Учитель: Мазалова А.И.
Класс: 5
Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне слова»
Цель урока: познакомить учащихся с правилом правописания гласных о-е после шипящих в корне слова
Задачи урока:
Обучающие: выработка навыка грамотного письма гласных о-е после шипящих в корне слова; проверка знаний по пройденной теме; выявление пробелов в усвоении материала
Развивающие: развитие коммуникативной компетенции учащихся, развитие логического мышления учащихся (умение анализировать, обобщать), развитие правильности, точности, логичности речи; развитие орфографической зоркости, речевого слуха у учащихся, совершенствование орфографических умений и навыков учащихся.
Воспитательные: воспитание корректного отношения к мнению одноклассников, воспитание познавательной активности учащихся
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Формы работы: индивидуальная, коллективная
Оборудование: раздаточный материал, учебник, сигнальные карточки
Ожидаемые результаты: школьники знают условия написания букв о-е после шипящих в корне слова; умеют применять алгоритм на практике; формируется желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе.
Метод обучения: интерактивный: творческие задания, работа в малых группах, использование вопросов.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Эпиграф - цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора
На доске написан эпиграф к уроку
Человек неученый – что топор неточеный
(Русская пословица)
(Пословица - малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном)
2. Беседа.
- А почему так говорят? Помните, я вам показывала визитную карточка одной строительной фирмы, мы с вами насчитали целых пять ошибок в этой визитке. Стыдно, правда, когда взрослый человек делает столько ошибок, поэтому будем учиться.
3. Словарный диктант на предшествующие правила.
Небеса, облака, поляна, чудесный, деревья, лужи, редкий, туча, птицы, хороший, шоколад
4. Этимологическая страничка
Этимология – раздел лингвистики, изучающий происхождение слов
-Какое слово, на ваш взгляд, сразу воспринимается как заимствованное?
Шоколад – кондитерское изделие на основе масла какао, являющееся продуктом переработки какао-бобов — семян шоколадного дерева, богатых теобромином и кофеином.
Слово появилось в 17 веке на Руси сначала как «чекулат» (ацтек.» Горькая вода»), потом «чоколад», затем «шоколат» и только в конце 18 века стал «шоколад»
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа:
- какую орфограмму мы изучали на прошлом уроке? (написание непроизносимого согласного в корне слова)
- как проверить написание непроизносимых согласных в корне слова?
(Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне, надо подобрать проверочное слово так, чтобы эта согласная четко слышалась)
- Вспомните наш стишок-подсказку?
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно, и опасно,
Букву «Т» писать напрасно!
Всем извесТно, как прелесТно
Букву «Т» писать умесТно!
(Из книги Н. Шапиро «Полезные мелочи»)
Вкусный, солнце, местность, опасно, тростник, честный, чудесный, ужасно, сердце, свистнул, интересный.
III. Изучение нового материала
- Продолжаем работать над восприятием новых учебных знаний.
- Попробуйте сами сформулировать тему нашего урока после небольшой викторины. Поможет вам в этом картинка – подсказка, обратите внимание на экран.
1. Видеофайл: Викторина “Узнай слово”
Бетонированная дорога – шоссе;
Сказочный персонаж с рожками – чёрт;
Плод дуба – жёлудь;
Место соединения сшитых кусков ткани – шов;
Водитель машины – шофёр;
Говорить очень тихо – шёпотом;
Сладкая плитка – шоколад;
Профессиональный наездник на скачках – жокей;
Лицо, руководящее оркестром – дирижер.
2. Беседа.
- Кто уже догадался, какая тема урока? (Буквы о-е после шипящих в корне слова)
- Подскажите, какие шипящие звуки вы знаете? (ж, ш, щ, ч, )
- А почему они так называются? (При произношении образуется щель, через которую проходит воздух)
3. Работа с учебником. Работа в малых группах.
- Работаем в парах. На стр. 128 написаны слова в столбиках, прочитайте их, проанализируйте и сделайте вывод, в каких случаях после шипящих в корнях слов под ударением пишется е, а в каких – о?
( после букв ж, ш, ч, щ в корнях слов пишется е, если можно подобрать проверочное слово, пишется о, если нельзя подобрать проверочное. В заимствованных словах пишется о)
IV. Восприятие и понимание учебного материала
Пч..лка в щ..лку залетела
И на ж..лтый ж..лудь села.
Щ..ткой ш..рстку чешет кот,
Песни ш..потом поет.
Ш..рник совершил подж..г:
Дров вязанку он подж..г.
Руку правую ож..г –
очень сильный был ож..г.
(Пчелка – пчела)
(Щелка – щель
Желтый – желтеть
Желудь – желудевый
Щеткой – щетина
Шерстку – шерстинка
Шепотом – шептать
Шорник – (заим.) -
Поджог – сущ.
Поджег – глагол)
(Ж. Пилипенко)
- Затруднение вызвали последние слова. Эти слова относятся к разным частям речи. Кто? Что? – существительное пишется с буквой о. Что сделал? – глагол пишется с е. Таким образом различают части речи.
2. Составление алгоритма. Видеофайл: Алгоритм
- Ребята, нам необходимо составить алгоритм, чтобы четко применять правило. Первое, что нужно определить, в какой части слова находится орфограмма, потому что для суффикса и окончания есть еще одно правило, но сегодня мы о нем говорить не будем.
Второе – определить часть речи: глагол или нет. Третье - заимствованное слово или нет. Четвертое – подобрать проверочное слово. Пятое - выбрать букву о или е.
(Алгоритм - набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата)
Алгоритм
Зажёг (глаг.) свет, громкий шёпот (шептать), осторожный шорох (нет провер. слова), жёлтый (желтеть) тюльпан, цирковой жонглёр (заим.), горький шоколад (заим.), черная (чернеть) расческа (чесать), ожог (сущ.) руки
Физкультминутка – видеофайл «Смешарики на зарядке»
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели
(Физкультминутки для детей - svitmam.ua)
V. Закрепление изученного материала
- Чтобы легче было запомнить заимствованные слова с буквой о в корне, предлагаю вам выучить стишок. (Раздать всем листочки со стихотворением). Читаем все вместе вслух:
Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
(О. Кургузова)
4. Выборочный диктант. На партах у вас лежат сигнальные карточки. Это буквы О и Е. Я буду читать словосочетания, а вы поднимайте карточку с той буквой, которая пишется в словах после шипящих.
Трудолюбивые пчёлы, спелый крыжовник, жёлтый одуванчик, одинокий челн, щёлканье соловья, поджог сена, жёсткий диван, заблудился в чащобе (, дешёвые товары, чёрствый хлеб, разошёлся шов, новые шорты, обжора за столом, молодой жокей (профессиональный наездник)
Е О
Пчелы крыжовник
Желтый поджог сена
Челн шов
Щелканье шорты
Жесткий чащоба
Дешевые обжора
Черствый жокей
5.Творческая работа. Попробуйте сочинить небольшой текст, в котором использовались бы слова на данную орфограмму. Послушайте, что я вчера сочинила.
По шоссе движется автомобиль.. За рулем опытный шофер-шотландец. С ним рядом в машине – жонглер, жокей, переводчик Жора-обжора. Все они едут на веселое шоу. Настроение у всех мажорное. Каждый занят своим делом. Жонглер жонглирует крыжовником. Жокей рассматривает новые шоры для лошади. Жора ест шоколад. Вдруг раздается шорох, все шокированы. Это у обжоры лопнул шов на шортах.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Давайте подведем итоги, продолжите фразу ..
- Сегодня на уроке я научился (правописанию 0-Е после….)
- Сегодня на уроке мне удалось (самостоятельно тему-цель поставить, правило вывести, строили алгоритм)
- Самым интересным для меня на уроке было…
- каков алгоритм действий при выборе буквы после шипящих?
- когда пишется о-е после шипящих?
VII. Дифференцированное домашнее задание
Повторить правило на стр. 128,129, выполнить упр. 120, выучить стихотворение –подсказку.
Индивидуально: сочинить сказку о правописании гласных о и е после шипящих
VIII. Видеофайл. Чтобы было легче запомнить правописание слов с буквами О, Е после шипящих, предлагаю посмотреть мультфильм про Жору.
Дополнительный материал.
1. Цифровой диктант с взаимопроверкой.
1. Учёный 2. Челн 3. Шёрстка 4. Крыжовник 5.Пчёлы 6. Решётка 7. Шорты 8. Капюшон 9. Шофёр 10. Шотландский 11. Поджог дома 12. Поджег дрова
- Я читаю правильный ответ, а вы проверьте диктант у своего товарища, можете поставить ему оценку, за каждую правильную букву поставьте 1 балл.
(1е 2е 3е 4о 5е 6е 7о 8о 9о 10о 11о 12е)
- А сейчас будет самый страшный ужастик. А ваша задача - не испугаться и подсчитать, сколько слов с буквой О было в этом стихотворении.
В черной-черной комнате
Чьи-то очертания.
Шелковое что-то скользнуло в тишине.
Где-то что-то щелкнуло,
Щетка тихо скрипнула,
Желуди посыпались –
Показалось мне.
Шорохи опасные,
Шепоты ужасные
И решетка черная
На большом окне.
Желтая перчаточка
Черною расческою
Челку мою жесткую
Причесала мне. (1 слово – шорохи)
(Т. Рик)
- Испугались? А что я сделала? В одном стихотворении собрала слова с орфограммой о-е после шипящих. А почему ощущался страх? Потому что много шипящих, которые создают таинственную атмосферу, полную шорохов, не знаешь, какое существо может так шелестеть.
- Как называется этот поэтический прием? (Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность)
Но мы не боимся, потому что можем объяснить правописание каждого слова.
- Устно объяснить написание букв о-е.
Солнце глянуло сквозь щ..лку
Свесив огненную _ (чёлку)
Вышел ёж с сапожной _ (щ..ткой),
Занялся работой _ (чёткой)
Ученик учил уроки,
У него в чернилах _ (щёки).
(Я. Козловский)
1