Розробка "Багатолікий Інтернет. Небезпека в мережі"

Про матеріал

Розробка захисту проекту класу "Багатолікий Інтернет. Небезпека в мережі" до Всесвітнього дня Безпеки в Інтернеті. Групова робота учнів над різними темами про небезпеку в мережі інтернет. Містить інформацію про комп'ютерні віруси, мережевий етикет, інтернет-залежність.

Перегляд файлу

Проект класса: Многоликий Интернет. Опасности в сети

Цель: ознакомить учащихся с основными службами и услугами сети Интернет, понятиями: сетевой этикет, компьютерный вирус, интернет-зависимость; сформировать навыки у учащихся при работе с веб-ресурсами, умение работать с браузером, развивать информационную компетентность, воспитывать культуру работы в сети Интернет, умение анализировать полученную информацию и эффективно представлять результаты исследований в виде диаграмм, презентаций, буклетов; развивать навыки критического мышления и умение аргументированно доказывать собственное мнение; развивать здоровье сберегающую компетентность.

Оборудование: выставка плакатов «Опасности в Интернете», рисунков «Для меня Интернет –это…», проектор, экран.

Ход мероприятия:

Учитель: Добрый день! Сегодня мы поговорим о том, о чем не представляем жизни в современном мире. Конечно же это - Интернет. Интернет – обширная информационная система, которая стала наиболее важным изобретением в истории человечества. Хотя сеть интернет построена на основе компьютеров, программ и линий связи, в действительности она представляет собой систему взаимодействия людей и информации.

Интернет - технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека, особенно популярны они среди детей и молодежи. Однако виртуальное пространство полно опасностей. Угрозы, хулиганство, вымогательство, неэтичное и агрессивное поведение – все это нередко можно встретить. Поэтому ребятам было предложено объединиться в группы и провести исследование опасностей сети Интернет.

У нас образовалось 3 группы: Пользователи, Консультанты и Психологи. Представляем вашему вниманию отчет о выполненной работе 1-ю группу Пользователи:

1 группа Пользователи

Ученик 1: Целью нашей группы было узнать зачем нужен сетевой этикет? Уже давно было подмечено, что любое новое открытие привносит в нашу жизнь как много положительного, так, к сожалению, и отрицательного. Нет ни одной инновационной технологии, которая бы не привнесла в наши жизни новые хлопоты и заботы.

Ученик 2: Интернет — не исключение и тоже имеет свои позитивные и негативные стороны. К позитивным сторонам относится доступ к любой информации в любое время дня и ночи, а также возможность общения с человеком, где бы он ни находился. Но одновременно с этим на каждого пользователя ежедневно выливается тонна навязываемой рекламы и спама через всевозможные службы рассылки, который нередко включает в себя оскорбительные и скандальные послания.

Ученик 3 Сетевой этикет - это несложные правила, которые придумали люди, много общающиеся друг с другом через интернет. Он нужен для того, чтобы всем - и опытным пользователям, и новичкам было в равной мере комфортно общаться между собой. Большинство правил не носит никакого специального характера, а просто представляет собой повторение правил хорошего тона, принятых в обществе в целом.

Ученик 4 Как соблюдать сетевой этикет? Вы должны научиться вести себя так, словно оказались в незнакомом мире, очень похожем на Ваш реальный мир, и не желаете задеть кого-либо своим бестактным поведением. На самом деле, все очень просто. Сетевой этикет - такой же, как и обычный. Большинство стычек в Сети происходит от неумения и нежелания участников слышать друг друга. Прежде всего - старайтесь руководствоваться здравым смыслом. Уважайте ваших собеседников, кем бы они не представились, и тогда ваша жизнь в сообществе станет легкой и приятной.

Ученик 5 Что запрещает сетевой этикет?

Прежде всего нельзя делать тех вещей, которые не поощряются в любом цивилизованном обществе:

  • употреблять ненормативную лексику;
  • разжигать национальную рознь;
  • оскорблять людей;
  • воровать;
  • умышленно пытаться что-то сломать;
  • призывать к свержению существующего строя;
  • не стоит присылать свои коммерческие предложения;
  • отправлять инструкции, объясняющие, как совершить незаконные действия, а также спрашивать о возможных способах совершения такого рода действий;
  • публиковать личные письма без согласия их авторов;
  • затевать или продолжать дискуссию на отвлечённую тему в местах (конференции, форумы и т.п.), не предназначенных для этого.

Ученик 6 Защита личных данных — это важная проблема для людей всех возрастов. В рамках нашего проекта мы проводили акцию «ученик-ученику» ко дню Защиты информации. Предлагаем вам ознакомиться с десятью простыми правилами, которые помогут вам сохранить конфиденциальность.

  • Регулярно создавайте резервные копии файлов
  • Выполняйте резервное копирование данных на внешние носители
  • Храните архивированные данные в облачных хранилищах
  • Используйте антивирусные программы
  • Используйте надежные пароли
  • Будьте осторожны при сообщении личных данных
  • Не переходите по сомнительным ссылкам
  • Не храните пароли в почтовых системах
  • Следите за активностью своего аккаунта
  • Не открывайте электронные письма от сомнительных адресатов
  • Регулярно обновляйте ПО

Учитель: Спасибо группе Пользователей за предоставленный отчет. А я передаю слово группе Консультанты.

2 группа Консультанты

Ученик1 Задачей нашей группы было выяснить что такое компьютерный вирус. Какие они бывают и как же от них защищаться.

Компьютерный вирус – это вид вредоносного программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространять свои копии по разнообразным каналам связи.

Основная задача вируса – это его распространение и нарушение работы как аппаратных частей компьютера, так и программного обеспечения.

Ученик 2 Если вы видите, что на компьютере:

  • появляются непредусмотренные сообщения, изображения и звуковые сигналы;
  • без вашего участия на запускаются программы;
  • появляются предупреждения о попытке какой-то программы выйти в интернет, хотя вы ничего не делали для этого,

то, скорее всего, он поражен вирусом.

Ученик 3 Вы заразились через почту, если:

  • друзья или знакомые говорят вам о сообщениях от вас, которые вы не отправляли;
  • в вашем почтовом ящике находится большое количество сообщений без обратного адреса и заголовка.

А также есть косвенные признаки заражения компьютера:

  • частые зависания и сбои в работе компьютера;
  • медленная работа компьютера при запуске программ;
  • невозможность загрузки операционной системы;
  • исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого;
  • частое обращение к жесткому диску (часто мигает лампочка на системном блоке);
  • браузер "зависает" или ведет себя неожиданным образом (например, окно программы невозможно закрыть).

Ученик 4 На сегодняшний день существует огромное количество разных компьютерных вирусов. Но предлагаем вам ознакомиться с самыми вредоносными: они останавливали работу банков, сажали самолеты, атаковали ядерные объекты, вызывали массовую панику, нанеся ущерб в сотни миллиардов долларов

Ученик 5 1. Вирус Anna Kournikova получил такое название неспроста - получатели думали, что они загружают фотографии привлекательной теннисистки. Anna Kournikova  компьютерный червь, созданный нидерландским программистом Яном де Витом 11 февраля 2001 года.

Он предлагал пользователям открыть почтовое сообщение, в котором предположительно было изображение Анны Курниковой, хотя на самом деле там была вредоносная программа.

2. Sasser (2004)

Sasser  компьютерный червь, обнаруженный в сети, эпидемия которого началась 30 апреля 2004 года.

В течение нескольких дней червь «заразил» порядка 250 тысяч компьютеров по всему миру. Но особого вреда червь не причинял — он только перезагружал компьютер.

Многочисленные вариации Sasser появились в сетях авиакомпаний, транспортных компаний и медицинских учреждений, вызвав ущерб на 18 миллиардов долларов.

Ученик 6 3. Melissa (1999)  Вирус Melissa был разработан для распространения посредством отправки вредоносного кода 50 первым контактам в адресной книге Microsoft Outlook жертвы. Атака была настолько успешной, что вирус заразил 20 процентов компьютеров по всему миру и нанес ущерб на 80 миллионов долларов.

Создатель вируса Дэвид Смит (David L.Smith) был арестован ФБР, провел 20 месяцев в тюрьме и заплатил 5000 долларов штрафа.

Ученик5 . 4. Zeus (2009)В то время как большинство вредоносных программ нашего списка вызывали неприятности Zeus (aka Zbot) изначально был инструментом, используемым организованной преступной группировкой.

Троян использовал приемы фишинга и кейлоггинга для кражи банковских аккаунтов у жертв. Зловред успешно похитил 70 миллионов долларов со счетов жертв.

Ученик 6 5. ILOVEYOU (2000)

Червь ILOVEYOU (Письмо счастья) маскировался под текстовый файл от поклонника.

На самом деле любовное письмо представляло серьезную опасность: в мае 2000 года угроза распространилась на 10 процентов подключенных к сети компьютеров, вынудив ЦРУ отключить свои серверы, чтобы предотвратить дальнейшее распространение. Ущерб оценивается в 15 миллиардов долларов.

Ученик 5 6. Sircam (2001)

Как многие ранние вредоносные скрипты, Sircam использовал методы социальной инженерии, чтобы вынудить пользователей открыть вложение электронной почты.

Червь использовал случайные файлы Microsoft Office на компьютере жертвы, инфицировал их и отправлял вредоносный код контактам адресной книги. Согласно исследованию Университета Флориды, Sircam нанес 3 миллиарда долларов ущерба.

Ученик 6 7. Slammer/Sapphire (2003)

Занимавший всего 376 байт, червь Slammer червь отключал Интернет, колл-центры экстренных служб, 12000 банкоматов Bank of America и отключил от Интернета большую часть Южной Кореи. Червь также смог отключить доступ к глобальной паутине на атомной электростанции в Огайо.

Ученик 5 8. Michaelangelo (1992)

Вирус Michaelangelo распространился на относительно небольшое количество компьютеров и вызвал небольшой реальный ущерб. Однако, концепция вируса, предполагающая “взорвать компьютер” 6 марта 1992 года вызвала массовую истерию среди пользователей, которая повторялась еще каждый год в эту дату.

Ученик 6 9. Cryptolocker (2014)

На компьютерах, зараженных Cryptolocker, зашифровывались важные файлы и требовался выкуп. Пользователи, которые заплатили хакерам более 300 миллионов долларов в биткоинах получили доступ к ключу шифрования, остальные потеряли доступ к файлам навсегда.

Ученик 5 10. Sobig.F (2003)

Троян Sobig.F инфицировал более 2 миллионов компьютеров в 2003 году, парализовав работу авиакомпании Air Canada и вызвав замедление в компьютерных сетях по всему миру. Данный зловред привел к 37,1 миллиардным затратам на очистку, что является одной из самых дорогих кампаний по восстановлению за все время.

Ученик 6 11. Stuxnet (2009)

Stuxnet является одним из самых известных вирусов, созданных для кибер-войны. Созданный в рамках совместных усилий Израиля и США, Stuxnet был нацелен на системы по обогащению урана в Иране.

Зараженные компьютеры управляли центрифугами до их физического разрушения, и сообщали оператору, что все операции проходят в штатном режиме.

Ученик 5 12. MyDoom (2004)

В апреле 2004 MyDoom был назван“худшим заражением за все время”. Червь увеличил время загрузки страниц на 50 процентов, блокировал зараженным компьютерам доступ к сайтам антивирусного ПО и запускал атаки на компьютерного гиганта Microsoft, вызывая отказы обслуживания.

Кампания по очистке от MyDoom обошлась в 40 миллиардов долларов.

Ученик 6 13. Conficker (2008)

Червь Conficker был впервые обнаружен в 2008 и был предназначен для отключения антивирусных программ на зараженных компьютерах и блокировки автоматических обновлений, который могли удалять угрозу.

Conficker быстро распространился по многочисленным сетям, включая сети оборонных ведомств Великобритании, Франции и Германии, причинив 9-миллиардный ущерб.

Ученик 5 14 Petya (2017)  Ущерб 373 млн долларов, или около 10 млрд гривен.

Напомним, накануне Дня Конституции  украинские банки, энергетические компании, государственные интернет-ресурсы и локальные сети, медиа и другие крупные предприятия подверглись массированной хакерской атаке, распространяющей вирус Petya.A, который блокировал работу. Вирус распространялся также в России, Англии, Индии и других странах Европы и Азии. Уже к 30 июня по всему миру убытки от кибератаки составили 8 млрд долларов.

Ученик 6 Но как же уберечь свой компьютер от вирусов. Мы предлагаем следовать простым правилам:

1. Будьте особо осторожны с электронными письмами, обратный адрес которых вам неизвестен; 
2. Никогда не открывайте файлы, прикрепленные к письму, если вы не знаете, что там; 
3. Используйте «почтовые ящики» на серверах, имеющих антивирусы. Тогда антивирус сам отсканирует присланную вам почту и выдаст сообщение о возможности заражения, если письмо будет содержать опасные файлы. 
4. Будьте осторожны при скачивании программ из инета. 
5. Установите ОБЯЗАТЕЛЬНО на свой компьютер фаервол и антивирусную программу, имеющую опцию постоянного обновления вирусной базы через Интернет.

Учитель: Спасибо, ребята. Очень содержательный отчет вы нам представили. А сейчас готова представить результаты своих исследований наша третья группа Психологи

3. группа Психологи

Ученик 1 Заданием нашей группы было исследовать какую опасность Интернет представляет для психического здоровья человека.

Проводимые исследования на тему интернет-зависимости показывают, что при длительном и неконтролируемом нахождении в сети происходят изменения в состоянии сознания и в функционировании головного мозга. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить.

Ученик 2 Николас Карр, известный американский ученый-публицист, эксперт в области процессов управления и передачи информации, совместно с созданной им группой исследователей-психологов пришел к неутешительным выводам — быстрое и регулярное просматривание сайтов ведет к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в импульсивных и не способных к интеллектуальной работе людей.

Ученик 3 Однако нарушение мыслительных процессов и ухудшение памяти - не единственные негативные влияние интернета на человека. Окунаясь с головой в сети всемирной паутины, человек постепенно утрачивает навыки реального общения, что приводит к некой асоциальности. Зачем встречаться с друзьями, когда можно поболтать с ними по Skype, зачем с кем-то договариваться в живую или созваниваться, если можно просто отправить письмо по e-mail, зачем искать и покупать товар в обычных магазинах, когда можно приобрести что угодно, не выходя из дома… То есть все приемущества сети Интернет превращаются в недостатки. Так начинают появляться сложности в общении с новыми людьми, а попадание в незнакомую компанию для интернет-зависимого человека и вовсе становится стрессовой ситуацией. Дальше человек замыкается в себе, что сказывается на работе или учебе, у него появляются проблемы со сном и приемом пищи. Некоторых нездоровая привязанность к информационным технологиям доводит даже до самоубийства.

Ученик 4 Мы провели опрос среди учащихся 6-х классов и выяснили что же именно привлекает их в Интернете.

55% опрошенных используют Интернет для общения в социальных сетях и просмотра видео на YouTube, 30% для игр, 10% для поиска информации и 5% для учебы

Сейчас мы предлагаем вам пройти тест на интернет-зависимость:

Тест «бредишь ли ты Интернетом?»

  1. Чувствуешь ли ты беспокойство, если долго не заходишь в Интернет?
  2. Чувствуешь ли потребность в увеличении времени, проведенном в Интернете?
  3. Были ли у тебя напрасные попытки контролировать время, проведенное в сети?
  4. Ощущаешь ли ты себя уставшим или раздраженным после таких попыток?
  5. Ты проводишь обычно больше времени в сети чем планировал?
  6. У тебя возникали хотя бы раз проблемы в повседневной или личной жизни из-за чрезмерного пользования Интернетом?
  7. Были ли случаи, когда ты говорил неправду о времени, проведенном за компьютером?
  8. Используешь ли ты Интернет, чтобы сбежать от реальных проблем в жизни?

Если ты насчитал пять и более положительных ответов – время бить тревогу. У тебя Интернет-зависимость. Интернет не способен решить твои проблемы и никогда не заменит живого общения с родными и друзьями.

Ученик 5 Как же бороться с зависмостью от интернета? Самый эффективный способ борьбы с интернет-зависимостью — вернуться в реальную жизнь и забыть о существовании интернета на несколько дней. Где вход, там и выход! Чаще выезжайте на природу, встречайтесь с друзьями, посещайте различные мероприятия, вспомните о давно забытом хобби, начните заниматься спортом, прочтите интересную книгу и т.д. Вы хотите перестать проводить в онлайн режиме так много времени? Тогда перестаньте! Вы же точно этого хотите, правда?

Ученик 6 Если сейчас вы вообще не представляете своей жизни без социальных сетей, вам будет трудно сразу от этого отказаться. Для начала можно сократить время пребывания в них, а дальше, постепенно сворачивая активность, вы сможете свести до минимума свое там присутствие. Что касается людей то и дело проверяющих почту, здесь можно посоветовать установить для ее проверки определенные часы и строго следовать этому расписанию.

Ученик 1 Дополнительные советы:

  • Составьте список с перечнем оснований, из-за которых вам стоит отказаться от чрезмерного использования интернета.
  • Если у вас нет в настоящий момент необходимости выйти в сеть, выключайте компьютер.
  • Не употребляйте пищу, сидя за компьютером, так вы сможете отвлечься от онлайн режима.
  • Отключите автоматические оповещения о поступлении на почту новых писем, если особой необходимости в них нет.
  • Скопируйте в отдельный фай или распечатайте страницы, которые содержат информацию, часто вами используемую, например, это может быть статья о том, как правильно отдыхать после работы. Так вы сократите визиты в Интернет, и у вас будет меньше соблазн рыскать по сети.
  • Если вы решили избавиться от интернет-зависимости, вам следует отрегулировать режим вашего сна.

Ученик 2 В рамках нашего проекта мы проводили акцию ученик-ученику для 5-х классов в международный день Безопасности в Интернете и предложили им такие правила пользования Интернетом:

Очень-очень любят дети

Прогуляться в Интернете

Там все очень интересно

Познавательно, полезно

Это точно каждый знает

Мы ведь тоже там бываем

А теперь ответьте нам на вопросы эти

Если в игры поиграть – это в Интернете

Если песенку скачать – это в интернете

Письмо другу написать – это в интернете

Интернет наш общий друг, но должны вы знать

Что есть правила, которые нужно соблюдать

По незнакомым сайтам в сети ты не гуляй

И файлы неизвестные ты сам не загружай

От вирусов компьютер ты свой побереги

И антивирус срочно на нем установи

И очень осторожно имейл свой проверяй

От незнакомых лиц письмо не открывай

Личную информацию ты не разглашай

И фотографии свои чужим не отправляй

С друзьями виртуальными встречаться не спеши

О, том что хочешь встречи родителям скажи.

Будь вежливым в общении – других не оскорбляй.

Простые эти правила – запомни, соблюдай!

 

А чтобы вы эти правила смогли выучить мы дарим вам эту памятку.

Ученик 3 Но вирусы и зависимость это далеко не все опасности, которые таит Интернет. Мы бы хотели перечислить их:

  • Нелегальные и вредные материалы, которые не отвечают возрастным особенностям, пропагандируют насилие, жестокое поведение, вредные привычки
  • Кибер-хулиганство – это информационные атаки на людей через Интернет
  • Выманивание информации с целью воровства и шантажа
  • Онлайн-хищники. Цель установить контакт, стать частью жизни ребенка или подростка, выманить на личную встречу с целью домагательств.
  • Интернет-мошенничество. Sms-рассылки, вирусные ссылки, кража паролей
  • Спам – массовая рассылка рекламы
  • Онлайн-пиратство – незаконное копирование и распространение материалов, защищенных авторским правом.

Ученик 4 Сеть Интернет может быть очень пользной. Воспитайте в себе культуру интернет пользования, сделайте это царство безграничных возможностей средством для достижения целей и решения, реальных, а не виртуальных задач. Используйте Всемирную сеть для приобретения необходимых и важных навыков (например, для изучения английского языка или для обучения быстрой печати и т.п.) и получения информации имеющей практическое значение.

Учитель: Спасибо нашим группам. Сегодня мы узнали много интересного о сети Интернет. Всемирная паутина – это не только огромное информационное пространство с безграничными возможностями, но и пространство со множеством скрытых угроз. Кто осведомлен, тот и вооружен! И в завершении хотелось бы сказать словами Януша Вишневского, автора книги «Одиночество в сети»: Интернет, он не сближает. Это скопление одиночества. Мы вроде вместе, но каждый один. Иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия жизни…». Поэтому пока есть возможность не меняйте реальное общение с близкими и друзьями на виртуал. Когда-нибудь этого может так не хватать. И ни одна сеть никогда вам не компенсирует этого общения.
 

 

 

docx
Додано
31 липня 2018
Переглядів
572
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку