Розробка уроку 5 клас "Антоніми".

Про матеріал
Розробка уроку з російської мови для 5 класу Тема: "Антоніми". Групова робота з картками , "Дерево вражень", фізкультхвилинка.
Перегляд файлу

 

 

 

Антоніми

Мета: ознайомити учнів з антонімами, навчити визначати їх у реченнях, правильно використовувати в мовленні,розвивати пам’ять,увагу,навички сприймання російської мови на слух та підтримувати інтерес до вивчення мови, виховувати у школярів готовність до взаємодопомоги.

Очікувані результати: учні розпізнають антоніми; наводять приклади; користуються словником антонімів; добирають до слів антоніми (найуживаніші випадки); доречно використовують антоніми у власному висловлюванні.

Обладнання: підручник,словник.

Тип уроку: комбінований.

 

І

Вступне слово вчителя.

Здравствуйте! Садитесь.

Заливается звонок,

Он зовет нас на урок.

Будем же внимательны,

Прилежны и старательны!

Надеюсь ,дети, на сегодняшний урок вы пришли с хорошим настроением.

 Дети, улыбнитесь друг другу и вы увидите, как изменилось ваше настроение. Хочу, чтобы вы были уверены в себе и довольны собою. А человек только тогда доволен собою , когда у него всё получается ,несмотря на препятствия , когда говорит :» Мне это удалось!»  Предлагаю вам на уроке раскрыть свои способности.

(Обєднання класу у 2 групи з визначенням лідерів груп)

Оценивание  ваших знаний сегодня будет несколько непривычным  для вас. Предлагаю  лидерам групп виступить в роли оценивающих. В конце урока мы узнаем про результаты.

 

 

 

ІІ   Актуалізація опорних знань.

 

1. Перевірка домашнього завдання.

2. Бесіда.

 Какие слова называются синонимами?

Задание для 1 группы:

В каком предложении есть синонимы?

  1.    Прошлой весной погода была солнечная , но ветреная.
  2.    Вчерашний матч был захватывающим и увлекательным.
  3.    Огромный чёрный пёс сидел на пороге.

Задание для 2 группы:

  1.    Потянулись унылые будни.
  2.    Ученье – свет ,а  неученье – тьма.
  3.    Ванька в нашей школе был очень известным, а у малышей – популярным.

__Какие слова называютя омонимами?

Задание для 1 группы:

Найдите ряд омонимов:

  1.    Гребень холма, гребень петуха;
  2.    Острый лук, деревянный лук;
  3.    Лёгкая задача, трудная задача.

Задание для 2 группы:

  1.    Глухой голос, звонкий голос;
  2.    Голубые глазки ,анютины глазки;
  3.    Зубоврачебный бор, раствор бора.

 

 

 

 

ІІІ 

Сприйняття й засвоєння навчального матеріалу.

 

  1.    Слово вчителя.

Учитель.

Добро и зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор,

Кто  наяву, а кто во сне

Сильней и крепче на земле.

 

 

- О каких

двух понятиях идёт речь в этом стихотворении?

(Відповіді учнів: о добре и зле)

- С чем ассоциируются у вас эти понятия?

(Відповіді учнів: добро –всё положительное, хорошее, полезное; зло – вредное, неприятное, плохое).

- Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?

(Відповіді учнів: противоположны по смыслу).

- А эти слова относятся к одной части речи или к разным?

 (Відповіді учнів: к одной части речи – имя существительное).

- О каких же словах пойдёт речь сегодня на уроке?

(Відповіді учнів : о словах одной и той же части речи, противоположных по лексическому значению).

 

Это антонимы. Тема нашего урока. Учащиеся в тетрадях записывают: число, классная работа, тема урока – антонимы.

 

- Что вы ожидаете сегодня от урока?  Продолжите предложения.

 

 

Сегодня на уроке

Я узнаю…

Я научусь…

 

(Відповіді учнів: узнаю, что такое антонимы,  в чём их особенность, для чего они нужны, можно ли без них обойтись, где они встречаются, чем особенны и интересны).

(Відповіді учнів : научусь подбирать антонимы к словам, находить антонимы в тексте, употреблять в речи)

 

Понятие об антонимах.

Антонимами (от  гр. anti — против і onyma — імя) називаются слова с противоположним лексическим значением: близкий — далекий, радость — грусть, засыпать — просыпаться, все— никто. Оба члена антонимичной  пары принад

лежат до одной части речи.

Разные значения многозначных слов могут иметь разные антонимы. Сравните: свежий хлеб — черствый хлеб; свежие газеты— старые газеты .

 

Антонимы служат для создания контрастных картин. Чаще всего используются в художественных произведениях. « Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти.» Л.Н.Толстой

 

2. Робота з підручником.

1) Опрацювання теоретичного матеріалу

2) Виконання вправ і завдань

 

  1.    Робота з прислів’ям  (усно)

(картки)

 

Прочитайте пословицы и поговорки. Найдите в них антонимы.

 

  При счастье бранятся, при беде мирятся. С доброй женой горе — полгоря, а радость вдвойне. Бойся друга, как врага. На смелого собака лает, а трусливого рвет. Бог с рожью, а черт с костром. Умная ложь лучше глупой правды. Коротать молодость – не видать старости. Хорош урожай — продавай раньше, плох урожай — продавай позже.

 

 2)Вставьте пропущенные антонимы и запишите их.

1.

Бедность учит, а … портит.

Бедный … не товарищ.

Без труда и … нет.

Богу молится, а … кланяется.

В глаза хвалит, а за

 глаза ....

В первый и … раз.

 

2 .

Веку мало, да горя ….

Велик телом, да … делом.

Волос долог, да ум … .

Все там будем: один раньше, другой … .

Где умному горе, там глупому ….

Горя бояться - … не видать.

 

  1.    Фізкультхвилинка.

 

Давайте отдохнем! Встаньте и попробуйте изобразить, показать слова- ответы.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь- низко.

Скажу я слово далеко,

Ты возразишь мне- близко.

Скажу я слово потерял,

А ты кричи скорей- нашел!

 Скажу тебе с укором: трус.

Ты гордо скажешь: я – храбрец!

Теперь начало я скажу

А ты ответишь:

Нет - конец!

 

  1.    Лексична робота.

  Найдите антонимы и запишите их парами. Какой можно сделать вывод?  ( Антонимичными парами могут быть слова любой части речи )

Весело , медленно, мальчик, отдыхать, влево, девочка , чёрный, грустно, мир, быстро, вправо, работать, белый, война, грустить, радоваться, вверх, зима, вниз, лето.

Возьмите на выбор любую пару антонимов и составьте одно предложение.

 

 

Работа со словарем антонимов .

Проверим, правильно ли подобрали антонимические пары.

 

( Підбиття підсумків. Лідери груп оголошують результати)

 

 

5.Рефлексія.

Перевірка очікуваних результатів.

( таблиця на дошці )

Інтерактивна вправа « Дерево вражень»

Викладач заздалегідь виготовляє « дерево», яке має три гілки

Учні на листочках записують свої враження і прикріплюють до гілок. Я зачитую  відповіді.

 

Мне понравилось…

Мне не понравилось …

 

  1.    Домашнє завдання.

Записать черты характера человека, используя антонимы.

 

Я довольна вашей работой. Всем спасибо! Урок закончен. Все свободны.

С дневниками ко мне подходят все, кого назвали лидеры групп.

 

 

doc
Додано
7 грудня 2019
Переглядів
680
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку