Антоніми
Мета: ознайомити учнів з антонімами, навчити визначати їх у реченнях, правильно використовувати в мовленні,розвивати пам’ять,увагу,навички сприймання російської мови на слух та підтримувати інтерес до вивчення мови, виховувати у школярів готовність до взаємодопомоги.
Очікувані результати: учні розпізнають антоніми; наводять приклади; користуються словником антонімів; добирають до слів антоніми (найуживаніші випадки); доречно використовують антоніми у власному висловлюванні.
Обладнання: підручник,словник.
Тип уроку: комбінований.
І
Вступне слово вчителя.
Здравствуйте! Садитесь.
Заливается звонок,
Он зовет нас на урок.
Будем же внимательны,
Прилежны и старательны!
Надеюсь ,дети, на сегодняшний урок вы пришли с хорошим настроением.
Дети, улыбнитесь друг другу и вы увидите, как изменилось ваше настроение. Хочу, чтобы вы были уверены в себе и довольны собою. А человек только тогда доволен собою , когда у него всё получается ,несмотря на препятствия , когда говорит :» Мне это удалось!» Предлагаю вам на уроке раскрыть свои способности.
(Об’єднання класу у 2 групи з визначенням лідерів груп)
Оценивание ваших знаний сегодня будет несколько непривычным для вас. Предлагаю лидерам групп виступить в роли оценивающих. В конце урока мы узнаем про результаты.
ІІ Актуалізація опорних знань.
1. Перевірка домашнього завдання.
2. Бесіда.
— Какие слова называются синонимами?
Задание для 1 группы:
В каком предложении есть синонимы?
Задание для 2 группы:
__Какие слова называютя омонимами?
Задание для 1 группы:
Найдите ряд омонимов:
Задание для 2 группы:
ІІІ
Сприйняття й засвоєння навчального матеріалу.
Учитель.
Добро и зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор,
Кто наяву, а кто во сне
Сильней и крепче на земле.
- О каких
двух понятиях идёт речь в этом стихотворении?
(Відповіді учнів: о добре и зле)
- С чем ассоциируются у вас эти понятия?
(Відповіді учнів: добро –всё положительное, хорошее, полезное; зло – вредное, неприятное, плохое).
- Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?
(Відповіді учнів: противоположны по смыслу).
- А эти слова относятся к одной части речи или к разным?
(Відповіді учнів: к одной части речи – имя существительное).
- О каких же словах пойдёт речь сегодня на уроке?
(Відповіді учнів : о словах одной и той же части речи, противоположных по лексическому значению).
Это антонимы. Тема нашего урока. Учащиеся в тетрадях записывают: число, классная работа, тема урока – антонимы.
- Что вы ожидаете сегодня от урока? Продолжите предложения.
Сегодня на уроке
Я узнаю…
Я научусь…
(Відповіді учнів: узнаю, что такое антонимы, в чём их особенность, для чего они нужны, можно ли без них обойтись, где они встречаются, чем особенны и интересны).
(Відповіді учнів : научусь подбирать антонимы к словам, находить антонимы в тексте, употреблять в речи)
Понятие об антонимах.
Антонимами (от гр. anti — против і onyma — імя) називаются слова с противоположним лексическим значением: близкий — далекий, радость — грусть, засыпать — просыпаться, все— никто. Оба члена антонимичной пары принад
лежат до одной части речи.
Разные значения многозначных слов могут иметь разные антонимы. Сравните: свежий хлеб — черствый хлеб; свежие газеты— старые газеты .
Антонимы служат для создания контрастных картин. Чаще всего используются в художественных произведениях. « Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти.» Л.Н.Толстой
2. Робота з підручником.
1) Опрацювання теоретичного матеріалу
2) Виконання вправ і завдань
(картки)
Прочитайте пословицы и поговорки. Найдите в них антонимы.
При счастье бранятся, при беде мирятся. С доброй женой горе — полгоря, а радость вдвойне. Бойся друга, как врага. На смелого собака лает, а трусливого рвет. Бог с рожью, а черт с костром. Умная ложь лучше глупой правды. Коротать молодость – не видать старости. Хорош урожай — продавай раньше, плох урожай — продавай позже.
2)Вставьте пропущенные антонимы и запишите их.
1.
Бедность учит, а … портит.
Бедный … не товарищ.
Без труда и … нет.
Богу молится, а … кланяется.
В глаза хвалит, а за
глаза ....
В первый и … раз.
2 .
Веку мало, да горя ….
Велик телом, да … делом.
Волос долог, да ум … .
Все там будем: один раньше, другой … .
Где умному горе, там глупому ….
Горя бояться - … не видать.
Давайте отдохнем! Встаньте и попробуйте изобразить, показать слова- ответы.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь- низко.
Скажу я слово далеко,
Ты возразишь мне- близко.
Скажу я слово потерял,
А ты кричи скорей- нашел!
Скажу тебе с укором: трус.
Ты гордо скажешь: я – храбрец!
Теперь начало я скажу
А ты ответишь:
Нет - конец!
Найдите антонимы и запишите их парами. Какой можно сделать вывод? ( Антонимичными парами могут быть слова любой части речи )
Весело , медленно, мальчик, отдыхать, влево, девочка , чёрный, грустно, мир, быстро, вправо, работать, белый, война, грустить, радоваться, вверх, зима, вниз, лето.
Возьмите на выбор любую пару антонимов и составьте одно предложение.
Работа со словарем антонимов .
Проверим, правильно ли подобрали антонимические пары.
( Підбиття підсумків. Лідери груп оголошують результати)
5.Рефлексія.
Перевірка очікуваних результатів.
( таблиця на дошці )
Інтерактивна вправа « Дерево вражень»
Викладач заздалегідь виготовляє « дерево», яке має три гілки
Учні на листочках записують свої враження і прикріплюють до гілок. Я зачитую відповіді.
Мне понравилось…
Мне не понравилось …
Записать черты характера человека, используя антонимы.
Я довольна вашей работой. Всем спасибо! Урок закончен. Все свободны.
С дневниками ко мне подходят все, кого назвали лидеры групп.