвестные ты сам не загружай
От вирусов компьютер ты свой побереги
И антивирус срочно на нем установи
И очень осторожно имейл свой проверяй
От незнакомых лиц письмо не открывай
Личную информацию ты не разглашай
И фотографии свои чужим не отправляй
С друзьями виртуальными встречаться не спеши
О, том что хочешь встречи родителям скажи.
Будь вежливым в общении – других не оскорбляй.
Простые эти правила – запомни, соблюдай!
А чтобы вы эти правила смогли выучить мы дарим вам эту памятку.
Ученик 3 Но вирусы и зависимость это далеко не все опасности, которые таит Интернет. Мы бы хотели перечислить их:
Ученик 4 Сеть Интернет может быть очень пользной. Воспитайте в себе культуру интернет пользования, сделайте это царство безграничных возможностей средством для достижения целей и решения, реальных, а не виртуальных задач. Используйте Всемирную сеть для приобретения необходимых и важных навыков (например, для изучения английского языка или для обучения быстрой печати и т.п.) и получения информации имеющей практическое значение.
Учитель: Спасибо нашим группам. Сегодня мы узнали много интересного о сети Интернет. Всемирная паутина – это не только огромное информационное пространство с безграничными возможностями, но и пространство со множеством скрытых угроз. Кто осведомлен, тот и вооружен! И в завершении хотелось бы сказать словами Януша Вишневского, автора книги «Одиночество в сети»: Интернет, он не сближает. Это скопление одиночества. Мы вроде вместе, но каждый один. Иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия жизни…». Поэтому пока есть возможность не меняйте реальное общение с близкими и друзьями на виртуал. Когда-нибудь этого может так не хватать. И ни одна сеть никогда вам не компенсирует этого общения.