Тема урока: Линзы. Построение изображений предметов в линзах
Цели урока:
Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.
Ход урока
Здравствуйте дорогие ребята. Подарим друг другу улыбки и начнём работать.
Учитель: На прошлых уроках мы с вами рассмотрели законы распространения, отражения и преломления света. Каждый день мы сталкиваемся с этими явлениями.
Предлагаю ответить на вопросы для того, чтобы вспомнить то, что мы изучали.
Ответом на вопрос может быть только да или нет, «да» - ладонь в виде знака ОК, «нет» - сжата в кулак):
Молодцы.
Давайте вспомним, какие мы знаем физические приборы. Для этого ответим на вопросы, размещенные н слайдах.
Открытие какого оптического прибора послужило развитию вмедицинеи биологии? Микроскоп
Открытие какого оптического прибора послужило развитию в астрономии? Телескоп
Как называется оптический прибор, предназначенный для получения на экране действительного увеличенного изображения предмета?Фотоаппарат
Как называется оптический прибор, с помощью которого можно улучшитьзрение?Очки
Как называется оптический прибор, с помощью которого можно увидетьпредмет на больших расстояниях? Бинокль
А что объединяет эти приборы? Правильно, линзы.
И тема нашего урока: Линзы. Построение изображений предметов в линзах.
Какие цели мы ставим перед собой?
Цели урока:
Повторить виды линз
Узнать характеристики линз
Научиться стоить изображения.
Изучение нового материала:
“Линза - слово латинское и означает чечевица. Чечевица – растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые, а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть – линзами.
Я хочу задать вам пару вопросов, ответы на которые мы получим в конце урока:
Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?
Почему не стоит оставлять бутылки в том месте, где вы отдыхали?
У вас на партах лежат файлы с документами. Достаньте документы из файлов. Возьмите лист, на котором сверху написано: Опорный конспект. С ним мы и будем работать.
Линза, у которой края толще, чем середина является вогнутой.
Линза, у которой края тоньше, чем середина является выпуклой.
Объяснение нового материала
Оптическая ось – прямая, проходящая через центр линзы.
Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в сходящийся и собирают его после преломления в одну точку называют собирающими линзами. А данная точка – фокусом линзы.
Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей после преломления в расходящийся – называются рассеивающими.
Линзы, с помощью которых можно получить увеличенное изображение, называются собирающими.
Расстояние от линзы до ее фокуса называется фокусным расстоянием линзы и обозначается буквой F и измеряется в метрах.
Построение изображения в собирающей линзе.
Построение линзой изображения предметов, имеющих определённую форму и размеры, получается следующим образом: допустим, линия AB представляет собой объект, находящийся на некотором расстоянии от линзы, значительно превышающем её фокусное расстояние.
От каждой точки предмета через линзу пройдёт бесчисленное количество лучей, из которых, для наглядности, на рисунке схематически изображен ход только трёх лучей.
ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ С ПОСТРОЕНИЕМ
Собирающая линза |
|
Рассеивающая линза |
|||||
Действительное или мнимое |
Увеличенное или уменьшенное |
Прямое или перевернутое |
Положение предмета (d) |
Действительное или мнимое |
Увеличенное или уменьшенное |
Прямое или перевернутое |
|
|
|
|
d > 2F |
|
|
|
|
|
|
|
d = 2 F |
|
|
|
|
|
|
|
2 F< d< F |
|
|
|
|
|
|
|
d = F |
|
|
|
|
|
|
|
d < F |
|
|
|
|
Подведение итогов урока:
Домашнее задание: Придумать задачу, для решения которой нужно использовать линзы.
Учитель: Что же, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас. Заполните, пожалуйста, анкеты, которые лежат на столах
Закончить урок мне хочется словами М.В.Ломоносова: «Пою перед тобой в восторге похвалу; не камням дорогим, ни злату, а стеклу».